Легко ли зарегистрировать юридическое лицо?
Многие, не правильно трактуя Закон о государственной регистрации юридических лиц, допускают ошибки при процедуре регистрации и оформления документов. Это приводит к частым отказам в регистрации, и как следствие этого, к существенным временным затратам.
1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц". После вступления в силу этого закона прошло более 5 лет, в него было внесено много поправок, но до сих пор остаются вопросы, касающиеся практического применения закона при государственной регистрации юридических лиц в процессе их создания, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы.
Так, со 2 февраля 2007 г. существенно изменился порядок выдачи регистрационных документов в ИФНС N 46. На самом деле не было принято никаких новых нормативно-правовых актов - все регулируется Приказом ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@.
Теперь копии устава и учредительного договора с отметкой налогового органа компаниям не выдают, а пересылают по почте в местную налоговую инспекцию. Для того чтобы получить эти копии непосредственно в ИФНС N 46, необходимо в день получения документов о госрегистрации юридического лица (или изменений) отдать налоговикам запрос о предоставлении копий учредительных документов и платежку на сумму 400 рублей. В этом случае на следующий день инспекторы обязуются выдать или направить по почте заявителю копии документов с отметкой. Если налогоплательщик оплатит государственную пошлину в размере 200 рублей, то заверенные копии вместе с запросом будут направлены в районную налоговую инспекцию. Если компания не подаст в ИФНС запрос и платежку в день получения документов, то ей придется ждать минимум 2 недели, пока ее регистрационное дело дойдет до районной налоговой инспекции, где за 200 рублей копии готовят в течение недели, а за 400 рублей - в течение одного рабочего дня.
Налоговики отказались от введенной ими несколько лет назад и успешно реализуемой практики выдачи так называемых оригиналов устава, заверенных штампом ИФНС. Применение данной практики привело к тому, что в деловой оборот внедрилось понятие оригинала устава как документа, заверенного налоговой инспекцией, хотя налоговая служба вправе выдавать только копии учредительных документов. Отметка ИФНС не придает легитимности уставу, который является внутренним документом компании.
Справедливости ради надо признать, что новый порядок выдачи документов не только растягивает срок регистрации новой фирмы (требуется время на почтовую пересылку документов из одной инспекции в другую), но и открывает огромные возможности для борьбы с несовпадением юридического и фактического адресов. До сих пор государственным органам не удавалось добиться того, чтобы все фирмы работали по своим юридическим адресам.
В настоящее время налоговики для вычисления "однодневок" задействуют инспекторов, ищущих несуществующие адреса. Списки адресов массовой регистрации, бывшие формально закрытым ресурсом, стали публиковаться. Теперь на сайте ФНС РФ любой может проверить адрес на предмет его "массовости". В московский список заносятся все адреса, по которым зарегистрировано более 10 юридических лиц. В результате, помимо фиктивных адресов, в список попали и адреса бизнес-центров, в которых фактически располагается более 10 организаций. В будущем налоговики обещают такие адреса исключать из списка по заявлению налогоплательщиков.
В помощь налоговикам была разработана специальная программа учета адресов. Она используется для сверки юридических адресов при подаче документов на государственную регистрацию с реально существующими адресами, но, к сожалению, в ней множество пробелов. Так, уже не одна организация жалуется на то, что не может получить "юридическую прописку" в недавно построенном офисном центре: налоговые органы отказывают в регистрации такого адреса в связи с тем, что он не существует в классификаторе адресов информационного комплекса, установленного в инспекции.
Очень часто возникают вопросы, касающиеся подачи документов на государственную регистрацию в налоговые органы. Как их подавать - непосредственно или по доверенности? Сегодня документы на регистрацию лично может подать только заявитель; при этом регистрирующий орган выдает ему расписку в получении документов. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Таким образом, представление документов в регистрирующий орган может осуществляться любым физическим лицом, независимо от того, является оно заявителем или нет.
Не менее интересен и вопрос о том, кто должен подписывать документы при смене генерального директора в организации - старый директор или новый? Ранее ФНС РФ считала, что заявителем должен быть старый генеральный директор, о котором есть данные в ЕГРЮЛ. Сейчас это мнение изменилось. При подаче заявления об изменении сведений о единоличном исполнительном органе организации сами сведения всегда отличаются от данных государственного реестра, а обращение организации в налоговый орган как раз и вызвано необходимостью устранить это несоответствие. Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения таких сведений в государственный реестр, поэтому с момента прекращения полномочий единоличного исполнительного органа тот не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ информации о новом генеральном директоре.
И вот пример еще одной часто встречающейся ошибки: заявителем при первичной регистрации юридического лица выступает его генеральный директор. В силу ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. До этого регистрируемое юридическое лицо не признается созданным, и, следовательно, руководитель постоянно действующего исполнительного органа (генеральный директор) не может выступать от имени еще не созданного юридического лица, а потому не является уполномоченным лицом, которое имеет право подписи заявления о государственной регистрации при создании. Заявителем должен выступать учредитель юридического лица.
Т. Бичева,
старший юрист юридической фирмы Lidings
"Корпоративный юрист", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Легко ли зарегистрировать юридическое лицо?
Автор
Т. Бичева - старший юрист юридической фирмы Lidings
"Корпоративный юрист", 2007, N 11