г. Москва |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А41-22387/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Артемовой С.А.,
при участии в заседании:
от ИП Эльханана О.М.: Ильханов М.И., по доверенности от 13.09.2013;
от Администрации Ленинского района Московской области: не явились, извещены;
от Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С., по доверенности от 26.12.2013 N 30-249/дов;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Эльханана Омара Марковича на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-22387/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску ИП Эльханана О.М. к Администрации Ленинского района Московской области, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области о признании незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Эльханан О.М. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ленинского района Московской области с требованиями:
1. Признать незаконным отказ, изложенное в письме N 1291п от 02.04.2013 Администрацией Ленинского муниципального района Московской области.
2. Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области, принять решение о предоставлении земельных участков: с кадастровым номером: N 50:21:0090212:398, площадью 120830 кв. м, и N 50:21:0090212:397, площадью 189740 кв. м, расположенного в границах Московской области, Ленинского муниципального района, с местоположением, с/о Булатниковский, в районе д. Суханово, уч. N 1,2 в аренду сроком на 49 лет, ИП Эльханан О.М.
3. Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области в течение четырнадцати дней со дня предоставления Заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, с кадастровым номером: 50:21:0090212:398, площадью 120830 кв. м, и 50:21:0090212:397, принять решение о предоставлении земельного за плату и заключить договор аренды в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-22387/13 в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Эльханана Омара Марковича отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Эльханана О.М. обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет лесного хозяйства Московской области направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Администрация Ленинского района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Эльханан О.М. обратился к Главе Администрации Ленинского муниципального района Московской области с заявлением от 28.02.2013 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397, с местоположением относительно ориентира по адресу: Московская область, Ленинский район, с/о Булатниковский, в районе д. Суханово, уч. N 1, 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства (л.д. 12-13).
По итогам рассмотрения заявления Администрация Ленинского муниципального района направило ИП Эльханан О.М. ответ от 02.04.2013 N 1291п, которым было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 относятся к лесному фонду и находятся в федеральной собственности, и Администрация Ленинского муниципального района Московской области не имеет компетенции по их распоряжению (л.д. 11).
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы, ИП Эльханан О.М. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12 установлен порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, соответствующее требованиям части 1 статьи 12.
К заявлению должно быть приложено соглашение о создании фермерского хозяйства, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (часть 2 статьи 12).
В соответствии с частью 4 статьи 12 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 приведенной статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (часть 6 статьи 12).
Как следует из материалов дела, заявление ИП Эльханана О.М. о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков по формальным признакам соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; к заявлению были приложены все необходимые документы (л.д. 12-13).
При этом по смыслу Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" право на получение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности возникает с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом именно статус заявителя предопределяет, в порядке какого закона (общего либо специального) рассматривается обращение о выделении земельного участка.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как указывается в части 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Обращаясь с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 (далее - земельные участки), ИП Эльханан О.М. указал цель предоставления таких земельных участков - для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Вместе с тем, поскольку обратного не доказано, на момент обращения с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков Эльханан О.М. имел статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22.02.2013, крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано не было.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 11.09.2013, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18.09.2013 крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Эльханан О.М., зарегистрировано только 11.09.2013 (л.д. 112-117).
Следовательно, на момент обращения с заявлением от 28.02.2013 в Администрацию Ленинского муниципального района ИП Эльханан не имел права на предоставление в аренду испрашиваемых земельных участков в порядке главы 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Как указывается в статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как следует из кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397, данные земельные участки расположены относительно ориентира по адресу: Московская область, Ленинский район, с/о Булатниковский, в районе д. Суханово, уч. N 1, 2, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства (л.д. 14-17).
Согласно письму Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 13.06.2013 3 21/01-1185, уведомлениям Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 14.06.2013 N 21/021/2013-37, 21/021/2013-38 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 (л.д. 31, 32, 57).
Вместе с тем, в заключении Московского филиала ФГУП "Рослесинфорг" Мослеспроект от 08.10.2013 N 08/1395 указано, что в результате выполнения работ по анализу кадастровых выписок земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 общей площадью 31,057 га, сравнения пространственного размещения рассматриваемых земельных участков, их внешних границ с учетными и планово-картографическими материалами лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Ленинского муниципального района, установлено, что часть площадей данных земельных участков - 11,68 га расположена на землях лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области. Подтверждением изложенного является чертеж лесного участка Подольского сельского участкового лесничества с нанесенными границами рассматриваемых земельных участков по представленным координатам поворотных точек межевых знаков (л.д. 109-111).
Таким образом части земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 относятся к лесным землям.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что в подтверждение пересечения испрашиваемых земельных участков и лесных земель ФГУП "Рослесинфорг" Мослеспроект не представило подтверждающих указанное обстоятельство документов.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду того, что в материалах настоящего дела имеется письмо и приложенный к нему чертеж лесного участка (том 1 л.д. 109-111), подтверждающий указанное пересечение.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Поскольку ИП Эльханан О.М. обратился за предоставлением в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0090212:398 и 50:21:0090212:397 целиком, а части испрашиваемых земельных участков отнесены к лесным землям, то отказ Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 02.04.2013 N 1291п соответствует закону.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2013 года по делу N А41-22387/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Эльханана О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22387/2013
Истец: ИП Эльханан Омар Маркович
Ответчик: Администрация Ленинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области