г. Челябинск |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А76-13730/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 по делу N А76-13730/2013 (судья Костылев И.В.),
В заседании приняли участие представители:
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Лукьянова Евгения Владимировна (удостоверение N 127908, доверенность от 10.12.2013 N 12 сроком на 3 года)
Администрация Златоустовского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Челябинской области, управление) о признании недействительным предписания от 19.04.2013 N 14/3/1-3.
Определением суда первой инстанции от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Гражданская защита Златоустовского городского округа" (далее - третье лицо, МУП "Гражданская защита Златоустовского городского округа").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 (резолютивная часть решения объявлена 01.11.2013) заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительным пункт 1 предписания Главного управления МЧС России по Челябинской области от 19.04.2013 N 14/3/1-3. В остальной части требований отказал.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением в части признания недействительным пункта 1 предписания, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просило решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает на, что МКУ "Гражданская защита Златоустовского городского округа" создано для решения задач Администрации в области гражданской обороны, поэтому контроль за его деятельностью возлагается на орган местного самоуправления, а значит и обязанность по обучению соответствующей категории работников возложена законом на Администрацию.
Податель жалобы указывает, что в Постановлении Правительства N 610 не указано, что его требования распространяются на определенную категорию правоотношений, поэтому противоположный вывод суда является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель, третье лицо не явились.
С учетом мнения заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя, третьего лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, учитывая согласие представителя заинтересованного лица по делу, участвующего в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы, с проверкой законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области от 25.03.2013 N 14/3 в отношении Администрация проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления контроля за выполнением предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (л.д.15-16).
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения требований в области гражданской обороны: не прошли повышение квалификации (не менее 72 часов) в области гражданской обороны должностные лица структурного подразделения МКУ "Гражданская защита Златоустовского городского округа", уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрации Златоустовского городского округа, а именно: Игольникова Е.Ю., Лаврентьев М.И., Кузнецова А.В. и Щербакова Г.Н. (п.1); работники Администрации Златоустовского городского округа, а также работники предприятий и учреждений, вошедших в структуру Администрации Златоустовского городского округа, не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105% от штатной численности (п.2); работники Администрации Златоустовского городского округа, а также работники предприятий и учреждений, вошедших в структуру Администрации Златоустовского городского округа, не обеспечены дополнительными патронами к противогазам на 40% от общей численности работников (п.3).
Результаты проверки отражены в акте проверки N 14/3 от 19.04.2013 (л.д. 21-25)
По результатам проверки вынесено предписание N 14/3/1-3 от 19.04.2012 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны (л.д. 5).
Не согласившись с предписанием N 14/3/1-3 от 19.04.2012, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что п.1 оспариваемого предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Судом первой инстанции устанолвено и из материалов дела следует, что п.1 оспариваемого предписания заявителю вменяется нарушение п. 2 ст. 11, ст.20 Федерального Закона N 68-ФЗ от 21.12.1994, пункт 2 пп. "д", пункт 4-5, пункт 6 пп. "в" Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547, пункт 8 Приложения к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 N 19.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
В пункте "в" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно Положению "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 794 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление Правительства N547) утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данное Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 1).
Согласно пункту 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят в числе других: д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники); е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
В соответствии с пунктом 13 Положения Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
в) разрабатывает и утверждает примерные программы обучения в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Постановление Правительства N 841) утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
Данное Положение, разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
Согласно пункту 3 указанного Положения лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);
б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования;
в) личный состав формирований и служб;
г) работающее население;
д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся);
е) неработающее население.
Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19 утвержден перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку и повышение квалификации, среди которых указаны члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций, что соответствует требованиям Положения "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 547.
На основании указанного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у общества обязанности обеспечивать повышение квалификации выше указанных работников по программе обучения не менее 72-часов в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 (далее - Постановление Правительства N 610).
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования Постановления Правительства N 610, касающиеся повышения квалификации по программе обучения не менее 72-часов, нельзя отнести к рассматриваемой ситуации.
Нормативные правовые акты, требования которых по мнению управления были нарушены заявителем, не устанавливают требование к количеству часов обучения (повышения квалификации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Муниципальное казенное учреждение "Гражданская защита Златоустовского городского округа" согласно материалам дела является самостоятельным юридическим лицом, правами органа местного самоуправления не наделено, по этой причине не может входить в структуру Администрации Златоустовского городского округа. В этой связи неправомерно указание в оспариваемом пункте предписания на возложение обязанности исполнить определенные действия на лицо, которому данное предписание не адресовано и в отношении которого не проводилась соответствующая проверка.
Таким образом, обязательные требования оспариваемого п.1 предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, устанавливая для него дополнительную обязанность по проведению обучения (повышение квалификации) работников.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.11.2013 по делу N А76-13730/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13730/2013
Истец: Администрация Златоустовского городского округа
Ответчик: Главное управление МЧС России по Челябинской области
Третье лицо: МКУ "Гражданская защита Златоустовского городского округа", Муниципальное казенное учреждение "Гоажданская защита Златоустовского городского округа"