г. Вологда |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А05-11336/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2013 года по делу N А05-11336/2013 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709; далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу надзорной деятельности г. Архангельска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2013 N 438 о назначении административного наказания, которым Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Не оспаривая по существу наличие выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, ссылается на то, что неисполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, образует состав административного правонарушения по статье 19.5 КоАП РФ. Следовательно, Отдел неправомерно привлек Предприятие к ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушения, которые были выявлены ранее и которые Предприятие не устранило.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Предприятия и Отдела, надлежаще извещённых о месте и времени судебного разбирательства.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Архангельска по пожарному надзору от 04.07.2013 N 305 в период с 09.07.2013 по 23.07.2013 Отделом проведена внеплановая выездная проверка в отношении Предприятия с целью контроля ранее выданных предписаний N 262/1/1-1.39, N 266/1/1-1.29 от 17.12.2013, а также проверка целостности водозаборных устройств (пожарных гидрантов), установленных на хозяйственно-питьевом водопроводе МУП "Водоканал".
В ходе проверки Отделом выявлены и отражены в акте от 23.07.2013 N 305 нарушения требований пожарной безопасности, установленные статьёй 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктом 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; пункта 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", а именно нарушена конструктивная целостность водозаборных устройств (пожарных гидрантов), установленных на хозяйственно - питьевом водопроводе, расположенных в Октябрьском округе г. Архангельска вблизи зданий по адресам: ул. Бадигина, д. 20 - заглушён; ул. Вологодская, д. 4 - установлена строительная будка; ул. Воскресенская, д. 81 - высокий корпус, подтекает; ул. Воскресенская, д. 107, корп. 1 - затоплен; ул. Гагарина, д. 13 - засыпан мусором; ул. Гагарина, д. 15 - короткая штанга; ул. Гагарина, д. 19 - разобран корпус; ул. Гагарина, д. 39 - не найден; ул. Гагарина, д. 42 - нет крышки; ул. Гагарина, д. 46 - короткая штанга; ул. Гагарина, д. 50 - не навернуть колонку; ул. Гайдара, д. 48 - не найден; пр. Дзержинского, д. 14 - отключена магистраль; пр. Дзержинского, д. 14, корп. 1 - не зачеканен, отсутствует крышка комплекта; пр. Дзержинского, д. 21 - отключена магистраль; ул. Карла Маркса - пр. Новгородский - подтекает корпус, нет крышки; ул. Карла Маркса, д. 24 - подтекает; пр. Ломоносова, д. 259 - проворачивается штанга, не закреплен корпус; пр. Ломоносова - ул. Садовая - короткая штанга; ул. Логинова - Наб. С.Двины - штанга сорвана, затоплен; Наб. С.Двины, д. 112, корп. 1 (N1) - сдвинут комплект, подтекает, короткая штанга; пр. Новгородский, д. 130 - заглушён; пр. Обводный канал, д. 86 - сгнил деревянный комплект; пр. Обводный канал, д. 145, к. 1 (N 1, 2) - сорвана штанга, нет воды; ул. Попова, д. 3 - сорвана штанга; ул. Сибиряковцев, д. 13 - короткий корпус, не навернуть колонку; пр. Сов. Космонавтов, д. 109 - провалена штанга; пр. Сов. Космонавтов, д. 196- не навернуть колонку, затоплен; ул. Садовая, д. 25 (N1) - провалена штанга; ул. Садовая, д. 56 - отключена магистраль; ул. Самойло, д. 9 - не закреплен корпус; пр. Троицкий - ул. Выборного - лопнула крышка комплекта, закатан; пр. Троицкий, д. 63 - сорвана штанга, нет крышки; пр. Троицкий, д. 93 - нет штанги; пр. Троицкий, д. 99 - не найден; пр. Троицкий, д. 118 - сорвана штанга; пр. Тыко-Вылки, д. 11 - сорвана штанга.
В адрес МУП "Водоканал" Отделом направлено уведомление о времени и месте составления протокола.
По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности 24.07.2013 в отношении МУП "Водоканал" составлен протокол N 438 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Данный протокол направлен Отделом в адрес МУП "Водоканал" вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения материалов административного дела, которые получены последним 14.08.2013 года (согласно почтовому уведомлению).
Отделом 28.08.2013 в отношении Предприятия вынесено постановление N 438 о назначении административного наказания, которым оно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с положениями частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 названной статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
При этом нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статьи 1 и 20 Закона о пожарной безопасности).
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме в Российской Федерации (вступили в силу 15.05.2012) (далее - Правила N 390).
Согласно пункту 1 Правил N 390 данные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Субъектом административного правонарушения в данном случае является МУП "Водоканал".
Пунктом 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 12.02.1999 N 167 (действовавших на дату проведения проверки) предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что на балансе МУП "Водоканал" имеются пожарные гидранты, согласно списку инвентаризации, утвержденного уполномоченными лицами Предприятия.
В ходе проведения проверки установлено ненадлежащее содержание систем водоснабжения, по адресам указанным в акте проверки, протоколе, постановлении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела вина МУП "Водоканал" заключается в том, что оно не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности и не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях МУП "Водоканал" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае Предприятием допущены множественные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, создаёт существенную угрозу охраняемым общественным интересам, в первую очередь жизни и здоровью граждан.
Выявленные нарушения законодательства в сфере общественной безопасности (глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создают угрозу для личности, общества и государства: нарушения требований пожарной безопасности могут привести к причинению имущественного ущерба, к причинению вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в вышеперечисленных домах. То, что на момент привлечения к административной ответственности нарушения требований пожарной безопасности не привели к причинению имущественного ущерба, к причинению вреда жизни и здоровью людей, не может служить основанием для признания правонарушений малозначительными.
Какие-либо данные, свидетельствующие о малозначительности данных правонарушений, материалами дела не подтверждаются. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного с учётом существа правонарушения, общественной значимости государственного контроля в области пожарной безопасности судом первой инстанции сделан правильный вывод, что совершённые правонарушения представляют общественную опасность.
При таких обстоятельствах суд правомерно не признал допущенные МУП "Водоканал" правонарушения малозначительными.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения совершенного предприятием правонарушения является 23.07.2013 (дата выявления и фиксации административного правонарушения актом проверки N 305). Постановление по делу об административном правонарушении было вынесено 28.08.2013, то есть в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Из материалов дела видно, что должностное лицо административного органа в результате проведения внеплановых мероприятий по надзору зафиксировало конкретные нарушения требований пожарной безопасности в момент проверки.
Таким образом, обнаружив 23.07.2013 при проведении проверки факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности, главный государственный инспектор г. Архангельска по пожарному надзору правомерно, в пределах установленного срока давности привлек Предприятие к административной ответственности.
Аналогичные нарушения были установлены Отделом в 2012 году, в связи с чем в адрес Предприятия выдавались предписания от 17.12.2012 N 262/1/1-1.39, 266/1/1-1.29 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком устранения выявленных нарушений - 30.04.2013. Предметом проверки в период с 09.07.2013 по 23.07.2013 являлся факт выполнения указанных в предписаниях требований пожарной безопасности.
Указанные в оспариваемом постановлении нарушения выявлены в 2013 году, после даты, установленной предписаниями от 17.12.2012 N 262/1/1-1.39, 266/1/1-1.29 для устранения нарушений, поэтому привлечение Предприятия к ответственности за правонарушения, совершенные в 2013 году, не может рассматриваться как привлечение к ответственности дважды за одни и те же административные правонарушения.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, по своей правовой природе представляет не только самостоятельный состав административного правонарушения, но и меру обеспечения исполнения законных предписаний надзорных органов, в частности, представлений об устранении нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.
Нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки в период с 09.07.2013 по 23.07.2013, являются объективной стороной состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В связи с этим норма, содержащаяся в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, на которую ссылается податель жалобы, правомерно не применена в данном случае судом первой инстанции.
Назначенное Предприятию оспариваемым постановлением административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. соответствует минимальному размеру штрафа, установленному частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено с соблюдением требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Указанное административное наказание отвечает целям административного наказания, установленным статьёй 3.1 КоАП РФ. Согласно части 1 указанной статьи административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административных правонарушениях судом апелляционной инстанции не установлено. При составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела присутствовал законный представитель заявителя, права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, ему разъяснены, с выявленными нарушениями он согласился.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 октября 2013 года по делу N А05-11336/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11336/2013
Истец: МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ГУ МЧС России по Архангельской области, ОНД г. Архангельска ГУ МЧС России по Архангельской области, отдел надзорной деятельности г. Архангельска ГУ МЧС России по Архангельской области