г. Самара |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А65-16435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, - не явился, извещен,
Государственного казенного учреждения "Елабужское лесничество" - не явился, извещен,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
Хусниевой Зульфии Альбертовны - не явился, извещен,
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2013 г. по делу N А65-16435/2013 (судья Назырова Н.Б.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ОГРН 1091690054753), Республика Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН106168000016), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", Республика Татарстан, г. Елабуга,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", Республика Татарстан, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Хусниева Зульфия Альбертовна, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным постановления от 11.01.2009 г. N 1,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Республике Татарстан, управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Исполнительный комитет), Совету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - второй ответчик, Совет) о признании недействительными постановлений Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20.12.2010 г. N 5718; от 20.12.2010 г. N 5719; от 2010 г. N 5019; от 2010 г. N 5021; от 2010 г. N 5022; без номера и года "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:150"; от 11.01.2011 г. N 2; от 28.06.2012 г. N 1979; от 03.09.2012 г. N 2879; о признании недействительными постановлений главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 11.01.2009 г. N 1; от 20.06.2007 г. N 929.
Определением от 29.07.2013 г. суд выделил требование о признании недействительным постановления главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 11.01.2009 г. N 1 в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", Федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан); Хусниева З.А.; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2013 г. заявление удовлетворено. Признано недействительным постановление главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 11.01.2009 г. N 1.
Не согласившись с принятым судебным актом, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Управление Росреестра по Республике Татарстан ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.01.2009 г. глава Тукаевского муниципального района принял постановление N 1, согласно которому гр. Хузиевой З.А. предоставлен земельный участок площадью 3000 кв.м. (кадастровый номер 16:39:102201:122) из категории из земель Малошильнинского сельского поселения, расположенный а н.п. Большая Шильна, в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.01.2013 г. (т. 1 л.д. 14-15) на указанный земельный участок зарегистрировано ограничение в виде аренды в пользу Хусниевой З.А. на основании договора аренды земельного участка от 22.05.2012 г.
Считая постановление незаконным и нарушающим права Российской Федерации, ТУ Росимущества по Республике Татарстан обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указав, что о наличии оспариваемого постановления ему стало известно лишь после получения письма из письма руководителя ГКУ "Елабужское лесничество" 19.03.2013 г.
Судом первой инстанции установлено, что заявителю оспариваемый ненормативный акт принят 11.01.2009 г., а заявитель с заявлением в суд о признании его недействительным обратился 11.06.2013 г. (т. 1 л.д. 4). Вместе с тем заявителю о наличии оспариваемого акта и о нарушении прав собственности Российской Федерации этим актом стало известно только 19.03.2013 г. из письма руководителя ГКУ "Елабужское лесничество" от 14.03.2013 г. Данное обстоятельство ответчик не опроверг, доказательства обратного не представил.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в суд.
В силу п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (п.п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 1 ст. 8 ЛК РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 г. N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства
Лесоустройство включает в себя:
а) проектирование лесничеств и лесопарков;
б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
в) проектирование лесных участков;
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971, 1981, 1991, 2001х годов земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:122 входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, квартал 117 выделы 1, 2, 3, является землями лесного фонда и собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2009 г. серии 16-АЕ N 148307 (т. 1 л.д. 22).
Лесной кодекс Российской Федерации различает защитные леса, эксплуатационные и резервные леса.
Защитные леса подлежат сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ст. 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Елабужское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 г. N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Елабужское лесничество", кварталов 114-119, по целевому назначению являются защитными, категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон.
Статьями 102-107 ЛК РФ предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Государственная регистрация права федеральной собственности на спорный земельный участок подтверждается свидетельством от 23.12.2012 г. серии 16-АЕ N 148307 (т. 1 л.д. 22).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:122 (входящий в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713), отнесен к землям населенных пунктов (т. 1 л.д. 14-15).
Главой Тукаевского муниципального района 11.01.2009 г. вынесено постановление N 1 о предоставлении Хусниевой З.А. земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:122, из категории земель населенных пунктов, сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 13).
Впоследствии между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района и гражданкой Хусниевой З.А. заключен договор аренды земельного участка, сроком на сорок девять лет, на основании которого в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ограничение в виде аренды.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:39:102201:122 полностью входит в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 16:39:000000:713, в квартал 117 выделы 1, 2, 3, находящегося в собственности Российской Федерации.
Согласно межевому плану, составленному кадастровым инженером Юсуповым Р.Я. (Казанский филиал ФГУП "Рослесинфорг"), в результате кадастровых работ было уточнено местоположение границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:713, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение уточненных границ земельного участка определено на основании материалов лесоустройства 2003 года.
Площадь земельного участка в результате уточнения границ составила 2553 кв.м., что на 22745 кв.м. меньше площади по данным государственного кадастра недвижимости. Уменьшение площади связано с наложением границы г. Набережные Челны, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:122, (с категорией "земли населенных пунктов") на земли государственного лесного фонда.
Изложенные обстоятельства подтверждают наложение земельного участка с кадастровым номером 16:39:102201:122 на земли лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
В нарушение ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
Довод заявителя о том, что в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки были предоставлены из земель не разграниченной государственной собственности, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией. Принадлежность спорных участков к составу земель лесного фонда Российской Федерации подтверждается данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1971, 1981, 1991, 2001-х годов. Кроме того, право собственности Российской Федерации на общие лесные участки, куда входит спорный земельный участок, зарегистрировано в установленном порядке и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для распоряжения земельными участками, право собственности на которые закреплено за Российской Федерацией.
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что спорный земельный участок по инициативе ответчика был сформирован и поставлен на кадастровый учет, оформлен кадастровый план, внесена запись об отнесении его к землям населенных пунктов и присвоен кадастровый номер, не наделяет ответчика правом распоряжения и отчуждения земельных участков в пользу третьих лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
В силу п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов происходит по воле и в интересах Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района в отсутствии согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа.
Осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры отнесение спорного участка к землям населенных пунктов при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, глава Тукаевского муниципального района в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации не уполномочен был распоряжаться федеральной собственностью и передавать права пользования третьим лицам.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение о признании недействительным постановления главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 11.01.2009 г. N 1.
Доводы, приведенные Советом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2013 г. по делу N А65-16435/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16435/2013
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татартан, г. Набережные Челны, Совет Тукаевского муниципального района Республики Татартан, г. Набережные Челны
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Елабужское лесничество", г. Елабуга, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной Миграционной службы России по РТ, г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Хусниева Зульфира Альбертовна