г. Челябинск |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А76-14273/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2013 по делу N А76-14273/2013 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Спартак Р" Камилова А.И. (доверенность от 10.04.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Спартак Р" (далее - общество "Спартак Р", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления Администрации от 16.08.2011 N 185 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53-а" в части резервирования земельного участка общества "Спартак Р" (кадастровый номер 74:30:0101010:29) площадью 1049 кв. м (с учетом определения суда первой инстанции от 26.09.2013 об объединении дел в одно производство, уточнения заявителем предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также отказа общества "Спартак Р" от заявления в части требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и прекращения производства по делу судом первой инстанции в указанной части) (л.д. 74-75, 78, 99, 110-116).
Решением от 13.11.2013 (резолютивная часть объявлена 07.11.2013) суд первой инстанции удовлетворил требования общества "Спартак Р", предъявленные к Администрации, признав недействительным постановление Администрации от 16.08.2011 N 185 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53 а" в части резервирования земельного участка общества "Спартак Р" (кадастровый номер 74:30:0101010:29) площадью 1049 кв. м, а также прекратил производство по делу в части требований, предъявленных обществом "Спартак Р" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в связи с отказом заявителя от требований в указанной части (л.д. 110-116).
С принятым по настоящему делу решением не согласилась Администрация и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 124-126).
В обоснование жалобы Администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
По мнению Администрации, суд первой инстанции не дал должной правовой оценки доводам заинтересованного лица о том, что оспариваемое постановление издано в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561.
Администрация указывает, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Администрация считает, что суд первой инстанции не принял во внимание положения статьи 14 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 120-ЗО "О земельных отношениях", которыми устанавливаются случаи изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности. Указывает, что постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от 30.05.2007 N 520 утвержден генеральный план город Копейска Челябинской области, постановлением главы Копейского городского округа от 21.11.2007 N 153 утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Кожевникова, пер. Юннатов, пр. Победы в г. Копейске, а постановлением Администрации Копейского городского округа от 01.04.2011 N 63 утверждены границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по адресу: ул. Кожевникова, 53А. С учетом статьи 14 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 120-ЗО "О земельных отношениях", а также названных выше постановлений органа местного самоуправления Администрация полагает, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением действующего законодательства и не нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
Доводов, свидетельствующих о несогласии Администрации с решением суда первой инстанции от 13.11.2013 в части прекращения производства по делу в части требований общества "Спартак Р", предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, в апелляционной жалобе не приведено.
Общество "Спартак Р" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу (вх. N 4415 от 05.02.2014), в котором просит решение суда первой инстанции от 13.11.2013 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Из содержания отзыва следует, что заявитель считает решение суда законным и обоснованным, с выводами, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен.
Администрация и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель общества "Спартак Р" возражал по существу доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой Администрацией части.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой Администрацией части.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-2365/2011, имеющими в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены следующие обстоятельства.
Обществу "Спартак Р" на праве собственности принадлежит нежилое здание - автозаправочная станция (литеры А, Г, Г1-Г10), площадью 50,4 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, восточнее ДК "Юбилейный", кадастровый (или условный) номер 74:30:01.08.01:03.015120, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.08.2001 серии 74-АБ N 028178.
Указанная автозаправочная станция расположена на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0101010:29, площадью 1049 кв. м, местоположение: участок находится примерно по направлению на восток от ориентира ДК "Юбилейный", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, - поставленном на государственный кадастровый учет 12.02.2001.
Общество "Спартак Р" 30.04.2010 обратилось в Администрацию города Копейска, а затем 25.05.2010 в Управление имуществом Администрации Копейского городского округа Челябинской области с заявлением, в котором просило предоставить указанный выше земельный участок в собственность, ссылаясь на статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляющие заявителю право на приобретение в собственность земельного участка, занятого зданием строением (сооружением) и необходимого для его эксплуатации.
Управление имуществом Администрации Копейского городского округа Челябинской области письмом от 22.06.2010 N 3081-пс сообщило об отказе в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, восточнее ДК "Юбилейный", площадью 1049 кв. м, с кадастровым номером 74:30:0101010:29 на основании пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, так как разрешенный вид использования земельного участка не соответствует установленному зонированию.
С целью урегулирования спора во внесудебном порядке заявитель 21.12.2010 повторно обратился в Управление имуществом Администрации Копейского городского округа Челябинской области с заявлением о выкупе указанного земельного участка.
Управление имуществом Администрации Копейского городского округа Челябинской области письмом от 09.02.2011 N 1172-пс сообщило обществу "Спартак Р" о принятом комиссией 01.02.2011 решении об отказе в выкупе земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, восточнее ДК "Юбилейный", площадью 1049 кв. м, с кадастровым номером 74:30:0101010:29 по основаниям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с принятием Администрацией Копейского городского округа решения о проведении мероприятий по резервированию земель Копейского городского округа для строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53А (распоряжение от 22.12.2010 N 1767-р).
Из материалов дела следует, что 23.12.2010 Администрацией издано распоряжение N 3850-р (л.д. 20), в соответствии с которым для принятия решения о резервировании земель на территории Копейского городского округа Комитету архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа в срок до 01.12.2010 поручено определить границы зон планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53А, в соответствии с генеральным планом Копейского городского округа и проектом планировки территории, ограниченной ул. Кожевникова, пер. Юннатов, пр. Победы (пункт 1 распоряжения).
Пунктом 2 распоряжения Управлению имуществом Администрации Копейского городского округа Челябинской области поручено в срок до 10.01.2011 подготовить перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах зон планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53А.
Постановлением Администрации 01.04.2011 N 63 (л.д. 21) утверждены границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53А.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2011 по делу N А76-2365/2011 (с учетом дополнительного решения от 12.08.2011) удовлетворены заявленные обществом "Спартак Р" требования, признано незаконным и отменено решение Управления имуществом Администрации об отказе в выкупе земельного участка площадью 1049 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, восточнее ДК "Юбилейный", с кадастровым номером 74:30:0101010:29, выраженное в письмах от 09.02.2011 N 1172-пс и от 22.06.2010 N 3081-пс; на Управление имуществом Администрации возложена обязанность осуществить подготовку проекта договора по предоставлению земельного участка площадью 1049 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Победы, восточнее ДК "Юбилейный", с кадастровым номером 74:30:0101010:29, и направить его обществу "Спартак Р" с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.12.2011 решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А76-2365/2011 оставлены без изменения (л.д. 11-18).
Из материалов дела усматривается также, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.11.2011 N 223-11зем. обществу "Спартак Р" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1049 кв. м, с кадастровым номером 74:30:0101010:29, адрес (местоположение): Челябинская область, г. Копейск, по направлению на восток от ориентира ДК "Юбилейный", расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, г. Копейск, пр-кт Победы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.12.2011 (л.д. 23).
16 августа 2011 г. Администрацией издано постановление N 185 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53-а", согласно которому предписано зарезервировать для муниципальных нужд сроком на семь лет в целях строительства детского сада земельный участок площадью 9280 кв. м, расположенный на землях населенного пункта по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53-а, согласно схеме резервируемых земель (приложение 1), а также установлены ограничения прав собственников, землепользователей, арендаторов, землевладельцев по использованию зарезервированного земельного участка согласно схеме (приложение 1) и перечню кадастровых номеров земельных участков (приложение 2) на части земельных участков, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:30:0101010:29 площадью 1049 кв. м (л.д. 30-35).
Указанное постановление опубликовано в газете "Копейский рабочий" (л.д. 36).
Полагая, что постановление Администрации от 16.08.2011 N 185 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53-а" является незаконным и нарушает права и законные интересы общества "Спартак Р" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений статей 49 и 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что перечень объектов, для строительства которых законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков, является исчерпывающим и строительство детского сада в данный перечень не входит. Суд первой инстанции также указал, что оспариваемое постановление (в соответствующей части) нарушает права заявителя как собственника земельного участка.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям закона.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции отмечает, что для признания незаконным оспариваемого постановления органа местного самоуправления о резервировании земельного участка необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанного постановления действующему законодательству и нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя.
Указанная позиция приведена в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В силу пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Из изложенного, в частности следует, что для целей размещения объектов социальной инфраструктуры резервирование возможно в отношении земельных участков, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.
Между тем, на момент принятия оспариваемого постановления Администрации от 16.08.2011 N 185 спорный земельный участок с кадастровым номером 74:30:0101010:29 был предоставлен обществу "Спартак Р" в аренду.
Указанное обстоятельство установлено постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А76-2365/2011.
Согласно пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: выполнением международных обязательств Российской Федерации (подпункт 1); размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (подпункт 2); иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3).
К случаям, указанным в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в подпункте 3 названной статьи, рассматриваемый случай (резервирование земельного участка в целях строительства детского сада) не относится.
По смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие может быть осуществлено в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но только в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации или в муниципальной собственности. Исходя из норм Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", такое изъятие возможно только в отношении земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.
В соответствии со статьей 14 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 120-ЗО "О земельных отношениях" изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, осуществляется в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии со схемами территориального планирования Челябинской области и муниципальных образований Челябинской области, генеральными планами поселений и городских округов, правилами землепользования и застройки - в исключительных случаях, связанных со строительством (размещением) объектов: предназначенных для функционирования органов государственной власти Челябинской области или органов местного самоуправления; предназначенных для осуществления деятельности областными и муниципальными унитарными предприятиями, областными государственными и муниципальными учреждениями и хозяйственными обществами, единственным учредителем которых является Челябинская область или муниципальное образование Челябинской области; строительство которых предусмотрено нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Доказательств разграничения государственной собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером 74:30:0101010:29, в том числе отнесения данного участка к собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область, на момент принятия оспариваемого постановления Администрации от 16.08.2011 N 185, в материалах дела не имеется.
В настоящее время спорный земельный участок с кадастровым номером 74:30:0101010:29 находится в собственности общества "Спартак Р".
Таким образом, ссылка Администрации на неприменение судом первой инстанции в рассматриваемом случае положений статьи 14 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 120-ЗО "О земельных отношениях" отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
С учетом приведенных норм действующего земельного законодательства и фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Администрации правовых оснований для издания постановления от 16.08.2011 N 185 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях строительства детского сада по адресу: г. Копейск, ул. Кожевникова, 53-а" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 74:30:0101010:29 площадью 1049 кв. м.
Как указано выше, в настоящее время данный земельный участок принадлежит обществу "Спартак Р" на праве собственности.
В связи резервированием земель для государственных и муниципальных нужд могут быть установлены ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки (статья 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место совокупность условий для признания незаконным обжалуемого постановления Администрации о резервировании спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что все представленные сторонами доказательства исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, им дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2013 по делу N А76-14273/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14273/2013
Истец: ООО "Спартак Р"
Ответчик: Администрация Копейского городского округа Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Копейского городского округа в лице Управления имуществом Копейского городского округа