Проблемный код
К настоящему времени тема неверно указанного в платежном поручении кода бюджетной классификации стала притчей во языцех, что, однако, не способствовало окончательному разрешению этого вопроса. Позиция налоговых органов по данной проблеме продолжает оставаться неизменной - неправильно указанный показатель КБК является причиной несвоевременного поступления денежных средств в соответствующий бюджет, что влечет за собой обязанность уплаты пени у лица, допустившего такую неточность.
В ответе за неточность
Вышеуказанную позицию подтверждают письма УМНС России по г. Москве от 05.08.2004 N 11-11н/51518, ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367, Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54, от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249, от 14.08.2007 N 03-02-07/1-377, от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122.
Согласно п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщик в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с официально установленными должен выплатить пеню. Говоря иначе, право применить такой способ воздействия на организацию возникает у налоговых органов только в случае просрочки последней исполнения обязанности по уплате налога.
Как следует из содержания подп. 1, 3 п. 3 ст. 45 НК РФ, лицо считается исполнившим обязанность по уплате налога с момента предъявления в банк Поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (ФК) необходимых денежных средств. Если в Поручении на перечисление налога номер счета ФК и наименование банка получателя указаны неверно, и при этом денежные средства не поступили в бюджетную систему РФ на надлежащий счет ФК, обязанность по уплате налога не признается исполненной (п. 4 ст. 45 НК РФ).
Таким образом, толкуя буквально названные положения НК РФ, можно выделить нижеприведенный закрытый перечень сведений, внесение которых в Поручение легитимно обеспечивает организации статус лица, своевременно уплатившего налог:
надлежащий номер счета ФК и правильное наименование банка, где этот счет открыт;
назначение платежа - наименование налога;
информация о том, что денежные средства перечисляются в бюджетную систему РФ.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС СЗО от 02.06.2006 N А05-616/2006-9, от 05.06.2007 N А56-56746/2005, ФАС МО от 29.12.2004 N КА-А41/12412-04, от 27.02.2007 N КА-А40/549-07, ФАС УО от 01.12.2005 N Ф09-5537/05-С1, ФАС ЗСО от 03.05.2006 N Ф04-2311/2006, ФАС ДВО от 28.09.2005 N Ф03-А51/05-2/3011).
Платеж для бюджета
Представляется, что самостоятельное уяснение таких понятий как "надлежащий номер счета ФК" или "наименование налога" не вызывает затруднений. Использующийся же в НК РФ термин "бюджетная система РФ" требует, на взгляд автора, специального анализа.
Бюджетная система РФ в соответствии со ст. 6, 10 БК РФ представляет собой совокупность следующих бюджетов: федерального, региональных и местных, а также государственных внебюджетных фондов. Вследствие этого любой бюджет любого уровня названной системы одновременно является и ее неотделимой необходимой составной частью (элементом). Поэтому, предъявляя в банк Поручение на перечисление налога в бюджет того или иного уровня, налогоплательщик инициирует направление денежных средств в бюджетную систему РФ. Кроме того, из содержания п. 1 ст. 40 БК РФ однозначно следует, что зачисление на счета ФК доходов от федеральных, региональных и местных налогов означает их поступление в бюджетную систему РФ.
Также необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в ст. 45 НК РФ законодатель ни прямо, ни косвенно не связывает уплату налога с перечислением платежа в надлежащий элемент бюджетной системы РФ (отсутствует указание на "соответствующий" и т.п. бюджет).
Из вышесказанного следует, что содержание Поручения должно четко указывать на конечного получателя налогового платежа - бюджетную систему РФ в виде любого из составляющих ее бюджетов.
На наш взгляд, Поручение, оформленное в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах..., утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, содержит достаточную информацию, позволяющую идентифицировать платеж как налог, перечисляемый налогоплательщиком в бюджетную систему РФ.
Во-первых, внесение информации в поля 104-110 Поручения, как следует из Правил, допускается только при направлении денежных средств в один из бюджетов, поэтому заполнение названных частей Поручения уже свидетельствует о платеже в бюджетную систему РФ.
Во-вторых, сам характер сведений, содержащийся в полях 24, 104-110 Поручения, однозначно подтверждает как налоговый характер платежа, так и перечисление его в бюджетную систему РФ:
а) В поле 24 "Назначение платежа" налогоплательщик указывает название налога.
В силу п. 1 ст. 8 НК РФ налоги взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований и впоследствии, согласно ст. 6 БК РФ, аккумулируются в бюджетах. Также в ст. 41 БК РФ налоги отнесены к доходам бюджетов. Более того, соответствующие положения НК РФ, например, ст. 173, прямо указывают, что налог уплачивается в бюджет.
В итоге, содержание поля 24 Поручения дает возможность характеризовать платеж как налог, перечисляемый в бюджетную систему РФ.
б) Информация, внесенная в поля 104-110 Поручения позволяет установить, что платеж является налогом и направляется в бюджетную систему РФ:
в поле 104 указывается показатель КБК в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ,
в поле 105 - значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ,
в поле 107 - показатель налогового периода, использующийся для периодичности уплаты налога,
в поле 110 - двузначный тип платежа, в случае уплаты налога - "НС".
С учетом изложенного закономерен следующий вывод: Поручение, оформленное в соответствии с Правилами, даже в случае ошибки в показателе КБК позволяет идентифицировать платеж как уплату налога, предназначенного для перечисления в бюджетную систему РФ (См. также постановления ФАС СЗО от 22.01.2007 N А56-57775/2005, от 26.07.2007 N А56-50620/2006, МО от 27.02.2007 N КА-А40/549-07, ВВО от 09.03.2006 N А11-8470/2005-К2-22/368).
Соответственно, если организация в установленные законом сроки предъявила в банк платежное поручение, в котором правильно указаны исчисленная сумма налога, номер счета ФК и банк получателя, надлежащим образом заполнены поля 24, 105-110, допустив при этом ошибку в поле 104 (показатель КБК), названное юридическое лицо, по смыслу подп. 1, 3 п. 3 ст. 45 НК, тем не менее, будет считаться своевременно исполнившим обязанность по уплате налога, вследствие чего предусмотренные в п. 1 ст. 75 НК РФ основания для уплаты пени отсутствуют.
Применение же пени в отношении налогоплательщика, указавшего неверный КБК в Поручении, фактически означает неправомерное возложение на него повинности обеспечения поступления налога в конкретный бюджет (бюджеты) бюджетной системы РФ.
Среди обязанностей налогоплательщика, приведенных в ст. 23 НК РФ, отсутствует прямое вменение лицу, уплачивающему налог, своими действиями гарантировать зачисление перечисляемых денежных средств в надлежащий бюджет. Эта же норма НК РФ в подп. 9 п. 1 допускает существование иных обязанностей для налогоплательщика, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1, подп. 4, 6 п. 2, подп. 4, 5, 6 ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов муниципальных образований. При этом обязанности налогоплательщиков, а также их ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливаются исключительно в НК РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти всех уровней законодательством о налогах и сборах не являются и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).
Поэтому требование безусловного выполнения налогоплательщиком тех или иных действий, игнорирование которого карается определенным образом, может быть закреплено только в НК РФ, действующая редакция которого не содержит положений, обязывающих лиц, несущих налоговое бремя, лично или опосредованно отслеживать и корректировать "движение" уплаченных ими налогов в целях поступления последних в определенный элемент бюджетной системы РФ. Налогоплательщик несет четко оговоренную обязанность по уплате налога, но не более того, т.е., в рассматриваемой ситуации, обязанность по своевременному предоставлению в банк Поручения, содержание которого в дальнейшем обеспечит перечисление денежных средств на соответствующий счет ФК.
Право на выбор
Небезынтересной представляется и позиция законодателя, изложенная в абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ. Так, налогоплательщик, обнаруживший ошибку в оформлении Поручения, не повлекшую неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет ФК, вправе подать заявление о данной неточности с просьбой уточнить основание, тип платежа и т.д. "Быть вправе" ("иметь право") означает наличие у лица легитимной возможности на самостоятельный выбор как минимум двух вариантов поведения. Т.е., НК РФ относит на личное усмотрение налогоплательщика принятие решения об обращении с соответствующим заявлением в налоговые органы.
Однако полагаем, что лицо, не исполнившее вмененные законом обязанности, не может иметь возможность выбора между активными действиями, направленными на исправление допущенного нарушения, и абсолютным воздержанием от их осуществления, ибо любая обязанность, установленная законодателем, ни в коем случае не допускает иных действий, кроме тех, что предусмотрены императивно.
Как разъяснил КС РФ (Постановление от 12.10.98 N 24-П), уплата налога в бюджетную систему РФ и дальнейшее его зачисление в соответствующий бюджет являют собой два отличных друг от друга самостоятельных процесса, так как регулируются самостоятельными законодательствами - взимание налогов происходит в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 2 НК РФ), в сферу действия бюджетного законодательства входит распределение налоговых платежей между элементами бюджетной системы и установление нормативов такого распределения (ст. 40, 166.1 БК РФ; подп. 5.9 п. 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703; Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н) и имеют разных исполнителей (предъявление в банк Поручения на перечисление налога в бюджетную систему РФ возложено на налогоплательщика или налогового агента; органы ФК ведут учет поступивших денежных средств и распределяют их между бюджетами). Вследствие данных обстоятельств распространение налоговыми органами на плательщика налоговой ответственности за поступление платежа в определенный бюджет означает, во-первых, возложение на него обязанности исполнения полномочий органа государственной власти (ФК), что согласно ст. 30 БК РФ не допускается, а во-вторых, попытку регулировать налоговые правоотношения ненадлежащим законодательством, что является абсурдным.
В соответствии с п. 1 ст. 18 БК бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Таким образом, задача бюджетной классификации - определение бюджетного процесса, в который уплата налога не входит. Неверное указание налогоплательщиком показателя КБК в Поручении может лишь затруднить функционирование бюджетной системы, но не станет помехой для зачисления в эту систему самой суммы налога.
Подытожим:
Перечисление налога в соответствующий бюджет не является обязанностью налогоплательщика, поскольку:
таковая не предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
данный процесс регламентируется бюджетным законодательством, т.е. не относится к исполнению налогоплательщиком обязанности по уплате налога;
полномочиями такого рода наделены органы ФК.
Единственной предусмотренной в НК РФ задачей налогоплательщика при уплате налога путем предъявления Поручения является отражение в данном расчетном документе сведений, позволяющих определить налоговый характер платежа и перечислить его на нужный счет ФК в надлежащем банке.
Ошибочный КБК, указанный налогоплательщиком в Поручении на перечисление налога, не препятствует своевременному поступлению налогового платежа в бюджетную систему РФ, вследствие чего отсутствует основание для начисления пени.
Н. Брюховецкий,
юрист центра налогового и правового
консультирования группы компаний
"ИРБИС", г. Москва
"эж-ЮРИСТ", N 23, июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru