г. Москва |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А40-131271/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
Судей: Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Савич Л.М
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. по делу N А40-131271/2013, принятое судьей Каменской О.В. (шифр судьи 21-868),
по заявлению ИП Савич Л.М. (г. Москва)
к УФМС России по г.Москве (ОГРН 1057749433411, 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16, стр. 4)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Келин М.С., по дов. от 14.11.2013 |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ИП Савич Людмила Марковна к УФМС России по г. Москве с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2013 г. N 2370/06/13-3 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Решением суда от 02.12.2013 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения, выразившегося в привлечении иностранного гражданина к работе доказан, подтверждается материалами дела и не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами.
С решением суда не согласился заявитель - ИП Савич Л.М. и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено заместителем начальника ОУФМС России по г. Москве с превышением должностных полномочий, а также на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока и оспариваемое постановление вынесено по истечении срока привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17 октября 2012 года, на основании распоряжения N 1618 от 17.10.2012 года (л.д. 48) в соответствии с совместным приказом МВД России и Федеральной миграционной службы от 30 апреля 2009 г. N 338/97 "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" сотрудниками ОППМ N 3 ООИК УФМС России, по г. Москве проведена выездная проверка по соблюдению миграционного законодательства по адресу: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 33 "А".
В ходе проверки по вышеуказанному адресу выявлен факт незаконного привлечения индивидуальным предпринимателем Савич Л.М. к трудовой деятельности в качестве парикмахера гражданина Республики Молдова Кулакли Л.И. 18.12.1980 года рождения, без соответствующего разрешения на работу в г. Москве.
11 июля 2013 года в отношении ИП Савич Л.М., извещенной надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении МС N 053417 (л.д.84-85).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ответчиком в присутствии представителя по доверенности Келина М.С. вынесено постановление от 05.09.2013 по делу N 2370/06/13-3, которым ИП Савич Л.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившегося в привлечении иностранного гражданина без разрешения на работу в г.Москве и индивидуальному предпринимателю назначено административной наказание в виде штрафа в размере 250000 руб.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено заместителем начальника ОУФМС России по г. Москве с превышением должностных полномочий, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку с учетом ст. 23.67 КоАП РФ, Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока и оспариваемое постановление вынесено по истечении срока привлечения к административной ответственности, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, при этом само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Правонарушение, совершенное ИП Савич Л.М. было выявлено административным органом 17.10.2012 г., о чем был составлен акт проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников N 1218 от 17.10.2012 г. (л.д. 56-57), следовательно, постановление от 05.09.2013 по делу N2370/06/13-3 по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
Согласно ч.1 ст.18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.7 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу иностранному гражданину оформляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в течение 10 рабочих дней, со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдачи ему данного разрешения.
Согласно п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В силу положений статьи 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В пункте 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ имеется разъяснение о том, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
На основании ст.67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Молдова Кулакли Л.И. и отсутствие у иностранного гражданина разрешения на работу подтверждаются актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников N 1218 от 17.10.2012 г., протоколом осмотра территории от 17.10.2012 г. (л.д. 50-51) и фототаблицей к нему (л.д. 53), актом проверки N 732 от 24.04.2013 г. (л.д. 64-65) объяснениями гражданина Молдова Кулакли Л.И. (л.д. 68).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что индивидуальный предприниматель, каковым является заявитель, обязан осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации привлечения иностранного работника и, не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании статьи 18.15 КоАП РФ.
Ошибочное указание в решении суда даты оспариваемого постановления 31.01.2013 вместо 05.09.2013 является по существу опечаткой, которая не повлияла на правильность принятого судом первой инстанции решения об отказе в удовлетворении требований, принимая во внимание, что судом первой инстанции рассмотрен спор исходя из предмета и основания, заявленных по настоящему делу, и исследовались обстоятельства вынесения оспариваемого постановления.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 г. по делу N А40-131271/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н.Кольцова |
Судьи |
П.В.Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131271/2013
Истец: ИП Савич Л. М., Савич Людмила Марковна
Ответчик: УФМС России по г. Москве
Третье лицо: Келин М. С. (представитель ИП Савич Л. М.), УФМС России по г. Москве