10 февраля 2014 г. |
Дело N А11-3916/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж" (600025, г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 11; ИНН 3327101235, ОГРН 1033301800267)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.11.2013
по делу N А11-3916/2013,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж" о признании недействительным представления Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области от 11.04.2013 N КРИ-161-02-03,
при участии в судебном заседании представителей:
государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж" - Кухар Н.М. по доверенности от 03.02.2014 N 1 сроком действия один год;
Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области - Гусева С.И. по доверенности от 20.08.2013 N КРИ-02-39-03 сроком действия три года, Карташовой И.Ф. по доверенности от 31.01.2014 N КРИ-02-39-3 сроком действия один год,
и установил:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж" (далее - ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж", образовательное учреждение, Политехнический колледж) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании недействительным представления Контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области (далее - КРИ Владимирской области, Инспекция) от 11.04.2013 N КРИ-161-02-03 в части стимулирующих выплат.
Решением Арбитражного суда Владимирской области образовательному учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению Политехнического колледжа, КРИ Владимирской области не наделена полномочиями по проверке его финансово-хозяйственной деятельности, поскольку ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж" не является получателем бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает на несостоятельность доводов образовательного учреждения и законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж" и КРИ Владимирской области поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что уполномоченные лица КРИ Владимирской области провели плановую ревизию финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж" за период с 01.01.2012 по 19.02.2013.
В ходе ревизии проверяющие установили:
- необоснованное принятие и исполнение обязательств по статье 210 КОСГУ "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" в сумме 116,9 тыс. руб. (за счет доходов от предпринимательской деятельности - 83,3 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 33,6 тыс. руб.) в связи со стимулирующими выплатами работникам образовательного учреждения за исполнение их прямых должностных обязанностей, в том числе по подстатье 211 КОСГУ - в сумме 89,8 тыс. руб., по подстатье 213 КОСГУ - в сумме 27,0 тыс. руб.;
- переплату заработной платы в сумме 2,4 тыс. руб. за счет средств областного бюджета заведующим отделениями за счет содержания сверхштатной единицы и начисленных на нее страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 0,7 тыс. руб.;
- необоснованное начисление и выплату доплат в сумме 53,8 тыс. руб. за счет средств областного бюджета за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе, не предусмотренного штатным расписанием, и начисленных на них страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 16,2 тыс. руб.;
- необоснованные расходы в сумме 33,0 тыс. руб. по приобретению новогодних подарков, не предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
- необоснованное принятие обязательств на сумму 9,7 тыс. руб. по оплате услуги связи и интернета, не отраженных в составе кредиторской задолженности предыдущего финансового года;
- излишнее списание бензина на сумму 1,0 тыс. руб. за пробег автотранспортного средства, не подтвержденный показаниями спидометра;
- необоснованное принятие и санкционирование обязательств в текущем году на сумму 1,0 тыс. руб. по оплате кредиторской задолженности по поставке горюче-смазочных материалов, не отраженной в учете предыдущего финансового года;
- недостачу медикаментов и перевязочных средств на сумму 7,3 тыс. руб.;
- необоснованную передачу медикаментов и перевязочных средств на сумму 15,3 тыс. руб. медицинскому работнику, не состоящему в штате образовательного учреждения, при отсутствии каких-либо правовых оснований;
- не отражение в бухгалтерском учете начислений доходов от сдачи в аренду нежилых помещений в сумме 325,8 тыс. руб., не принятие мер по своевременному взысканию в установленном порядке арендных платежей с арендатора на указанную сумму.
Результаты ревизии зафиксированы в акре от 03.04.2013, на основании которого 11.04.2014 Политехническому колледжу выдано представление N КРИ-161-02-03, которым предложено в срок до 09.05.2013 принять меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
Полагая, что представление Инспекции в части выплат стимулирующего характера не соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 65, 71,198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 78.1, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановлениями Губернатора Владимирской области от 19.09.2005 N 417, от 05.12.2006 N 855, от 30.07.2008 N 544, от 24.02.2009 N 154, от 31.12.2010 N 1399 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого представления.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Губернатора области от 19.09.2005 N 517 утверждено Положение о контрольно-ревизионной инспекции администрации Владимирской области (далее - Положение N 517), согласно пункту 1.1 которого КРИ администрации Владимирской области является органом, уполномоченным на осуществление последующего финансового контроля на территории Владимирской области, а также контроля в сфере размещения заказов.
Пунктом 2.1.1 Положения N 517 установлено, что Инспекция осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и эффективным использованием и сохранностью средств областного бюджета.
Пункт 2.2.1.6 Положения N 517 относит к функциям Инспекции направление в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления и (или) обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Постановлением от 24.02.2009 N 154 Губернатор Владимирской области утвердил Административный регламент исполнения контрольно-ревизионной инспекцией администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению последующего финансового контроля за своевременным, целевым и эффективным использованием и сохранностью средств областного бюджета, гарантий области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций, имущества Владимирской области, а также средств местных бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента по результатам контрольного мероприятия Инспекция направляет руководителю проверенной организации и (или) руководителю вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации или направлением деятельности, по которому выявлены нарушения, обязательное для рассмотрения представление или обязательное к исполнению предписание о пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.
Пункт 4.7 Инструкции о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 05.12.2006 N 855, содержит аналогичные положения.
Следовательно, представление КРИ Владимирской области от 11.04.2013 N КРИ-161-02-03, выданное ГБОУ СПО "Владимирский политехнический колледж" на основании результатов ревизии, устанавливает определенные обязанности для юридического лица, является обязательным для исполнения и может быть оспорено в судебном порядке.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 05.12.2006 N 855 утверждена Инструкция о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности контрольно-ревизионной инспекцией администрации Владимирской области (далее - Инструкция о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности).
В пунктах 2.2 и 2.3 Инструкции о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности определены цели и задачи ревизии, которые заключаются в контроле за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами и проверке финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям, в том числе использование бюджетных средств по целевому назначению, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера и другие.
В разделе III Инструкции о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности предусмотрен порядок организации и проведения ревизии.
Согласно пункту 3.7 Инструкции о порядке осуществления контрольно-ревизионной деятельности, ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования имущества, денежных средств и продукции, достоверностью объема выполненных работ и оказанных услуг и т.п.
На основании Указа Губернатора Владимирской области от 12.09.2005 N 14 "Об образовании контрольно-ревизионной инспекции администрации области" и Положения N 517 создана и действует контрольно-ревизионная инспекция для осуществления такого контроля на территории Владимирской области.
На основании пункта 2.2.1.1 Положения N 517 КРИ Владимирской области организует и проводит ревизии и проверки государственных учреждений и предприятий Владимирской области, а также иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, использующих в своей деятельности средства областного бюджета, и (или) имущество, находящееся в государственной собственности Владимирской области, осуществляет контроль за его сохранностью, целевым характером и эффективностью использования.
Следовательно, Инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности в виде проверок (ревизий) соблюдения государственным бюджетным учреждением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре и направлять в пределах своей компетенции представления при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации и Владимирской области, касающихся исполнения целевого и эффективного использования и сохранности средств областного бюджета.
Положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иным правовым актом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетной сметой является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
В статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены особенности бюджетно-правового статуса бюджетных учреждений, согласно которой бюджетное учреждение осуществляет, в том числе операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, а также обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.
Согласно пункту пункт 1.2 Устава ГБУСПО ВО "Владимирский политехнический колледж" образовательное учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которого является Владимирская область.
Согласно пункту 3.85 Устава к компетенции Политехнического колледжа относится, в том числе обеспечение целенаправленного и рационального расходования средств, выделяемых ему из бюджета, средств по приносящей доход деятельности; обеспечение сохранности и эффективного использования финансовых и материальных средств, а также имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
В силу пункта 4.19 Устава контроль и ревизия деятельности образовательного учреждения осуществляются учредителем и Департаментом образования администрации Владимирской области, а также налоговым, природоохранными и другими органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующими законодательствами актами Российской Федерации возложена проверка деятельности государственных учреждений.
Пунктом 5.3 Устава предусмотрено, что контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисциплины образовательным учреждением осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами.
В соответствии с пунктом 2 части 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
Пунктами 2, 7 и 8 Порядка государственного контроля за деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1399, установлено, что контроль за деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений Владимирской области осуществляют отраслевые департаменты администрации области, являющиеся их учредителями, а также департамент имущественных и земельных отношений и контрольно-ревизионная инспекция администрации области (далее - уполномоченные органы).
Контрольно-ревизионная инспекция администрации области осуществляет:
- в отношении автономных, бюджетных и казенных учреждений Владимирской области последующий финансовый контроль за своевременным, целевым и эффективным использованием и сохранностью средств областного бюджета, имущества Владимирской области в соответствии с административным регламентом исполнения контрольно-ревизионной инспекцией администрации Владимирской области государственной функции по осуществлению последующего финансового контроля за своевременным, целевым и эффективным использованием и сохранностью средств областного бюджета, гарантий области, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций, имущества Владимирской области, а также средств местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов, утвержденным постановлением Губернатора области от 24.02.2009 N 154;
- контроль за соблюдением законодательства органами управления автономных учреждений и органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Если иное не установлено нормативными правовыми актами Губернатора области, уполномоченные органы осуществляют контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Владимирской области в виде проверок, проводимых в порядке, установленном указанными органами.
Учитывая положения вышеуказанных нормативно-правовых актов и, принимая во внимание то обстоятельство, что субсидии выделяются из областного бюджета, по своей природе представляют собой средства, выделяемые из областного бюджета, ГБУСПО ВО "Владимирский политехнический колледж" в своей деятельности пользуется имуществом Владимирской области, закрепленным за ним на праве оперативного управления.
Таким образом, КРИ Владимирской области обладает полномочиями по проверке (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Политехнического колледжа, в связи с чем обратная позиция образовательного учреждения по данному вопросу является ошибочной, основанной на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно оспариваемой части представления от 11.04.2013 N КРИ-161-02-03 Учреждению вменено:
необоснованное принятие и исполнение обязательств по статье 210 КОСГУ "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" в сумме 116,9 тыс. руб. (за счет доходов от предпринимательской деятельности -83,3 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 33,6 тыс. руб.) в связи со стимулирующими выплатами работникам Учреждения за исполнение их прямых должностных обязанностей, в том числе по подстатье 211 КОСГУ на сумму 89,8 тыс. руб., по подстатье 213 КОСГУ в сумме 27,0 тыс. руб.;
необоснованное начисление и выплата доплат в сумме 53,8 тыс. руб. за счет средств областного бюджета за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе, не предусмотренного штатным расписанием, и начисленных на них страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 16,2 тыс. руб.
В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения Инспекция установила, что на основании приказов директора Учреждения устанавливались единовременные надбавки к заработной плате за выполнение работ, связанных с исполнением прямых должностных обязанностей, определенных должностными регламентами.
Так, за счет средств областного бюджета были проведены следующие выплаты стимулирующего характера:
- по приказу от 30.07.2012 N 118 - слесарю-сантехнику Манасову С.М. за качественное и своевременное выполнения работ - 4000 руб.;
- по приказу от 02.10.2012 N 131-к - секретарю учебной части Комаровой Н.Н. за высокое качество работы по оформлению документов строгой отчетности (дипломов) - 3000 руб.;
- по приказу от 28.11.2012 N 200-к - главному бухгалтеру Кухар Н.М. за списание задолженности по налогу на имущество за 2008 год и своевременное представление отчетности за октябрь 2012 года -
7000 руб.
Необоснованные выплаты за счет средств областного бюджета составили по подстатье расходов КОСГУ 211 "Заработная плата" -14 000 руб., на которые проведены начисления по подстатье расходов КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по заработной плате" - 4200 руб.
Также Инспекция установила, что за счет собственных доходов Учреждения проведены выплаты стимулирующего характера следующим сотрудникам:
- по приказу от 22.02.2012 N 11-к - главному бухгалтеру Шептуновой С.С. за выполнение работ по разработке штатного расписания и мероприятий по изучению изменений в налоговом законодательстве в размере заработка текущего месяца 39 000 руб.;
-по приказу от 30.07.2012 N 119 - главному бухгалтеру Афанасьевой Г.Н. за качественную подготовку и своевременную сдачу бухгалтерской отчетности за 1 полугодие 2012 года - 10 000 руб.;
-по приказу от 25.10.2012 N 170-к - и.о. главного бухгалтера Митиной И.М. за качественное выполнение работы по подготовке документов к сдаче бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года -11 000 руб.;
-по приказу от 28.11.2012 N 199-к - специалисту отдела кадров Кирилловой Н.С. за большую работу по заданию директора колледжа по подготовке статистических отчетов форма N СПО-1 и форма N1 -Т (проф.)- 3 000 руб.; инженеру по охране труда Тюкачёвой А.В. за большой объем работы по подготовке и проведению инструктажа по охране труда и технике безопасности сотрудникам колледжа - 1000 руб.
Кроме того, Инспекция выявила факт необоснованных выплат за счет собственных доходов 64 000 руб. по статье расходов КОСГУ 211 "Заработная плата", на которые проведены начисления по подстатье расходов КОСГУ 213 "Начисления по заработной плате" - 19 300 руб.
На основании приказа руководителя Учреждения от 03.09.2012 N 129-к ведущему механику Блинкову В.С. в сентябре 2012 года установлена стимулирующая надбавка к заработной плате за качество выполненных работ по ремонту оборудования в размере 1500 руб.
Согласно служебной записке Блинкова В.С. от 21.09.2012 в перечень выполненных им работ по ремонту оборудования вошли следующие работы: установка гардин, вставка стекол, ремонт и врезка замков, ремонт дверей, установка зеркал и полок без указания объемов работ. На служебной записке наложена виза заместителя руководителя Кисина Л.И. с ходатайством об оплате выполненных работ в размере 1500 руб.
По объяснению ведущего механика Блинкова В.С. данные работы выполнены им в нерабочее время в период отсутствия работника, занимающего должность столяра-плотника (объяснение от 26.04.2013).
Также на основании приказа руководителя Учреждения от 26.11.2012 N 194-к в ноябре 2012 года ведущему механику Блинкову В.С. установлена единовременная стимулирующая надбавка к заработной плате за организацию и проведение ремонтных работ в помещениях общежития в сумме 10 300 руб. за счет средств областного бюджета.
Согласно служебной записке ведущего механика Блинкова В.С. от 22.11.2012 в состав выполненных им в общежитии ремонтных работах вошли: ремонт и застекление окон на чердаке общежития, ремонт и закупорка окон в подвале, ремонт фрамуг, форточек, остекление рам и др., без указания объемов работ. На служебной записке наложена виза руководителя Учреждения Полянского Д.Ю. об издании отделом кадров приказа об оплате выполненных Блинковым В.С. работ в сумме 3000 руб.
Между тем, отдел кадров Учреждения подготовил проект приказа на установление единовременной стимулирующей надбавки ведущему механику Блинкову В.С. в сумме 10 300 руб. (объяснение начальника отдела кадров Трифоновой Л.Ю. от 27.03.2013).
Согласно объяснению ведущего механика Блинкова В.С. от 26.03.2013 ремонтные работы в общежитии Учреждения выполнены им в период отсутствия работника, занимающего должность столяра-плотника.
На основании приказа руководителя от N 102-к ведущему механику Блинкову В.С. с 01.09.2012 установлены доплаты за работу по совместительству на 0,5 ставки столяра.
Как следует из материалов проверки, с Блинковым В.С. заключен трудовой договор от 01.09.2012 на внутреннее совместительство по должности столяра на 0,5 ставки на определенный срок.
Согласно данным табелей учета рабочего времени за сентябрь 2012 года и ноябрь 2012 года по расчетно-платежным ведомостям за сентябрь 2012 года и ноябрь 2012 года N 396 и N 478 Блинкову В.С. начислено за внутреннее совместительство должности столяра за сентябрь и ноябрь 2012 года по 2 300 руб. за каждый месяц.
Таким образом, Учреждение осуществило необоснованные выплаты стимулирующего характера за исполнение столяром прямых должностных обязанностей по под статье расходов КОСГУ 211 "Заработная плата" на сумму 11 800 руб., на которые проведены начисления по подстатье расходов КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по заработной плате" в сумме 3500 руб.
На основании приказа директора Учреждения от 17.10.2012 N 191 четырем преподавателям с 17.10.2012 за счет средств областного бюджета установлена ежемесячная стимулирующая надбавка к заработной плате за исполнение обязанностей заместителя заведующего отделением по воспитательной работе.
Однако штатным расписанием Учреждения не предусмотрена ставка заместителя заведующего отделением по воспитательной работе.
Необоснованное начисление доплат проведено в расчетно-платежных ведомостях за декабрь 2012 года N 509, за январь 2013 года N 20, за февраль 2013 года N 54 по подстатье расходов КОСГУ 211 "Заработная плата" на 53 800 руб., на которые проведены начисления по подстатье расходов ГУ 213 "Начисления на выплаты по заработной плате" в сумме 16 200 руб.
Факт отсутствия должности заместителя заведующего отделением по воспитательной работе в штатном расписании Учреждения последним не оспаривается, как и факт отсутствия дополнений к трудовым договорам на увеличение круга обязанностей 4-х его сотрудников.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Положение о системе оплаты труда работников государственных областных учреждений отрасли образования, утвержденное постановлением Губернатора Владимирской области от 30.07.2008 N 544 (далее - Положение), которым обязано руководствоваться в своей деятельности Учреждение, устанавливает перечень стимулирующих выплат, который может быть детализирован в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
В соответствии с Положением выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников в пределах фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно пункту 6.1 Положения выплаты стимулирующего характера включают в себя выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктом 6.3. Положения для целей стимулирования работников учреждений к достижению высоких результатов труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты предусматривается в размере:
не менее 20 процентов фонда оплаты труда учреждения, установленного для руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений, специалистов и служащих, работников рабочих профессий;
не менее 30 процентов фонда оплаты труда учреждения, установленного для педагогических работников.
Положение также предусматривает порядок установления и выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за дополнительную работу, за работу непосредственно связанную с образовательным процессом и работу не связанную с образовательным процессом, определяет порядок выплат с учетом нагрузки и другие условия.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение необоснованно за счет средств областного бюджета (к каковым относятся субсидии) и использования имущества Владимирской области (в целях получения, в том числе, собственного дохода) производило выплаты стимулирующего характера за исполнение своими сотрудниками прямых должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.
При таких обстоятельствах у Инспекции как уполномоченного органа имелись фактические и правовые основания для выдачи образовательному учреждению оспариваемого представления, которое соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы образовательного учреждения в сфере экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно отказал Политехническому колледжу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ГБУСПО ВО "Владимирский политехнический колледж" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.11.2013 по делу А11-3916/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.11.2013 по делу N А11-3916/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3916/2013
Истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области "Владимирский политехнический колледж"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция администрации Владимирской области