г. Воронеж |
|
12 февраля 2014 г. |
Дело N А35-8748/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И. Скрынникова В.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: от Индивидуального предпринимателя Воронцова Станислава Сергеевича: от Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж: |
Бахтина И.В. по доверенности N 1671/2 от 26.12.2013 г., Воронцов С.С., паспорт; Небольсин Ю.В. по доверенности б/н от 10.06.2013 г.
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2013 по делу N А14-16044/2012 (судья Шишкина В.М.) по заявлению Индивидуального предпринимателя Воронцова Станислава Сергеевича, г. Воронеж (ОГРНИП: 304366532100261, ИНН: 366500612263) к Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН: 1023601575733, ИНН: 3650002882) о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
19.09.2012 индивидуальным предпринимателем Воронцовым Станиславом Сергеевичем (далее - ИП Воронцов С.С., Предприниматель, заявитель) заявлены требования к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании недействительным решения об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов по киоску ИП Воронцова С.С., адрес расположения объекта: ул.Олеко Дундича у дома N 11, изложенного в протоколе заседания рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж от 03.05.2012 N 82.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2013, оставленным без изменения Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом (т.2 л.д. 75-83), в удовлетворении требований Предпринимателя отказано (т.1 л.д.146-154).
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.08.2013 решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области (т.2 л.д.89-95).
При новом рассмотрении заявитель уточнил требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просит признать недействительным решение N 82 от 03.05.2012 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: ул. Олеко Дундича у дома N 11 (т. 2 л.д. 126 - 129).
16.05.2013 ИП Воронцов С.С. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными действий, выразившихся в отказе (письмо Администрации городского округа город Воронеж от 13.02.2013 N 639620) заключить договор на размещение киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, 11.
Данное заявление принято к производству суда и возбуждено дело под N А14-5037/2013.
Определением от 19.09.2013 указанное дело объединено с делом N А14-16044/2012, с учетом основания и предмета заявленных требований по делу N А14-16044/2012 и делу N А14-5037/2013, обстоятельств, подлежащие установлению, доказательств, представленные сторонами в обоснование своих доводов, позиций сторон. Делу присвоен номер А14-16044/2012.
В порядке ст. 49 АПК РФ ИП Воронцов С.С. уточнил требования, ранее заявленные по делу N А14-5037/2013, просит признать незаконным решение Администрации городского округа город Воронеж, выраженное в письме от 13.02.2013 N 639620 об отказе заключить договор на размещение киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, 11.
Таким образом, по делу рассматривались требования ИП Воронцова С.С. о признании недействительным решения N 82 от 03.05.2012 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска ИП Воронцова С.С. по адресу ул. Олеко Дундича у дома N 11 и признании незаконным решения Администрации городского округа город Воронеж, выраженное в письме от 13.02.2013 N 639620 об отказе заключить договор на размещение киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, 11.
В судебном заседании 12.11.2013 Предпринимателем заявлен отказ от требований в части признания незаконным решения Администрации городского округа город Воронеж, выраженное в письме от 13.02.2013 N 639620 об отказе заключить договор на размещение киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: г.Воронеж, ул. Олеко Дундича, 11.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2013 принят отказ Предпринимателя от заявленных требований в части признания незаконным решения Администрации городского округа город Воронеж, выраженного в письме от 13.02.2013 N 639620 об отказе заключить договор на размещение киоска ИП Воронцова С.С. по адресу: г. Воронеж, ул. Олеко Дундича, 11, производство по делу в этой части прекращено.
Решение N 82 от 03.05.2012 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска Индивидуального предпринимателя Воронцова Станислава Сергеевича по адресу ул. Олеко Дундича у дома N 11, признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Считая решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2013 незаконным и необоснованным, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая следующее:
- право Администрации городского округа предписать выполнить реконструкцию временного сооружения и благоустроить территорию предусмотрено п.3.13 решения Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II; решение межведомственной комиссии в указанной части предпринимателем не оспорено, каких-либо возражений по указанным условиям от предпринимателя с апреля 2012 г. и по настоящий момент не поступало;
- требование решения межведомственной комиссии N 1 от 08.04.2010 протокол N 5 Воронцовым С.С. не выполнено, реконструкция киоска не проведена, сооружение не сдано в эксплуатацию по акту готовности;
- какие-либо документы, подтверждающие выполнение предпринимателем условий решения межведомственной комиссии в Департамент градостроительства и архитектуры не представлены;
- срок действия ордера на установку киоска заявителя на дату утверждения схемы истек. Решение межведомственной комиссии N 1 от 08.04.2010 протокол N 5 о комплексной реконструкции киоска и благоустройства территории заявителем не выполнено;
- киоск Воронцова С.С. по ул.Олеко Дундича у дома N 11 установлен в зоне подземных коммуникаций (водопроводные сети, телефонный колодец). Следовательно, в случае исполнения предпринимателем решения комиссии и проведения реконструкции киоска необходимо было бы получение согласования балансодержателя сетей. Данные мероприятия заявителем произведены не были;
- заявителем не предоставлено доказательств нарушения действиями Администрации городского округа г.Воронеж прав и интересов заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала требования апелляционной жалобы, просила их удовлетворить по вышеприведённым основаниям.
ИП Воронцов С.С. и его представитель по доверенности требования апелляционной жалобы не признали, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, присутствовавших в судебном заседании, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ИП Воронцову С.С. был выдан ордер N 96к от 04.04.2007 со сроком действия до 04.04.2010 на установку торгового киоска "фрукты" площадью 18,40 кв.м. по адресу размещения: ул. Олеко Дундича, в районе д. N 11 (т.1 л.д.33 дело N А14-16044/2012).
08.04.2010 решением городской межведомственной комиссии N 1 (протокол N 5) по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж согласовано продление ордера на киоск продовольственные товары до 24.12.2012 (окончание последнего срока действия ордера на данном участке) при условии комплексной реконструкции и благоустройства территории (т.1 л.д.10 дела N А14-16044/2012).
02.04.2012 ИП Воронцов С.С. обратился в адрес Администрации с заявлением о включении киоска (ордер N 96к от 04.04.2007) по ул. Олеко Дундича, 11 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (т.1 л.д.13 дело N А14-16044/2012).
Указанный вопрос был рассмотрен на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов территории городского округа город Воронеж. Согласно выписке из протокола заседания данной комиссии от 03.05.2012 N п/п 82 заявителю отказано во внесении в Схему, поскольку в 2010 г. Воронцов С.С. не предоставил согласования по сетям, киоск расположен на водопроводных сетях и телефонном колодце (т.1 л.д.14 дело NА14-16044/2012).
ИП Воронцов С.С. не согласился с названным отказом и обратился в суд за защитой своих прав.
Арбитражный суд области удовлетворил требования заявителя, поскольку пришёл к выводу о незаконности решения Администрации N 82 от 03.05.2012 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска ИП Воронцова С.С. и нарушении данным решением прав последнего.
При этом суд исходил из того, что срок действия ордера N 96к от 04.04.2007 как на дату утверждения схемы, так и на момент вынесения оспариваемого решения не истек; иная разрешительная документация безусловно выдается Департаментом во исполнение положительного решения N 1 от 08.04.2010 (протокол N 5); невыполнение условий указанного решения Предпринимателем в части реконструкции киоска и сдачи его в эксплуатацию по акту готовности, не могло являться основанием для не оформления разрешительной документации на новый срок, т.к. в этом случае предусмотрены иные правовые последствия; доводы заявителя об исполнении решения N 1 от 08.04.2010 (протокол N 5) о комплексной реконструкции и благоустройства территории не опровергнуты; в 2010 г. межведомственная комиссия согласовала продление ордера заявителю, в связи с чем, не принимать во внимание указанное решение, изменять или дополнять его, давать ему оценку в 2012 г. рабочая группа по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов не имела полномочий при рассмотрении вопроса о включении нестационарного торгового объекта в схему.
Ссылки Администрации на нахождения спорного киоска в зоне подземных коммуникаций - водопроводные сети, телефонный колодец и отсутствие согласования с балансодержателями, судом области отклонены с указанием на то, что при вынесении решения N 1 (протокол N 5) от 08.04.2010 городской межведомственной комиссией исследовались вопросы в части запрета на включение в схему нестационарных торговых объектов на ряде улиц и площадей городского округа город Воронеж.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценивая законность Решения Администрации N 82 от 03.05.2012 об отказе во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов киоска ИП Воронцова С.С. по адресу ул. Олеко Дундича у дома N 11, апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 установлен Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В соответствии с п. 28.1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно - распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
Распоряжением Администрации от 25.02.2011 N 89-р создана рабочая группа по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержден ее состав.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
02.04.2012 ИП Воронцов С.С. обратился в Администрацию с заявлением о включении киоска по ул.Олеко Дундича, 11 в названную Схему.
Согласно п. 6 ст.10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в п. 17 Порядка. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Арбитражным судом установлено, что срок действия ордера N 96к от 04.04.2007 был продлён 08.04.2010 решением городской межведомственной комиссии N 1 (протокол N 5) по установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж до 24.12.2012 (т.1 л.д.10 дела N А14-16044/2012).
Таким образом, на дату утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (05.05.2011) и на момент обращения ИП Воронцова С.С. за включением принадлежащего ему киоска в Схему (02.04.2012) ордер N 96к от 04.04.2007 являлся действующим.
Апелляционная коллегия учитывает, что в соответствии с п. 3.1.
Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж", утв. решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II (Положение N 271-II), действовавшим на дату подачи предпринимателем заявления, для установки павильонов, киосков требовались следующие разрешительные документы:
- ордер на установку павильонов, киосков;
- договор на установку павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;
- приказ директора департамента градостроительства и земельных отношений, разрешающего эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования;
- договор аренды или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком для размещения павильона, киоска, выносного холодильного оборудования.
Вместе с тем, согласно п. 5.6 Положения N 271-II при положительном заключении комиссии о возможности продления данного разрешения КГА оформляет ордер на установку павильона, киоска, выносного холодильного оборудования в порядке, предусмотренном пунктами 3.2, 3.4, 3.9, 3.13 настоящего Положения, на новый срок; департамент градостроительства и земельных отношений оформляет приказ о продлении срока эксплуатации павильона, киоска, выносного холодильного оборудования; КЗО продляет договор на установку павильона, киоска, выносного холодильного оборудования.
Таким образом, отсутствие у предпринимателя на момент его обращения за включением киоска по ул. Олеко Дундича, 11 в Схему иных разрешительных документов, помимо действующего ордера N 96к от 04.04.2007, не могло явиться основанием оспариваемого отказа.
Арбитражным судом установлено, что решением городской межведомственной комиссии от 08.04.2010 (протокол N 5) продление ордера на киоск продовольственные товары до 24.12.2012 согласовано с условием комплексной реконструкции и благоустройства территории (т.1 л.д.10).
Апелляционная коллегия учитывает, что понятие реконструкции, данное в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, -относится к объектам капитального строительства, а не к временным сооружениям.
Положения о реконструкции и благоустройстве таких сооружений на территории г.Воронежа, устанавливающие спорные понятия, на период 08.04.2010 не были приняты.
В соответствии с п.3.13 Положения N 271-II, при наличии предложений КГА по изменению архитектурного облика объекта в условиях разрешительных документов, выдаваемых на новый срок, включается пункт, предусматривающий обязанность владельца на проведение ремонта, реконструкции, замены павильона, киоска и выносного холодильного оборудования, благоустройства прилегающей территории и пр., и пункт, предусматривающий право департамента градостроительства и земельных отношений в случае невыполнения владельцем данной обязанности в установленный срок отозвать выдаваемые разрешительные документы.
Конкретные предложения КГА по реконструкции (изменению) архитектурного облика спорного киоска и благоустройству прилегающей к нему территории в решении городской межведомственной комиссии от 08.04.2010 (протокол N 5) отсутствуют. Срок на выполнение данных работ не установлен (т.1 л.д.10).
ИП Воронцов С.С. в судебных заседаниях первой и апелляционной инстанций настаивал на исполнении им условий межведомственной комиссии о комплексной реконструкции киоска и благоустройству территории.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что Администрацией в нарушение возложенной на неё ч.5 ст.200 АПК РФ обязанности не представлено безусловных доказательств в подтверждение своего утверждения о том, что условие комплексной реконструкции и благоустройства территории, установленное решением межведомственной комиссии от 08.04.2010 (протокол N 5) предпринимателем не было исполнено.
Апелляционная коллегия также отмечает, что Администрация не воспользовалась правом отзыва выданных разрешительных документов в случае невыполнения владельцем киоска данной обязанности в установленный срок, предусмотренным пунктом 3.13 Положения N 271-II.
Арбитражным судом установлено, что оспариваемый отказ обусловлен также тем, что в 2010 г. ИП Воронцов С.С. не предоставил согласование по сетям, киоск расположен на водопроводных сетях и телефонном колодце (т.1 л.д.10 дела N А14-16044/2012).
Однако, в 2010 г. межведомственная комиссия согласовала продление ордера заявителю, т.е. подтвердила размещение спорного киоска в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Апелляционная коллегия также учитывает, что ИП Воронцовым С.С. в материалы дела представлено согласование на расширение временного сооружения по адресу установки Советский район, уд. О. Дундича, 11 (т.1 л.д.69 дело N А14-16044/2012).
Доводы Администрации в части запрета на включение в схему нестационарных торговых объектов на ряде улиц и площадей городского округа город Воронеж, в частности, по ул. Олеко Дундича, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку исходя из положений Закона N 381-ФЗ, Приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174, даты вступления в силу решения N 790-III - 12.05.2012, положений раздела 8 (заключительные и переходные положения) решения N 790-III, на момент принятии оспариваемого решения - 03.05.2012, данный запрет не действовал.
Суд первой инстанции правильно установил предмет доказывания по делу, применил соответствующие правовые нормы к рассматриваемым правоотношениям, и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, с учётом указаний кассационной инстанции в Постановлении ФАС ЦО от 02.08.2013.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2013 по делу N А14-16044/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН: 1023601575733, ИНН: 3650002882) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16044/2012
Истец: Воронцов С С
Ответчик: Администрация городского округа г. Воронеж, Департамент градостроительства и архитектуры Администрации ГО г. Воронеж
Третье лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации ГО г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1041/13
19.11.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-16044/12
02.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2243/13
12.04.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1041/13
17.01.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-16044/12