город Омск |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А75-5820/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Кудриной Е.Н., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12177/2013) департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2013 по делу N А75-5820/2013 (судья Неугодников И.С.) по иску департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1078601000103, ИНН 8601030798) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1125543044318, ИНН 5504233490) о признании договора недействительным и об обязании вернуть лесной участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - представитель Суворова Л.В. по доверенности N 110 от 10.02.2014 сроком действия по 31.12.2014,
установил:
департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Ханты-Мансийский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о признании недействительным договора от 22.01.2009 N 002/09-08 постоянного (бессрочного) пользования лесным участком и об обязании ответчика вернуть арендованный лесной участок, площадью 1,0 га.
Исковые требования со ссылкой на статью 40 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) мотивированны тем, что ответчик не является образовательным и научно-исследовательским учреждением.
Определением суда от 26.09.2013 произведена замена ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Ханты-Мансийский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее по тексту - ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС", ответчик).
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры уточнил исковые требования, просил признать недействительным договор от 22.01.2009 N 002/09-08 постоянного (бессрочного) пользования лесным участком и обязать ответчика вернуть арендованный лесной участок по акту приема-передачи с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/05/008/2009-01/00002 в государственный лесной фонд, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Территориальный отдел - Нижневартовское лесничество, Корликовское участковое лесничество, Урочище "Красный Север", общей площадью 1 га.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2013 по делу N А75-5820/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судом решения, депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом истец указывает, что виды деятельности ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" не являются научной деятельностью.
ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в него не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на неё, выслушав явившегося представителя ответчика, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (уполномоченный орган) и государственным учреждением "Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (пользователь) заключен договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком от 02.12.2009 N 002/09-08, по условиям которого уполномоченный орган, действующий в соответствии со статьями 9, 45, 71 и 83 ЛК РФ, статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) на основании приказа департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2008 N 762-З обязался предоставить в постоянное (бессрочное) пользование, а пользователь принять лесной участок (часть земельного участка), находящийся в государственной собственности, площадью 1 га под объект "метеоплощадка" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/05/008/2009-01/00002, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, Территориальное управление - Нижневартовское лесничество, Корликовское участковое лесничество, Урочище "Красный Север", квартал (выдел) N 1001 (19). Вид использования лесов - осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (л.д. 45-60).
По акту приема-передачи от 22.01.2009 ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" приняло лесной участок (л.д. 54, 55).
Право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.08.2013 серии 86-АБ N 677620 и от 16.09.2009 серии 72НЛ N 490181 (л.д. 112, 113).
Указывая, что ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" не является образовательным и научно-исследовательским учреждением, не осуществляет научно-исследовательскую и образовательную деятельность, истец считает, что договор от 02.12.2009 N 002/09-08 является ничтожной сделкой как не соответствующий частям 1 и 2 статьи 40 ЛК РФ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры являются необоснованными и в их удовлетворении судом первой инстанции правильно отказано, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Наличие права на оспаривание сделки не является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований и признания её ничтожной.
В силу статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относятся признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.
В обоснование исковых требований депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры ссылается на то, что согласно статье 40 ЛК РФ лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям и организациям для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Поскольку ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" такую деятельность не осуществляет, права на заключение такой сделки оно не имеет, в связи с чем договор от 02.12.2009 N 002/09-08 является ничтожным.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Частью 4 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, относится к полномочиям субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности является одним из видов лесопользования.
В соответствии с частью статьи 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду (часть 2 статьи 40 ЛК РФ).
Пунктом 2 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом МПР РФ от 28.05.2007 N 137 определено содержание научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в лесах, произрастающих на землях лесного фонда. Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее по тексту - Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Как усматривается из представленного депприродресурсом и несырьевого сектора экономики Югры устава государственного учреждения "Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора, к основным задачам деятельности ответчика отнесены (пункты 14.1, 14.6., 14.8, 14.9, 14.10):
организация обеспечения отраслей экономики, органов государственной власти и управления, Вооруженных сил Российской Федерации и населения гидрометеорологической, гелиофизической информацией и данными мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод, суши, почв;
организация наблюдений за возникновением стихийных гидрометеорологических и гелиофизических явлений, их развитием и зоной распространения;
участие в анализе результатов проведения организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и другие геофизические процессы;
организация обеспечения региональных потребностей органов государственной власти и управления, хозяйственно-экономических структур и населения на местах гидрометеорологической информацией и данными мониторинга загрязнения окружающей природной среды, за счет средств, выделяемых из местных бюджетов;
участие в исследованиях в области региональных гидрометеорологических, агрометеорологических прогнозов, региональной климатологии и загрязнения окружающей природной среды, проводимых на территории обслуживания.
Согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре юридических лиц, по состоянию на 11.06.2013 N 29988В/2013:
основным видом деятельности ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" является деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
видом лицензируемой деятельности является деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, за исключением указанной деятельности осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
определение метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей природной среды;
определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении (включая радиоактивное);
формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Некоторые виды использования лесов осуществляются юридическими лицами и гражданами в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В таких случаях использование лесов носит целевой характер.
Предоставление лесных участков по смыслу статьи 40 ЛК РФ осуществляется не в целях осуществления организациями предпринимательской деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" от 19.07.1998 N 113-ФЗ под гидрометеорологической службой понимается система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Работа, проводимая метеостанциями в области гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не осуществляется ни одной другой организацией или физическим лицом, кроме организаций системы Росгидромета, действующих на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" участниками деятельности гидрометеорологической службы являются: федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации; организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; научно-исследовательские организации; организации наблюдательной сети; специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы; физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.
Основными принципами деятельности гидрометеорологической службы в силу статьи 4 указанного Закона являются глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации; безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; интеграция мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с международными системами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
Исходя из содержания и существа определенных в Уставе ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" основных задач, основных принципов деятельности и указанных в ЕГРЮЛ видов деятельности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии деятельности ответчика признакам научной деятельность, в понимании Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры не представил доказательств каким образом нарушаются его права, подлежащие восстановлению, действием оспариваемой сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, земли государственной наблюдательной сети находятся в собственности Российской Федерации и закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за территориальными органами и учреждениями Росгидромета.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для признания недействительным договора от 22.01.2009 N 002/09-08 постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в силу его ничтожности отсутствуют, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении данного требования, а также требования об обязании ответчика вернуть истцу лесной участок.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба депприродресурса и несырьевого сектора экономики Югры удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку депприродресурс и несырьевого сектора экономики Югры не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы, в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2013 по делу N А75-5820/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5820/2013
Истец: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры
Ответчик: ГУ Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологи и и мониторингу окружающей среды, ФГБУ "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"