г. Москва |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А40-68813/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.02.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева
Судей Е.А. Солоповой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.C. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Московского регионального отделения ФСС РФ (Филиал N 6 Отделения Фонда) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2013 г. по делу N А40-68813/13, принятое судьей А.П. Стародуб по заявлению Государственного учреждения - Московского регионального отделения ФСС РФ (Филиал N 6 Отделения Фонда) (127006, г. Москва, Страстной бульвар, д. 7, стр. 1) к Министерству экономического развития РФ; ( 125993, г. Москва, ул. 1-ая Тверская- Ямская, д. 1-3) (адрес местонахождения: 125993, г. Москва. Овчинниковская набережная, д. 18/1) о взыскании 37 228 894 рублей 15 копеек
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кузьмин Р.М. по дов. б/н от 23.09.2013, Еремина Е.В. по дов. б/н от 20.01.2014, Румянцева Е.А. по дов. б/н от 17.01.2014
от заинтересованного лица - Величинская Ю.Н. по дов. N 83-АУ от 27.06.2013, Долецкая М.В. по дов. N 90-АУ от 10.07.2013
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 6 обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Министерства экономического развития РФ 347 228 893,33 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Государственное учреждение - Московского регионального отделения ФСС РФ (Филиал N 6 Отделения Фонда) обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней и просил отменить решение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность вынесенного решения проверены судом в порядке 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменные пояснения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ (Филиал N 6) на основании решений от 23.07.2012 года N 52 м/д и N 52 н/с проведена выездная проверка страхователя Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (per. N 7706003043) по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом составлен акт документальной выездной проверки от 27.02.2013 года N 5 н/с и N 5 м/д, и принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 22.03.2013 года N 2-м/д и решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 22.03.2013 г. N2 н/с.
Как следует из материалов дела, а также пояснений представителя истца в ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ (Филиал N 6) зарегистрировано в качестве страхователя Министерство экономического развития Российской Федерации (Per N. 770601180), а также Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N7706003043).
Решениями ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ (Филиал N 6) от 23 июля 2012 года N 52 м/д и N 52 н/с была назначена выездная проверка в отношении Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N7706003043).
В решениях о назначении выездной проверки от 23 июля 2012 года N 52 м/д и N 52 н/с были указаны данные лица, в отношении которого назначается проверка, в частности указан ИНН: 7710349494, ОГРН: 1027700515385.
Из выписки ЕГРЮЛ указанные ИНН: 7710349494 и ОГРН: 1027700515385 принадлежат юридическому лицу Министерству экономического развития Российской Федерации, которое зарегистрировано в Фонде за регистрационным номером 770601180.
Из материалов дела следует, что загранаппарат Министерства экономического развития Российской Федерации (Торговые представительства Российской Федерации) является частью дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2005 г. N 401 "Об оптимизации системы Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах" (п. 14) торговые представительства являются самостоятельными юридическими лицами, ведущими финансово-хозяйственную деятельность. Финансовое обеспечение торгпредств осуществляется в иностранной валюте в соответствии с бюджетным законодательством, на основании смет расходов, утверждаемых Минэкономразвития России.
Таким образом, истец в соответствии с решениями о назначении выездной проверки от 23.07.2012 года N 52 м/д и N 52 н/с назначил выездную проверку в отношении Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N7706003043), как филиала Министерства экономического развития РФ. Непосредственно проверку загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации (Торговое представительство Российской Федерации), как самостоятельного юридического лица фонд не назначал, о чем свидетельствуют указанные решения о назначении выездной проверки, в которых указаны данные ИНН и ОГРН юридического лица Министерства экономического развития РФ.
Согласно с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Доказательств того, что Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043) является самостоятельным юридическим лицом, отвечающим требованиям п. 1 ст. 48 ГК РФ истцом суду не представлено.
Исходя из п. 3 ст. 48 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Доказательств внесения записи в ЕГРЮЛ в отношении Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043) истцом суду не представлено.
На основании вышеизложенного следует, что Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043) не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением юридического лица Министерства экономического развития РФ.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Согласно со ст. 5 ФЗ N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Исходя из п.2 ст. 6 ФЗ N 165-ФЗ страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Под организациями в данном случае понимаются юридические лица.
На основании вышеизложенного суд правомерно считает, что Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043) не является юридическим лицом, то по смыслу указанных норм права оно не может являться страхователем.
В соответствии с решениями фонда от 22.03.2013 года N 2 м/д и N 2 н/с о привлечении страхователя к ответственности решено Министерство экономического развития Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) привлечь к ответственности в соответствии с ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, а также ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 г. N212-ФЗ.
Поскольку Министерство экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043) не является юридическим лицом и не обладает правоспособностью, то истец не вправе был привлекать его к ответственности, установленной пенсионным законодательством.
Согласно ч. 10 ст. 35 ФЗ N 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При этом срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (пункт 14 ст. 35 ФЗ N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка Министерства экономического развития РФ (Per N . 770601180) на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на предмет начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевания и расходования этих средств была проведена фондом на основании решений от 16.08.2010 года N 40 с/с и N 40 н/с соответственно.
Закон N 125-ФЗ не содержит положений, регламентирующих порядок и сроки проведения проверок страхователей. По правилам юридической техники в случае пробела в правовом регулировании допускается использование аналогии нормы права. В связи с чем, в отношении соответствующих выездных проверок следует применять правила, установленные Ф3N 212-ФЗ.
Таким образом, проверка в отношении Министерства экономического развития Российской Федерации фондом в 2010 году была проведена, и оснований проводить в 2012 году в отношении указанного юридического лица проверку у истца не имелось, в связи с чем, фонд провел проверку в отношении Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) (Per. N 7706003043), которое не является юридическим лицом.
При указанных обстоятельствах, ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ (Филиал N 6) не обоснованно привлекло структурное подразделение Министерства экономического развития РФ загранаппарата к ответственности, предусмотренной ФЗ N212-ФЗ, N 165-ФЗ, а также ФЗ N 125-ФЗ.
Поскольку в отношении Министерства экономического развития РФ фондом в соответствии с решениями о назначении выездной проверки от 23.07.2012 года N 52 м/д и N 52 н/с проверка не проводилась, то истец не вправе предъявить указанному юридическому лицу требования об уплате доначисленных по результатам выездной проверки сумм страховых взносов, пени и штрафа.
В части материально-правовых требований истца судом установлено следующее.
В соответствии с решением фонда от 23.07.2012 года N 52 м/д истцом была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов Министерством экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 г.
По данным проверки, база для начисления страховых взносов на основании представленных лицевых счетов, в которых отражены размеры оклада в рублях и валютная часть в долларах США, составила за 2010 год - 420 007 417,28 рублей, за 2011 год -458 878 209 рублей 21 копейка, всего 878 885 626 рублей 49 копеек. При этом, по данным регистров бухгалтерского учёта страхователя оплата труда (доход рублевая часть), на которую начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации составила: за 2010 год - 80 341 719 рублей, 12 копеек; за 2011 год - 85 252 541 рубль, а всего 165 594 260 рублей 12 копеек.
Как следует из материалов дела пенсионный фонд указал, что разница по оплате труда между результатами проверки и отчетными данными страхователя в сумме 713 291 366 рублей 37 копеек объясняется тем, что страхователь необоснованно исключил из облагаемой базы сумму должностного оклада в иностранной валюте, выплачиваемого работникам, направляемым на работу в Торговые представительства Российской Федерации за границей. Таким образом, сумма облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации занижена страхователем на 713 291 366 рублей 37 копеек.
Истец указал, что по решению фонда от 23 июля 2012 года N 52 н/с была проведена выездная проверка Министерства экономического развития Российской Федерации (загранаппарат) по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования эти средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 года. По данным проверки оплата труда (доход) на основании представленных лицевых счетов, в которых отражены выплаты в рублях и валютная часть оклада в долларах США, составила: за 2009 год - 1 351 923 671 рубль 45 копеек, за 2010 год - 1 363 996 288 рублей 54 копеек, за 2011 года - 1 309 751 275 рублей 83 копейки, всего 4 025 671 235 рублей 82 копеек, а по данным регистров бухгалтерского учета страхователя оплата труда (доход), на которую начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, составила: за 2009 год - 80 761 616 рублей 58 копеек, за 2010 год - 84 227 095 рублей 08 копеек, за 2011 год - 86 229 034 рублей 37 копеек, всего 251 217 746 рублей 63 копейки. Таким образом, разница по оплате труда между результатами проверки и отчетными данными страхователя составила 3 774 442 354 рубля 91 копейка, поскольку страхователь необоснованно исключил из облагаемой базы сумму должностного оклада в иностранной валюте, выплачиваемого работникам, направляемым на работу в Торговые представительства Российской Федерации за границей.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки им установлено, что загранаппарат Минэкономразвития России (Торговые представительства Российской Федерации) является составной частью дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания. В соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2005 г. N 401 "Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах" в период работы за рубежом Торговый представитель и работники Торгового представительства состоят соответственно в трудовых и служебных отношениях с Министерством экономического развития Российской Федерации. При этом сотрудникам торговых представительств устанавливается денежное содержание в рублях и в иностранной валюте. Ч. 1 ст. 7 ФЗ N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 ФЗ N 212-ФЗ.
Истец пояснил, что база для начисления страховых взносов была просчитана на основании представленных лицевых счетов, содержащих данные о размере валютной части оклада, выплаченной работникам, следовательно, сумма неуплаченных страховых взносов была рассчитана исходя из данных, представленных страхователем.
Истец в обоснование своей позиции ссылается на Федеральный закон N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ N 79-ФЗ), в соответствии с которыми федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории РФ, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом РФ и Правительством РФ.
Кроме того, фонд ссылается на Указ Президента РФ от 25.07.2006 года N 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории РФ", в соответствии с которым определено выплачивать федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации:
а) денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в стране пребывания в размере до 20 процентов этого оклада;
б) месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, месячные оклады в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации (дипломатическими рангами), ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренные статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в рублях в размере 50 процентов.
Таким образом, доводы истца о том, что выплаты в иностранной валюте сотрудникам загранаппарата Минэкономразвития России подлежат обложению страховыми взносами на цели обязательного страхования, судом не принимается по следующим основаниям.
Сотрудникам загранучреждений устанавливается денежное содержание в рублях и иностранной валюте. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 N 911 "О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей" (п. 5) заработная плата в рублях выплачивается со дня вступления в силу трудового договора, а со дня пересечения границы Российской Федерации наряду с заработной платой в рублях выплачивается денежное содержание в иностранной валюте.
При этом заработная плата в рублях начисляется и выплачивается загранработникам Министерством, а денежное содержание в иностранной валюте - Торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах. Соответственно, лицевые счета и все первичные документы по начислению и выплате денежного содержания в иностранной валюте, банковские и кассовые документы находятся в торговых представительствах.
Как следует из материалов дела и пояснений ответчика, суммы начисленные истцом к уплате являются недостоверными, поскольку суммы указанные в документах представленных министерством дл проверки относятся к рублевой части заработной платы загранработников, а база для начисления страховых взносов в валютной части рассчитывалась только из размера оклада в долларах США путём перерасчета по курсу ЦБ России на конец месяца в рубли.
При этом, истец не учел, что выплаты производятся два раза в месяц, во многих загранучреждениях в евро, не учитывались периоды нахождения загранработников в отпусках (в том числе без сохранения содержания), не высчитывались периоды временной нетрудоспособности.
Кроме того, фонд социального страхования Российской Федерации не обеспечивает гарантий загранработникам в период их нахождения за границей. Загранработники не обеспечиваются за рубежом бесплатным медицинским обслуживанием и им не возмещаются за счет средств Фонда расходы по оказанию помощи медицинскими организациями иностранных государств медицинскими организациями иностранных государств. В период временной нетрудоспособности за рубежом им не производятся никакие выплаты за счет средств Фонда.
Доказательств обратного, истцом суду не представлено.
Таким образом, выплаты в иностранной валюте сотрудникам загранаппарата Минэкономразвития России являются компенсациями, Федеральный фонд социального страхования РФ не обеспечивает гарантий загранработникам в период их нахождения за границей, в связи с чем, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на цели обязательного социального страхования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Государственного учреждения - Московского регионального отделения ФСС РФ (Филиал N 6 Отделения Фонда) о взыскании с Министерства экономического развития РФ 347 228 893,33 руб.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2013 г. по делу N А40-68813/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68813/2013
Истец: Гу-Московское региональное отделение ФСС РФ(Филиал N6 Отделения Фонда), ГУ-МРО Фонда социального страхования РФ Филиал N 6
Ответчик: Министерство экономического развития РФ, Министрество экономического развития РФ