г. Тула |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А62-4191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от Руднянского районного потребительского общества (Смоленская область, г. Рудня, ОГРН 1026700644794, ИНН 6713000614) Старовойтова Т.В. (протокол от 24.01.2013 N 1), Ковальчука В.А. (доверенность от 09.01.2014), от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639) Филатовой Н.В. (доверенность от 10.12.2013 N 187), Борминовой Н.А, (доверенность от 30.12.2013 N 236), рассмотрев апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.09.2013 по делу N А62-4191/2013, установил следующее.
Руднянское районное потребительское общество (далее - общество, Руднянское РАЙПО) обратилось в суд с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.06.2013 N 4.4-0390пл-Пс/0070-2013.
Решением суда от 16.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Судом установлено, что Руднянское РАЙПО 12.02.2008 получило свидетельство N А04-21037 о регистрации опасного производственного объекта - системы газопотребления, подлежащего перерегистрации 12.02.2013. Согласно лицензии местом осуществления лицензируемого вида деятельности заявителя установлено: Смоленская область, Руднянский район, г. Рудня, ул. Киреева, д. 97.
Общество обратилось в управление 06.02.2013 о перерегистрации опасного производственного объекта системы газопотребления.
На основании распоряжения от 29.03.2013 N С-390-пр управлением в отношении общества проведена плановая проверка с целью федерального государственного надзора в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - системы газопотребления предприятия, рег. N А 04-21037-0001, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Рудня, ул. Киреева, д. 97.
При проведении проверки выявлено нарушение обществом требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Руднянского РАЙПО - системы газопотребления.
По результатам проверки 31.05.2013 составлен акт и протокол об административном правонарушении N 4.4-0390пл-Пр/0070-2013.
Постановлением о назначении административного наказания от 13.06.2013 N 4.4-0390пл-Пр/0070-2013 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 рублей за выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах при эксплуатации системы газопротребления, адрес расположения которой в протоколе не соответствует адресу, указанному в лицензии: Смоленская область, г.Рудня, ул. Киреева, д. 105.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, Руднянское РАЙПО обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приказом Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 "О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168", счел неправомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, поскольку проверка проведена в период действия данного приказа, которым объекты розничной торговли исключены из числа опасных производственных объектов.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
В статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) установлено, что опасными производственными объектами (далее - ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к категории ОПО относятся объекты, на которых в том числе получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в частности, используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации ОПО в государственном реестре, в том числе к идентификации ОПО, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 8 Правил регистрации объектов в Государственном реестре ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила регистрации), ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49).
В силу пункта 14 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации производственных объектов и ведению Государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606 (далее - Административный регламент), регистрация опасных производственных объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется регистрирующими органами на основании заявления организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, по результатам их идентификации.
В силу пункта 4.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9 (далее - Правила N 9) к опасным производственным объектам относятся газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в п. 1.1.5, использующие газ в виде топлива.
Согласно пункту 10 Приложения 8 к Административному регламенту если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не вся территория организации в целом.
На основании п. 11 приложения к Требованиям к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168, опасные производственные объекты газоснабжения, в том числе сеть газопотребления, система теплоснабжения идентифицируются по признаку использования и транспортирования опасных веществ, использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Порядок исключения опасного производственного объекта из государственного реестра установлен пунктом 23.3.1 Административного регламента, согласно которому при осуществлении исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов в связи с изменениями, в результате которых у опасного производственного объекта не стало признаков опасности или самого объекта. При этом эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган пакет документов, в который наряду с другими документами входят также копии документов, подтверждающих изменения на опасном производственном объекте, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности.
К основаниям исключения опасного производственного объекта (снятия с учета) из государственного реестра опасных производственных объектов относятся: ликвидация и вывод из эксплуатации опасного производственного объекта (списания с баланса); сдача в аренду опасного производственного объекта; консервация (на срок не менее года) опасного производственного объекта; смена организации - владельца опасного производственного объекта; факт купли-продажи опасного производственного объекта; изменения на опасном производственном объекте, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т.д.).
Судом установлено, что система газопротребления, при эксплуатации которой выявлены нарушения требований промышленной безопасности, расположена по адресу: Смоленская область, г. Рудня, ул. Киреева, д. 97. По указанному адресу расположен объект розничной торговли - универмаг, принадлежащий обществу на праве собственности. При этом система газопотребления Руднянского РАЙПО не является автономной системой, расположенной на территории магазина.
Как следует из материалов дела, Руднянское РАЙПО в целях автономного отопления принадлежащих ему на праве собственности помещений использует систему газопотребления, включающую 2 котла марки КЧМ-7 "Гном", суммарная мощность которых свыше 100 к В (пункт 1 Приложения 1 паспортов 2.138.00.000 ПС) - пункт 1.1.4 и абзац 12 пункта 1.1.5 ПБ 12-529-03) и подземный наружный газопровод дим.трубы 90x5,2 мм протяженностью 20 пог.метров (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67 516102-1/2008-В-газ).
Система газопотребления зарегистрирована в качестве опасного производственного объекта, имеется лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, подлежащая переоформлению. Опасным веществом, находящимся в трубопроводе, является воспламеняющийся природный газ.
На основании приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641 "О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168", вступившего в силу с 09.03.2012, которым объекты розничной торговли исключены из числа опасных производственных объектов, в том числе для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, Руднянского РАЙПО обратилось в управление 16.04.2013 об исключении общество из государственного реестра ОПО.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства ликвидации и вывода из эксплуатации ОПО (списания с баланса); сдачи в аренду ОПО; консервации (на срок не менее года) ОПО; смены организации - владельца ОПО; факта купли-продажи ОПО; изменений на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т.д.).
Кроме того, факт осуществления Руднянским РАЙПО розничной торговли бытовым газом в баллонах также не доказан.
Согласно ответу управления от 18.04.2013 N 01-2.6-26/1942 исключение ОПО невозможно на основании положений пункта 23.3.1 Административного регламента, опасный производственный объект Руднянского РАЙПО подлежит переименованию и перерегистрации.
До исключения ОПО из государственного реестра не имеется оснований для непроведения проверок и привлечения к административной ответственности.
Таким образом, на момент проведения проверки общество эксплуатировало опасный производственный объект, в связи с чем проверка проведена административным органом обоснованно.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вмененное обществу нарушение части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Закона промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 3 Закона N 116-ФЗ к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Согласно статье 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ).
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 10 Закона N 116-ФЗ).
При проведении проверки выявлено нарушение обществом требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Руднянского РАЙПО - системы газопотребления, а именно:
1. Не прошел аттестацию (проверку знаний в области промышленной безопасности "Правил промышленной безопасности систем газораспределения и газопотребления" ПБ 12-529-03, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010) председатель правления Руднянского РАЙПО Старовойтов Тимур Владиславович - нарушена ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ; Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
2. Не направляется информация о произошедших авариях в Центральное управление Ростехнадзора - нарушен Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 N 480 (далее - Порядок N 480).
3. Не направляется информация о произошедших инцидентах не реже одного раза в квартал в Центральное управление Ростехнадзора - нарушен Порядок N 480.
4. Не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасных производственных объектах - нарушена ст. 10 Закона N 116-ФЗ.
5. Повреждено на отдельных участках антикоррозионное покрытие газопровода - нарушена ст. 9 Закона N 116-ФЗ; Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010; П.2.3.9ПБ 12-529-03.
6. Не проведена проверка исправности промышленных вентиляционных и дымовых систем до включения в работу газоиспользующих установок сезонного действия - нарушена ст. 9 Закона N 116-ФЗ; Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010; п. 5.9.17 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее - ПБ12-529-03).
7. Не проводится проверка сигнализаторов загазованности с помощью контрольных газовых смесей - нарушен п.5.7.11., 5.7.13 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03).
8 Отсутствует технический отчет пусконаладочной организации с указанными параметрами срабатывания автоматики безопасности, блокировок и средств сигнализации - нарушен п. 5.7.8. ПБ 12-529-03.
9. Не подвергаются наружные газопроводы периодическим обходам - нарушены п.п.5.3.5., 5.3.6 ПБ 12-529-03.
10. Отсутствуют маршрутные карты с трассой газопроводов, местоположением газовых и других сооружений (коммуникаций), колодцев, подвалов зданий, подлежащих проверке на загазованность до 15 м по обе стороны от газопровода - нарушен п.5.3.11. ПБ 12-529-03.
11. Не проведено приборное обследование наружных газопроводов Руднянского РАЙПО - нарушен п.5.3.16 ПБ 12-529-03.
12. Отсутствуют графики (планы) технического обслуживания и ремонта объектов газового хозяйства, утвержденные техническим руководителем организации - нарушение п. 5.1.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03).
13. Не проводится проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации газоиспользующего оборудования - нарушен п.5.7.10 ПБ 12-529-03.
14. Не установлены заглушки, рассчитанные на максимальное входное давление газа на границах отключаемого участка на газопровод газоиспользующих установок при выводе их из работы - нарушен п.5.6.7. ПБ 12-529-03.
15. Не разработан эксплуатационный паспорт на наружный газопровод, содержащий основные технические характеристики объекта, а также данные о проведенных капитальных ремонтах - нарушены ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 5.1.6. ПБ 12-529-03.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия учреждением всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что факт нарушения требований промышленной безопасности установлен административным органом надлежащим образом и подтвержден материалами дела.
Ссылка Руднянского РАЙПО на то, что объекты розничной торговли исключены из числа опасных производственных объектов, отклоняется.
Как отмечено выше, в магазине эксплуатируются 2 котла, к которым претензий не имеется.
Подземный наружный газопровод является самостоятельным объектом, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67 516102-1/2008-В-газ, проектной документацией на строительство системы газопотребления (наружные и внутренние газопроводы) по адресу: Смоленская обл., г. Рудня, ул. Киреева, 97 (рабочий проект), заключением экспертизы промышленной безопасности N 00199/67Ф-ЭП/07, графиком технического обслуживания и ремонт объектов газового хозяйства Руднянского райпо на 2013 год, согласованным с ОАО "Смоленскоблгаз", в материалах дела имеется также свидетельство о праве собственности на земельный участок от 15 августа 2005 года серии 67 N 029415, договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования от 09 января 2013 года N 117/13/43-13.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию N RU 67 516102-1/2008-В-газ объектом производственного назначения является подземный наружный газопровод низкого давления протяженностью 20, 0 п.м.
Таким образом, газопровод построен на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о праве собственности на земельный участок от 15 августа 2005 года серии 67 N 029415), и находится согласно документам, перечисленным выше, за пределами здания магазина.
В обоснование своей позиции общество также ссылается на постановление ФАС Московского округа от 02 июля 2013 года N А41-37071/2012.
Апелляционная инстанция полагает, что названный судебный акт не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку предметом рассмотрения дела N А41-37071/2012 являлись действия заявителя по эксплуатации лифтового хозяйства, которое на момент проверки и вынесения оспариваемого по делу постановления уже не относилось к опасным производственным объектам.
В то же время судебная практика, в т.ч. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 марта 2013 года (решение от 31 июля 2013 года N А32-14033/2012, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2013 года N А32-14033/2012), принятое по аналогичному спору, соответствует выводам апелляционной инстанции по настоящему делу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.09.2013 по делу N А62-4191/2013 отменить.
В удовлетворении требований Руднянского районного потребительского общества о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.06.2013 N 4.4-0390пл-Пс/0070-2013 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4191/2013
Истец: Руднянское районное потребительское общество
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1171/14
25.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1171/14
13.02.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8113/13
18.11.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7703/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-4191/13