город Омск |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А70-9048/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Мокшиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11410/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2013 по делу N А70-9048/2013 (судья Стафеев С.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация" (ОГРН 1027200784665, ИНН 7202083210)
к Управлению инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2013 г. N 340/13ак,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области - Лушин Евгений Алексеевич (паспорт, по доверенности N 22/13 от 08.11.2013 сроком действия один год)
установил:
ООО "Запсибгазпром-Газификация" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области(далее по тексту - Управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2013 г. N 340/13ак.
Решением от 06.11.2013 по делу N А70-9048/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что заявитель не может нести ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ поскольку обязанность по соблюдению строительных норм и правил возложена на субподрядчика, фактически осуществлявшего строительство проверенного объекта.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества административный орган выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация", надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
На основании разрешения на строительство от 29.12.2012 г. N RU 72304000-453-рс осуществляется строительство жилого дома по ГП-3 "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Губернская 37в.
В Управление от Общества поступило извещение от 31.07.2013 г. N 1 о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (номер, присвоенный органом государственного строительного надзора 6-01.139к).Согласно указанному извещению на объекте капитального строительства Жилой дом по ГП-3 "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт" произошло обрушение лестничных маршей с 6 по 1 этажи, блок-секции Д 1-1-2 в осях 6с-9с, Гс-Ес.
Приказом Главного управления строительства Тюменской области от 31.07.2013 г. N 1003-к в отношении Общества было назначено проведение внеплановой выездной проверки, которая проводилась на указанном объекте капитального строительства.
По результатам проведения проверки было установлено, что при строительстве объекта Обществом допускаются нарушения требований проектной документации и нормативных требований в области строительства, о чем составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 01.08.2013 г. N 948/13к.
02.08.2013 г. в отношении Общества был оставлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением было вынесено оспариваемое постановление от 06.08.2013 г. N 340/13ак, согласно которому Общество было привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратилось в суд с вышеназванным требованием.
Решением от 06.11.2013 по делу N А70-9048/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Согласно ч.1 ст.9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Как следует из материалов дела, Управлением был установлен факт отсутствия актов освидетельствования скрытых работ по устройству мест опирания лестничных маршей, лестничных площадок, факт отсутствия актов освидетельствования скрытых работ по монтажу лестничных маршей, лестничных площадок (блок-секция Д -1-1-2 в осях 6с-9с, Гс-Ес, проект шифр 10-12-03 ПОС листы 3,4).
Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество, ссылаясь на положения п. 4 РД-11-02-2006,указывает, что, акты освидетельствования скрытых работ на момент проведения проверки находись не на строительной площадке, а хранились у застройщика или заказчика. При этом Управление не затребовало у Общества в установленном порядке указанные акты освидетельствования, хотя имело такую возможность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявитель также указывает, что акты освидетельствования скрытых работ прилагались к извещению N 1 об устранении нарушений при строительстве в соответствии с реестром исполнительной документации по ГП-3 (п.1-п. 40 реестра).
Судом первой инстанции правомерно были отклонены названные доводы.
В соответствии с п. 5.3Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.12.2006г.N 1128 (далее по тексту- РД-11-02-2006), акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее - скрытые работы), оформляются актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в Приложении 3. Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной документацией.
В соответствии с п. 4 РД-11-02-2006 исполнительная документация подлежит хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки исполнительная документация передается застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации исполнительная документация передается застройщику или заказчику на постоянное хранение.
Как следует из оспариваемого постановления, в вину Обществу вменяется именно фактическое отсутствие актов освидетельствования скрытых работ по устройству мест опирания лестничных маршей, лестничных площадок, а также отсутствие актов освидетельствования скрытых работ по монтажу лестничных маршей, лестничных площадок.
Судом установлено, что в материалы дела Обществом были представлено извещение N 1 от 12.08.2013 г. (т.1 л.д. 42-45)об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, из которого усматривается, что Общество информировало Управление об устранении указанного нарушения, выразившегося в отсутствии актов освидетельствования скрытых работ, с приложением названных актов.
В материалы дела также был представлен Реестр исполнительной документации по ГП-3 (т.1 л.д. 46-48), в котором, по мнению заявителя, отражено наличие указанных актов освидетельствования скрытых работ, а также реестр исполнительно-технической документации по объекту "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт" жилой дом по ГП3 секция Д-1-1-1 (т.2 л.д.1-4).
Однако судом установлено, что сами акты освидетельствования скрытых работ фактически в материалы дела Обществом представлены не были.
Из материалов дела усматривается, что по результатам проверки Управлением было вынесено предписание от 01.08.2013 г. N 948/13к. В соответствии с которым Управление затребовало у Общества представить акты освидетельствования скрытых работ по устройству мест опирания лестничных маршей, лестничных площадок, а также акты освидетельствования скрытых работ по монтажу лестничных маршей, лестничных площадок (блок-секция Д -1-1-2 в осях 6с-9с, Гс-Ес, проект шифр 10-12-03-ПОС листы 3,4). Срок исполнения предписания -12.08.2013 г.
По результатам проведения проверки исполнения предписания от 01.08.2013 г. N 948/13к Управлением было установлено, что Общество не представило указанные акты освидетельствования скрытых работ по устройству мест опирания лестничных маршей, лестничных площадок, акты освидетельствования скрытых работ по монтажу лестничных маршей, лестничных площадок. В представленных актах освидетельствования скрытых работ по монтажу лестничных маршей, лестничныхплощадок не соответствуют даты начала, окончания работ, даты составления актов (с 01.02.2013 г. по 06.04.2013 г.) с датами изготовления изделий согласно указанных в актах и приложенных к актам технических паспортов на изделия N 6743 (с 23.04.2013 г. по 10.06.2013 г.), N 6742 (с 08.04.2013 г. по 12.06.2013 г.).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что Управлением доказано событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ (в части п.1 оспариваемого постановления).
Как следует из материалов дела, в вину Обществу также вменяется нарушение требований безопасности труда в строительстве (п.3-п.5 оспариваемого постановления).
В соответствии с п. 8.1.11 постановления Госстроя РФ от 17.09.2002г.N 123 "О принятии строительных норм и правил РФ"Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП 12-04-2002" монтаж лестничных маршей и площадок зданий (сооружений), а также грузопассажирских строительных подъемников (лифтов) должен осуществляться одновременно с монтажом конструкций здания. На смонтированных лестничных маршах следует незамедлительно устанавливать ограждения.
Управлением установлено, что в нарушение указанного требования не был выполнен монтаж лестничных маршей, лестничных площадок одновременно с монтажом конструкций в блок-секции Д-1-1-1 выше 11 этажа.
В соответствии с п. 6.1.3 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001г.N 80"О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" производственные территории, участки работ и рабочие места должны быть обеспечены необходимыми средствами коллективной или индивидуальной защиты работающих, первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и условиями соглашений.
В соответствии с разделом 7 "ПОТ Р М-012-2000. Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 04.10.2000 г. N 68) установлены конкретные требования к применению средств индивидуальной защиты.
Управлением установлено, что в нарушение указанных требований работники объекта строительства не обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном соответствии с требованиями действующих нормативных документов (спецодеждой, обувью и т.д.)
В соответствии с п. 6.2.18 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 г. N 80"О принятии строительных норм и правил РФ "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" при невозможности или экономической нецелесообразности применения защитных ограждений согласно п. 6.2.16 допускается производство работ с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего государственным стандартам, и оформлением наряда - допуска.
В соответствии с п. 5.41.14. постановления Госстроя РФ от 08.01.2003 г. N 2 "О Своде правил "Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" при отсутствии ограждения рабочих мест на высоте монтажники обязаны применять предохранительные пояса в комплекте со страховочным устройством. При этом монтажники должны выполнять требования Типовой инструкции по охране труда для работников, выполняющих верхолазные работы ТИ РО-055-2003.
Управлением установлено, что в нарушение указанных требований работы, выполняемые на высоте, где невозможно применение защитных ограждений, выполняются без защитных поясов в комплекте со страховочными устройствами.
Таким образом, из оспариваемого постановления следует, что нарушения, изложенные в п.3-п.5, являются нарушениями требований безопасности труда в строительстве.
Проверкой установлено, что в нарушение требования п. 6.2.6 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. N 781) площадка объекта строительства не очищена от строительного и бытового мусора.
Названное обстоятельство заявителем не опровергнуто.
Между тем, по мнению заявителя, лицом ответственным за выявленные административным органом нарушения является субподрядчик ООО "СБК ГРУПП".
Апелляционная коллегия находит названный довод несостоятельным и правомерно отклоненным судом первой инстанции.
Как следует из разрешения на строительство от 29.12.2012 г. N RU 72304000-453-рс застройщиком объекта капитального строительства "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт", расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Губернская 37в, является ОАО "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ".
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
Согласно п.1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В материалы дела представлен договор генерального подряда от 23.07.2012 г. N 013971-К-1-5, заключенный между застройщиком ОАО "Запсибгазпром" открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ" (Заказчик) и Обществом (Генподрядчик).
Согласно п.1.1. указанного договора и приложения N 1 к нему, Общество обязалось выполнить работы по строительству объекта "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт". По ГП-3.
В соответствии с п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФесли из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Судом установлено, что между Обществом (Генподрядчик) и ООО "Строительство Бизнес Коммерция ГРУПП" (Подрядчик) был заключен договор подряда от 12.12.2012 г. N 315/12-ТС. В соответствии с п.1.1. указанного договора Подрядчик обязуется в установленный договором срок по заданию Генподрядчика выполнить работы по устройству монолитных стен, колон, перекрытий на объекте "Многоэтажные жилые дома с объектами инфраструктуры в границах улиц: Губернская-Закалужская-Московский тракт".
Согласно дополнительному соглашению от 21.01.2013 г. к договору подряда от 12.12.2012 г. N 315/12-ТС Подрядчик принял на себя обязательство по выполнению дополнительного объема работ по устройству лестничных маршей и площадок внутри жилого дома.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Таким образом, Общество как генподрядчик, является лицом, осуществляющим строительство.
Согласно ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Согласно ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468,строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 4.6 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. N 781) осуществление строительного контроля при осуществлении строительства на основании договора является одной из базовых организационных функций подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство.
Таким образом, на Общество, как лицо осуществляющее строительство, возложена обязанность по осуществлению строительного контроля. В силу указанных положений законодательства генподрядчик не имеет права уклоняться от осуществления функций по строительному контролю.
Учитывая изложенное, суд считает несостоятельными доводы Общества о том, что заявитель не может нести ответственности по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение строительных норм и правил, несоблюдение требований правил техники безопасности и охраны труда.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Обществом не были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований законодательства, за нарушение которого ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом указанных выше требований из материалов дела не усматривается, в связи с чем апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Управлением доказана вина Общества в совершенном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2013 по делу N А70-9048/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9048/2013
Истец: ООО "Запсибгазпром-Газификация"
Ответчик: Управление инспекции государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительтсва Тюменской области