г. Москва |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А41-37157/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Рассказова Ю.А., по доверенности от 19.08.2013,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-37157/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями о признании незаконными решений N МО-13/РКФ-195914, N МО-13/РКФ-195920 от 06.05.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета, об обязании произвести государственный кадастровый учет земельных участков, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (далее - ФГУП "Рослесинфорг", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
1) о признании незаконными решений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области N МО-13/РКФ-195914, NМО-13/РКФ-195920 от 06.05.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета;
2) об обязании произвести государственный кадастровый учет земельных участков площадью 14 202 792 кв.м и 6 303 241 кв.м соответственно, расположенных по адресу: Московская область, Волоколамский муниципальный район, Волоколамское лесничество, Осташевское участковое лесничество;
3) о взыскании с кадастровой палаты судебных расходов предприятия в размере 4000 рублей.
Решением от 30 октября 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования предприятия удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы кадастровая палата ссылается на соблюдение ею действующего законодательства при принятии оспариваемых решений, поскольку заявителем не устранены в установленный срок обстоятельства, послужившие основаниями для принятия решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, которые предприятием не обжаловались.
В судебном заседании апелляционного суда представитель предприятия возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя предприятия, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.01.2013 ФГУП "Рослесинфорг" обратилось в Росреестр с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Волоколамский муниципальный район, в качестве приложения к заявлениям наряду с другими документами были приложены межевые планы земельных участков (л.д.29-43).
06.02.2013 Росреестром было вынесено Решение N МО-13/РКФ-44928 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский муниципальный район, Волоколамское лесничество, Осташевское участковое лесничество, кварталы 1-96, площадью 8839 га (л.д.46) по следующим основаниям:
- не представлены необходимые для кадастрового учета материалы лесоустройства, подготовленные в соответствии с Приказом N 139 от 13.04.2012 "Об утверждении порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда", подтверждающие категорию и вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
- имеются противоречия между информацией о лесном участке и сведениями ГКН в части указания площади лесного участка (л.д.54).
06.02.2013 Росреестром было вынесено Решение N МО-13/РКФ-44939 о приостановлении осуществления в кадастрового учета объекта недвижимости расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский муниципальный район, Волоколамское лесничество, Аннинское участковое лесничество, кварталы 1-95, площадью 9674 га (л.д.75) по следующим основаниям:
- не представлены необходимые для кадастрового учета материалы лесоустройства, подготовленные в соответствии с Приказом N 139 от 13.04.2012 "Об утверждении порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда", подтверждающие категорию и вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
- имеются противоречия между информацией о лесном участке и сведениями ГКН в части указания площади лесного участка (л.д.84).
05 мая 2013 года кадастровой палатой вынесены решение N МО-13/РКФ-195920 и N МО-13/РКФ-195914 об отказе в осуществлении кадастрового учета сформированных земельных участков в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д.56, 86).
Не согласившись с решениями об отказе в постановке участков на кадастровый учет, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решений ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 06.05.2013 N МО-13/РКФ-195914, N МО-13/РКФ-195920 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 2 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав необходимых для кадастрового учета документов:
- заявление;
- межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке). Запрашивается органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона (в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
Из материалов дела следует, что заявителем были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков (л.д.29-52, 57-82).
В соответствии с пунктом 6 Приказа Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда", для осуществления государственного учета лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);
вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;
таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);
целевое назначение лесов (категории защитных лесов);
картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000 либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется в том числе на основании данных государственного лесного реестра.
Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 регулируется государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, проводимый органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. При государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда органы государственной власти, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, вносят в государственный лесной реестр сведения, подтверждающие существование данного земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (п.2, 3 Приказа).
Таким образом, указанный Приказ регулирует внесение сведений об участках в государственный лесной реестр уполномоченными на то государственными органами. Кадастровая палата осуществляет функции по постановке объектов недвижимого имущества на кадастровый учет, ведению государственного кадастра недвижимости, и не обладает полномочиями по ведению государственного лесного реестра.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего закона, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 23 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания и согласования местоположения границ земельных участков" для подготовки межевого плана используются, в том числе, нормативные правовые акты, устанавливающие предельные размеры земельных участков.
Пунктом 58 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания и согласования местоположения границ земельных участков" установлено, что вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях вид разрешенного использования образуемого земельного участка указывается в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" в соответствии с декларацией заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка на основании градостроительного регламента либо на основании иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (заверенная кадастровым инженером копия документа, в соответствии с которым сведения о разрешенном использовании земельного участка внесены в межевой план, включается в состав Приложения).
Согласно приложенным к заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, Волоколамский муниципальный район, информациям N 2149-2012-06, N 2147-2012-06 о лесном участке спорные земельные участки относятся к категории земель - земли лесного фонда, имеют вид разрешенного использования: заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства (сенокошение, пчеловодство); осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выполнение работ no геологическому изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ м иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы.
Как следует из заключения кадастрового инженера, при выполнении работ по образованию земельных участков были учтены границы муниципальных образований, утвержденные Законом Московской области от 11.01.2005 N 1/2005-ОЗ "О статусе и границах Волоколамского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований". Разрешенное использование соответствует информации о лесном участке от 25.06.2012 N 2149-2012-06, предоставленной в соответствии с частью 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ, Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194 "Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра" (л.д.40, 69).
В соответствии с требованиями пункта 58 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания и согласования местоположения границ земельных участков" акты Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва были включены в состав приложений (информация о лесном участке N 2149-2012-06 от 25.06.2012 - л.д.46, информация о лесном участке N 2147-2012-06 от 25.06.2012 - л.д.75, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 25.06.2012- л.д.47, 76).
На основании изложенного апелляционный суд находит необоснованными причины приостановления осуществления кадастрового учета, выразившиеся в непредставлении необходимые для кадастрового учета материалы лесоустройства, подготовленные в соответствии с Приказом N 139 от 13.04.2012 "Об утверждении порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда", подтверждающие категорию и вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заинтересованным лицом не представлено в суде первой инстанции достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии противоречий между информацией о лесном участке и сведениями ГКН в части указания площади лесного участка. Кроме того, кадастровая палата не обосновала данный довод жалобы и не направила своего представителя в суд апелляционной инстанции для дачи пояснений.
В связи с изложенным апелляционный суд признает необоснованными причины приостановления осуществления кадастрового учета, выразившиеся в установлении противоречий между информацией о лесном участке и сведениями ГКН в части указания площади лесного участка.
То обстоятельство, что решения о приостановлении осуществления кадастрового учета не были обжалованы предприятием, не может свидетельствовать о законности оспариваемых решений об отказе кадастровом учете, в связи с чем указанный довод жалобы апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает незаконными и необоснованными решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области от 06.05.2013 N МО-13/РКФ-195914, N МО-13/РКФ-195920 об отказе в осуществлении кадастрового учета, не находит оснований для удовлетворения жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.37 НК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.12.2013 N 8328184 в сумме 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в пользу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2013 по делу N А41-37157/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по п/п N 8328184 от 20.12.2013.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37157/2013
Истец: Центральный филиал государственной инвентаризации лесов "Рослесинфорг" (Филиал ФГУП "Рослесинфорг "Чентрлеспроект"")
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области