город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2014 г. |
дело N А32-11917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
М.А. Костенко
в отсутствие лиц участвующих в деле
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-11917/2013 о признании незаконным бездействия таможенного органа; об обязании произвести возврат излишне уплаченных платежей по заявлению ИП Кельяченко Дмитрия Евгеньевича
(ИНН 230308925719, Краснодарский край, Белореченский район, пос. Молодежный, ул. Строителей, д. 3, кв. 10) к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
(г. Краснодар, ул. Суворова д. 2/5) принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кельяченко Дмитрий Евгеньевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня) на письмо от 31 января 2013 года, выразившееся в невозврате индивидуальному предпринимателю Кельяченко Дмитрию Евгеньевичу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ и КТС-1, КТС-2: N 10309140/180412/0000330 от 18.04.2012 года; об обязании Краснодарской таможни произвести возврат индивидуальному предпринимателю Кельяченко Дмитрию Евгеньевичу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ и КТС-1, КТС-2: N 10309140/180412/0000330 от 18.04.2012 года в размере, равном 1 659 197,40 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-11917/2013 признано незаконным бездействие Краснодарской таможни на письмо от 31 января 2013 г., выразившееся в не возврате индивидуальному предпринимателю Кельяченко Дмитрию Евгеньевичу излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ и КТС-1, КТС-2: N 10309140/180412/0000330 от 18.04.2012 года, как не соответствующее ТК ТС. Краснодарская таможня обязана произвести возврат индивидуальному предпринимателю Кельяченко Дмитрию Евгеньевичу излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ и КТС-1, КТС-2: N 10309140/180412/0000330 от 18.04.2012 г. в размере 1 659 197,40 руб.
Не согласившись с решением суда от 05.11.2013 по делу N А32-11917/2013 Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в процессе таможенного оформления таможенным органом обнаружены признаки недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара: выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости; более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза. Таможенный орган указывает, что в своих действиях руководствовался законом, и правомерность принятого решения определена нормами действующего законодательства. Кроме того, таможенный орган считает, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-11917/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От ИП Кельяченко Дмитрия Евгеньевича через отдел делопроизводства суда поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, которое удовлетворено судом.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Кельяченко Д.Е. в рамках осуществления внешнеторговой деятельности 01 сентября 2011 г. заключил с фирмой "ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME, DEPOLAMAM, NAK.TAAH.IHR.TIC.LTD.STI" внешнеторговый договор (контракт) N 10/2011.
Указанным контрактом, приложением к контракту N 29 от 02.04.2012 и инвойсом N 096427 от 16.04.2012 г. согласованы существенные для сторон условия сделки: вид товара подлежащего поставке, его наименование, описание.
В инвойсе согласована (определена) цена товара в долларах США, общая сумма поставленного товара, вес товара.
В соответствии с приложением N 29 от 02.04.2012 г. к контракту N 10/2011 товар поставляется морским транспортом на условиях CFR в порты Новороссийска, Геленджика, Туапсе, Порт-Кавказ. Контрактом обозначен срок начала и срок окончания поставок, а также срок действия контракта для взаимных расчетов.
Товары - томаты свежие сорт "F-190" упакованы в 39138 картонных коробках, уложены на 312 деревянных поддонах, каждый поддон весом 16 кг., общий вес брутто груза на поддонах 289100 кг., общий вес нетто 270400 кг., код окп 973500, изготовитель: ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME, DEPOLAMAM, NAK.TAAH.IHR.TIC.LTD.STI, Турция, товарный знак: "ESME GIDA"; огурцы свежие, сорт "KISA", упакованы в 11110 пластмассовых ящиках, уложены на 101 деревянных поддонах, весом каждый 16 кг., общий вес брутто груза на поддонах 99500 кг., общий вес нетто 93900 кг., код окп 973500, изготовитель: ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME, DEPOLAMAM, NAK.TAAH.IHR.TIC.LTD.STI, Турция, товарный знак: "ESME GIDA".
Товар поставлен на территорию России, проведено его декларирование с целью помещения под процедуру - выпуск для внутреннего потребления, путем подачи 18.04.2012 г. в Краснодарскую таможню декларации N 10309140/180412/0000330. По ДТ N 10309140/180412/0000330 произведено таможенное оформление ввезенных товаров.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу представлены документы, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами согласно описи документов указанной в декларации, в том числе, контракт N 10/2011 от 01.09.2011; приложение к договору N 29 от 02.04.2012; паспорт сделки 11090001/0232/0000/2/0 от 19.09.2011; коммерческий инвойс А N 096427 от 16.04.2012 г.; коносамент N 03 от 17.04.2012; дополнение к ДТ 10309140/180412/0000330; упаковочный лист, транспортные документы и т.д.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не принята таможенным органом, в связи, с чем Краснодарской таможней принято решение о проведении дополнительной проверки, о предоставлении в срок дополнительных документов.
Краснодарская таможня отказала заявителю в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.
Исполняя решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, предпринимателем составлены КТС-1 от 18.04.2012 года, КТС-2 от 18.04.2012 года на основании ценовой информации предложенной таможенным органом.
Декларирование товаров производилось на таможенном посту Порт-Кавказа.
Декларант не согласился с решением таможенного органа о невозможности применения 1 метода определения таможенной стоимости товара, но в с вязи с тем, что поставляемый товар является скоропортящимся продуктом (овощи) в целях наиболее быстрого выпуска товаров, самостоятельно откорректировал таможенную стоимость с применением 6 резервного метода.
В обоснование применения первого метода заявителем представлены все необходимые документы, в соответствии с требованиями п. 1 Приложения N 1 к Решению комиссии таможенного союза от 20.09.2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров": договор купли-продажи, приложение к договору с описанием качественных и количественных характеристик товара, паспорт сделки, инвойсы, платежные документы, подтверждающие расчеты по договору и иные документы.
По условиям каждого из договоров купли-продажи в стоимость товара, зафиксированную в приложениях и инвойсах, входит стоимость тары, одноразовых крепежных материалов (поддонов), упаковки и маркировки, все расходы, связанные с экспортным оформлением товара в стране продавца и все расходы, связанные с погрузкой, доставкой и выгрузкой товара в порту Сочи, Новороссийск, Туапсе, Геленджик.
Приложение к договору купли-продажи имеет четко установленное: количество товара, стоимость единицы товара и общую стоимость партии товара, что позволяет однозначно (буквально) понимать стоимость сделки по конкретной поставке в каждом случае с определением стоимости единицы товара.
Руководствуясь положениями Порядка корректировки таможенной стоимости товаров утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376, предприниматель направил в адрес Краснодарской таможни обращение, составленное в письменной форме с обоснованием необходимости корректировки и указанием регистрационных номеров ДТ и КТС (обращение от 31 января 2013 года). В вышеуказанном обращении заявитель просил Краснодарскую таможню провести корректировку таможенной стоимости товаров после выпуска товара (в рамках корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376) и произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин в соответствии со ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 147 ФЗ от 21.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Все документы, на которые предприниматель ссылается, как на основание необходимости корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров, были предоставлены Краснодарской таможне и имеются в ее распоряжении о чем свидетельствуют соответствующие записи приложений в каждой из ДТ.
Письмом N 07.1-04/3866 от 25.02.2013 Краснодарская таможня в удовлетворении обращения заявителя в проведении корректировки таможенной стоимости товаров, после выпуска товаров с применением первого метода, отказало, сославшись на то, что декларантом не подтверждена документально цена сделки, в связи с чем, применение первого метода определения таможенной стоимости невозможно.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по 6-му (резервному) методу и самостоятельно заполнил бланки КТС-1, ДТС-2 в связи с чем, обществу доначислены таможенные платежи.
Не согласившись с действиями таможенного органа, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования предпринимателя, исходя из следующего.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее Соглашение), которое действует с 06.07.2010 года.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, устанавливается нормами Таможенного кодекса Российской Федерации.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Основанием для отказа Краснодарской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной заявителем стоимости товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
На момент ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подачи в таможенный орган вышеуказанной ДТ подлежали применению нормы Решения Комиссии таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
В соответствии с Приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 (вступившим в силу 01 января 2011 г.) (далее - Порядок декларирования), при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к Порядку.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
В соответствие с пунктами 1, 2 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) исключен;
5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза;
14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 настоящего пункта, а также в подпункте 3 настоящего пункта - при наличии таких документов.
Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
Ведомостью банковского контроля по паспорту сделки N 11090001/0232/0000/2/0 подтверждена оплата ИП Кельяченко Д.Е. компании "ESMELER TARIM TARIM URUNLERI PAKETLEME, DEPOLAMAM, NAK.TAAH.IHR.TIC.LTD.STI" стоимости поставленного товара по договору N 10/2011 от 01.09.2011 на сумму 330,461 долларов США. Указанная сумма полностью соответствуют цене товара согласно инвойсу и иным документам по данной поставке.
Однако, указанная декларантом в спорных декларациях таможенная стоимость товаров не принята таможенным органом при проведении таможенного контроля в процессе таможенного оформления.
Таможенный орган запросил у заявителя дополнительные документы.
Истребованные документы ИП Кельяченко Д.Е. предоставил частично, таможенному органу даны пояснения о невозможности предоставления отдельных документов по объективным причинам.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено Кодексом.
При использовании в качестве основания для отказа от применения основного метода зависимости продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявлена таможенная стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.
Представленные заявителем при декларировании товара документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства, представленных документов достаточно для определения таможенной стоимости ввезенных товаров по 1 методу.
Сумма оплаты, указанная в ведомости банковского контроля - 330461 долларов США соответствует размеру суммы общей фактурной стоимости, указанной в графе N 42 ДТ и добавочного листа к ДТ (248768 долларов США + 81693 долларов США= 330461 долларов США), а также сумме, указанной в инвойсе компании - 330461 долларов США, что свидетельствует о правомерности применения заявителем первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
По смыслу Соглашения в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.
Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Согласно пункту 6 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 года N 29 разъяснено, что под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Не применяя таможенную стоимость по первому методу, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности его применения.
Доказательств того, что покупатель по контракту уплатил цену больше заявленной, а также доказательств, что документы, представленные ИП Кельяченко Д.Е. в обоснование применения 1 метода определения таможенной стоимости товаров, содержат недостоверные сведения либо являются поддельными, таможенный орган не предоставил.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Из вышеизложенного следует, что Краснодарская таможня не обосновала правомерность корректировки таможенной стоимости товара по вышеуказанной ДТ.
Доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, не представила.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 года N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждение заключения сделки является контракт N 10/2011 от 01.09.2011 года, заключенный с фирмой "ESMELER TARIM TARIM URUNLERI, PAKETLEME, DEPOLAMA NAK.TAAH.ITH.IHR.TIC.LTD.STI" (Турция).
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Условиями контракта предусмотрено, что номенклатура товара определяются сторонами в приложении к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта. Цена согласовывается в спецификациях.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Стороны предусмотрели, что товар поставляется на условиях поставки SFR (Инкотермс-2000) (раздел 4 контракта), условия оплаты согласованы сторонами в разделе 5 контракта.
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, таможенным органом не сделано.
Из содержания пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнить условия и характер ввоза товара. Также необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
В связи с применением вышеуказанного шестого метода, таможенная стоимость товаров откорректирована (КТС -1, КТС-2 от 18.04.2012 г.), в связи с чем заявителю доначислены дополнительные таможенные платежи в размере, равном 1659197 руб. 40 коп.
Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных заявителем по спорной ДТ производилась на основе выписки из ДТ, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ" условия которой не сопоставимы с условиями ввезенного обществом и оформленного по спорным ДТ товара.
При рассмотрении дела судом установлено, что при применении 6-го метода использована ценовая информация на товар, не соответствующая ввезенному заявителем.
Таким образом, корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в спорной ДТ, произведена таможенным органом неправомерно.
В статье 89 ТК ТС указано, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (часть 12 статьи 148 ФЗ от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае обстоятельства, которые могли бы служить основанием, для отказа в возврате излишне уплаченных платежей отсутствуют.
Согласно абзацу 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации" соответствующее заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов должно быть подано не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Вопреки доводам жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель направил 31 января 2013 года в Краснодарскую таможню письменное обращение, в котором просил вернуть излишне уплаченные таможенные платежи, начисленные в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров /т. 1 л.д. 128/.
Таким образом, предпринимателем соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Однако Краснодарская таможня не рассмотрела обращение заявителя от 31.01.2013 года о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 1 659 197,40 руб. по вышеуказанной ДТ и КТС, излишне уплаченные таможенные платежи не возвращены, что говорит о бездействии Краснодарской таможни по возврату заявителю излишне уплаченных таможенных пошлин по вышеуказанным ДТ и КТС.
Заявитель представил суду доказательства незаконности оспариваемого бездействия таможенного органа действующему законодательству и нарушение этим бездействием прав и имущественных интересов заявителя.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по вышеуказанной ДТ, обоснованны и правомерно удовлетворены суд первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2013 по делу N А32-11917/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11917/2013
Истец: ИП Кельяченко Дмитрий Евгеньевич, Кельяченко Д. Е.
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Кранодарская таможня