г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А21-7687/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А., при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27648/2013) Товарищества собственников жилья "Толстикова 15/1" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2013 по делу N А21-7687/2013 (судья Мялкина А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ТСЖ "Толстикова 15/1", место нахождения: 236011, г. Калининград, ул. Генерала Толстикова, д. 15, корп. 1, кв. 25, ОГРН 1083925005603,
к Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Толстикова 15/1" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Толстикова 15/1") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду (далее - административный орган, Инспекция) N 367/15.1 Ю от 29 августа 2013 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 11.11.2013 в удовлетворении заявления Товариществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и удовлетворить заявление. Податель жалобы указывает на отсутствие признаков состава вмененного правонарушения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с поручением N 960 от 20.08.13 Инспекция провела проверку соблюдения ТСЖ "Толстикова 15/1" за период с 29.07.2013 по 12.08.2013 требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), требований Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - закон N 161-ФЗ").
ТСЖ "Тостикова, 15/1" создано в 2008 году решением собственников помещений многоквартирного дома.
Между ТСЖ "Тостикова, 15/1" (Товарищество) и МУП РИВЦ "Симплекс" (Расчетный центр) заключен договор N 40/02/01/08 от 05.11.2008 на оказание услуг по организации сбора и учету платежей за жилищные и коммунальные услуги (далее - Договор).
Согласно условиям Договора Расчетный центр принимает на себя обязательства по составлению расчетно-платежного документа "Счет" и организации расчетов собственников жилья, проживающих в обслуживаемом и управляемом Товариществом жилищном фонде, за услуги по содержанию и капитальному ремонту жилья, вывоз и размещение ТБО, выполняемые Товариществом, Далее - Услуги), в том числе выполнение расчетов по начислению платы за обслуживание; составление расчетно-платежного документа "Счет" на оплату Услуг нанимателям и собственникам помещений в многоквартирном доме, а также ведение учета расчетов потребителей Услуг с Товариществом (пункт 1.1.1.); сбор (прием) (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) платежей от потребителей услуг с дальнейшим перечислением их на транзитный расчетный счет "Расчетного центра" (пункт 1.1.2.); перечисление Товариществу денежных средств, поступивших в оплату услуг на его расчетный счет (пункт 1.1.3.).
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что осуществляемая ТСЖ "Тостикова, 15/1" и МУП РИВЦ "Симплекс" деятельность подпадает под сферу регулирования Закона N 103-ФЗ. При этом ТСЖ, являясь поставщиком, в нарушение части 18 статьи 4 названного Закона не использует специальный банковский счет для приема платежей, принятых Расчетным центром.
20.08.13 с участием законного представителя заявителя составлен протокол по делу об административном правонарушении N 367Ю по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 29.08.2013. заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ТСЖ "Толстикова 15/1" обратилось с заявлением в арбитражный суд об оспаривании постановления административного органа.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения, вины общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Из приведенной нормы следует, что соответствующее ограничение в получении поставщиком денежных средств на специальный банковский счет распространяется на случаи получения денежных средств от лица, признаваемого платежным агентом.
По мнению Инспекции, МУП РИВЦ "Симплекс" является платежным агентом, следовательно, Товарищество не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, с данным выводом согласился и суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда, что представленные в дело доказательства достаточны для отнесения заявителя к субъекту вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ приведены следующие определения:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ определено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг плательщику со стороны поставщика, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Частью 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлена обязанность платежного агента использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов при приеме платежей.
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, из вышеприведенных положений Закона N 103-ФЗ следует, что его действие распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - прием платежей, направленный на исполнение денежных обязательств перед поставщиком.
Между ТСЖ "Тостикова, 15/1" (Товарищество) и МУП РИВЦ "Симплекс" (Расчетный центр) заключен договор N 40/02/01/08 от 05.11.2008 на оказание услуг по организации сбора и учету платежей за жилищные и коммунальные услуги (далее - Договор).
Вместе с тем, по условиям договора N 40/02/01/08 от 05.11.2008 МУП РИВЦ "Симплекс" определяет стоимость оказанных управляющей компанией жилищно-коммунальных услуг, формирует счета-квитанции гражданам за оказанные услуги, осуществляет сбор денежных средств и их перечисление ресурсоснабжающим организациям и Товариществу, а также оказывает иные услуги Товариществу.
Так, согласно пункту 3.3. Договора по отдельной заявке Товарищества Расчетный центр оказывает услуги по предоставлению дополнительных документов Товариществу, при этом стоимость работ определяется согласно расценкам, указанным в Приложении N 2 к договору.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Административным органом не представлено доказательств, что все денежные средства граждан за оказанные Товариществом жилищные и коммунальные услуги поступают в кассу МУП РИВЦ "Симплекс" непосредственно, минуя счета кредитных организаций.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Инспекция не доказала, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется на взаимоотношения между ТСЖ "Тостикова, 15/1" и МУП РИВЦ "Симплекс", следовательно, в действиях Общества не доказан состав вмененного административного правонарушения.
Вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ налоговый орган не представил убедительных и неопровержимых доказательств наличия в действиях заявителя события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных ТСЖ "Тостикова, 15/1" требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 ноября 2013 года по делу N А21-7687/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду от 29.08.2013 N 367/15.1 Ю о привлечении Товарищества собственников жилья "Толстикова15/1" (236011, г. Калининград, ул. Генерала Толстикова, д. 15, корп. 1, кв. 25, ОГРН 1083925005603) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7687/2013
Истец: ТСЖ "Толстикова 15/1"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по г. Калининграду
Третье лицо: МУП РИВЦ "Симлекс", МУП РИВЦ "Симплекс"