г. Москва |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А40-81003/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Банина И.Н.,
судей: Яремчук Л.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2013 г. по делу N А40-81003/13, принятое единолично судьёй Сорокиным В.П. (шифр судьи 83-95),
по иску открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, г. Москва, ул. Электродная, д. 4А) к Государственному казённому учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Западного административного округа" (ОГРН 1087746254606, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 14) о взыскании 7 771 261, 61 руб.
при участии представителей:
от истца - Зайцева А.В. по доверенности N 1378 от 03.08.2012 года, Рогожина Т.Ю. по доверенности от 20.02.2013 года, Петрова Н.С. по доверенности от 25.12.2012 года;
от ответчика - Плуталов И.С. по доверенности N 58/АС-14 от 15.01.2014 года;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Западного административного округа" (ОГРН 1087746254606, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 14) о взыскании 7 771 261, 61 руб.- разницы в тарифах (субсидий) по договорам энергоснабжения (договоры).
Решением Арбитражного суда города Москвы в иске отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличие оснований для получения субсидий в размере, указанном в иске, поэтому иск подлежит удовлетворению.
Не согласившись с данным решением Арбитражного суда г. Москвы, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы и указал, что истцом соблюден порядок получения субсидий из бюджета, установленный нормативными актами г. Москвы, поэтому иск подлежит удовлетворению.
Истец в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил.
Изучив и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обоснованность и законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2013 г. по делу N А40-81003/13.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами энергоснабжения истцом в период с января по март 2013 года была осуществлена поставка тепловой энергии в жилые дома управляющих организаций.
Расчеты с данными управляющими организациями за поставленную тепловую энергию производились по тарифам для населения.
Согласно ФЗ от 14.04.1996 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тарифы на тепловую энергию, применяемые ОАО "МОЭК" в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
РЭК (Региональная энергетическая комиссия) г. Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы (постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы").
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости её производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты.
Согласно данных актов Москва, как субъект РФ, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "прочие" и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
В соответствии с п. 3.4 распоряжения Правительства г. Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (в редакции распоряжения Правительства г. Москвы от 11.08.2010 г. N 1667-РП) на государственные учреждения города Москвы инженерные службы административных округов города Москвы (далее - ГУ ИС АО) и на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Жилищник" возложены функции и полномочия получателей бюджетных средств по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению".
Согласно указанного распоряжения субсидии подлежали выплате энергоснабжающим организациям инженерными службами административных округов г. Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 09.08.2011 г. N 606-РП "Об организации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы", ГУ "ИС ВАО" реорганизовано в форме присоединения к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа".
Согласно п.5.3.3 данного постановления, выполнение функций уполномоченной организации по предоставлению субсидий предусмотренных законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период, на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, возложены на реорганизованные государственные казенные учреждения.
Истец в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что субсидии за январь-март 2013 года на покрытие разницы в тарифах, применяемых в расчетах отрытому акционерному обществу "МОЭК" не выплачены.
Арбитражный суд г. Москвы при рассмотрении дела пришел к выводу, что истец не доказал наличие оснований для получения субсидий в указанном по иску размере, поэтому иск не подлежит удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд считает данные выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Порядок организации работы по предоставлению субсидий из бюджета города Москвы в целом по городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 13.05.2008 г. N 385-1111 "О предоставлении в 2008 году субсидий из бюджета города Москвы".
Согласно п. 2 указанного постановления обязательным условием для претендентов на получение субсидии являлось предоставление ими в уполномоченный орган (в данном случае - ГУ "ИС ВАО") следующих документов:
- составленной в произвольной форме письменной заявки о предоставлении субсидий (зарегистрированной уполномоченным органом в обязательном порядке);
- письменного обязательства о соблюдении уровня государственных регулируемых цен на производство (реализацию) товаров, выполнение работ и оказания услуг и выполнении установленного государственного задания на оказание государственных услуг, составленного в произвольной форме;
- статистической отчетности, содержащей сведения об объеме производства (реализации) товаров, выполнении работ и оказании услуг;
-расчета размера субсидий исходя из установленного уровня регулируемых цен (тарифов) и объема государственного задания на производство (реализацию) товаров, выполнения работ и оказания услуг;
-копии документа, удостоверяющего право претендента на получение субсидии на объект, используемый для производства (реализации) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся основанием для получения субсидий.
В соответствии с п. 4.2 постановления объем подлежащих перечислению средств определялся уполномоченным органом на основании отчета получателя субсидий о фактически состоявшихся расходах (недополученных доходах) в отчетном периоде и выполнении условий договора.
В соответствии с п. 10.2 вышеуказанного постановления перечисление бюджетных средств осуществляется на расчетный счет получателя субсидии на основании документов, подтверждающих фактически состоявшиеся расходы (недополученные доходы) за отчетный период.
Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.2004 г. N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 10.06.2008 г. N 1306-РП) утверждена типовая форма Регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, управляющих и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы.
Сторонами регламента являются Департамент финансов города Москвы (или финансово-казначейское управление административного округа города Москвы), ГУ ИС АО, организация, в управлении которой находится многоквартирный дом, и теплоснабжающая организация.
Регламент устанавливает функции и полномочия участников бюджетного процесса при расходовании бюджетных средств на указанные цели.
Сумма субсидий из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной населению тепловой энергии, исчисленной по тарифу, установленному для населения, и стоимостью тепловой энергии, исчисленной по тарифам, установленным для жилищных организаций с учетом оплаты ее производства и поставки.
Указанные стоимости рассчитываются как произведение фактически поставленного объема тепловой энергии для бытовых нужд населению на соответствующие тарифы без учета НДС, утвержденные в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы и действующие на момент поставки.
В соответствии с п. 4.1. Регламента теплоснабжающая организация обязана:
- осуществлять раздельный учет тепловой энергии, поставляемой населению и другим категориям потребителей, с отражением средств, полученных в качестве субсидии из бюджета города Москвы, на балансовом счете 86 "Целевое финансирование";
- представлять управляющей организации в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным для подписания, акты о фактическом отпуске тепловой энергии для бытовых нужд населения, основанных на показаниях приборов учета или рассчитанных по ценам, утвержденным Правительством Москвы (по нормативу);
- предоставлять получателю бюджетных средств заявку на выделение бюджетных средств не позднее 5 числа месяца, предшествующего платежу, с указанием даты и суммы платежа;
- применять для расчетов по настоящему Регламенту утвержденные в установленном порядке тарифы за поставку тепловой энергии;
- обеспечивать в установленные сроки составление бухгалтерской отчетности и предоставление налоговых деклараций с учетом действующих налоговых льгот.
Согласно п. 4.2 Регламента Получатель бюджетных средств обязан:
- обеспечить в порядке, установленном настоящим Регламентом, перечисление бюджетных средств теплоснабжающей организации;
- при необходимости своевременно в установленном порядке вносить предложения об увеличении бюджетных ассигнований по статье "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению";
- осуществлять контроль за правильным и своевременным предоставлением управляющими организациями и теплоснабжающими организациями документов, являющихся основанием для бюджетного финансирования.
Пунктом 4.3 Регламента Управляющая организация обязана:
- обеспечить подписание акта, подтверждающего объемы поставки тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представить его получателю бюджетных средств и теплоснабжающей организации;
- производить в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальную выверку расчетов с теплоснабжающей организацией по фактической поставке тепловой энергии населению.
Субсидии предоставляются в заявительном порядке.
Распоряжением Правительства Москвы от 05.08.2004 г. N 1575-PП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" (далее - Постановление) утверждена типовая форма Договора о предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, содержащая порядок и условия предоставления субсидии из бюджета города Москвы.
Согласно ст. ст. 309- 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении заявленных исковых требований отказано обоснованно, так как истцом нарушен порядок получения субсидий из бюджета, установленный указанными нормативными актами г. Москвы.
Поскольку размер долга истцом документально не подтвержден и не доказан, порядок получения субсидий из бюджета (разницы в тарифах), являющихся предметом иска по настоящему делу, истцом нарушен, то иск не подлежит удовлетворению.
Решение суда первой инстанции об отказе в иске является обоснованным.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2013 г. по делу N А40-81003/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединённая энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81003/2013
Истец: ОАО "МОЭК"
Ответчик: ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО", ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО"