г. Киров |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А29-4495/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2013 по делу N А29-4495/2013, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.,
по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми Республиканский центр энергосбережения" (ИНН: 1101487512,ОГРН: 1061101000388)
к открытому акционерному обществу "Усть-Вымская тепловая компания" (ИНН: 1116008650, ОГРН: 1061116005136)
о взыскании долга,
установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми Республиканский центр энергосбережения" (далее - ГБУ РК "Коми Республиканский центр энергосбережения", Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Усть-Вымская тепловая компания" (далее - ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", Общество, тепловая компания, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 536 987 руб. 22 коп. по средствам на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2013 исковые требования ГБУ РК "Коми Республиканский центр энергоснабжения" удовлетворены в полном объеме.
Тепловая компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2013 и принять по делу новый судебный акт, отказав ГБУ РК "Коми республиканский центр энергоснабжения" в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а также нарушены нормы процессуального права.
ГБУ РК "Коми республиканский центр энергоснабжения" отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возможность финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из внебюджетных источников предусмотрена государственной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 2446-р, с целью реализации Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" является организацией, занимающейся поставкой тепловой энергии потребителям.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 09.12.2010 N 93/13, установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми, в тарифах учитываются затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, расходы на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 с 01.01.2006 создано ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения", являющееся согласно Уставу специализированным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение. 19.12.2011 года ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" переименовано в ГБУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения".
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 04.12.2009 г. N 108/10 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми" для ответчика установлены на 2010 год тарифы на поставляемую тепловую энергию, в тарифах учитываются расходы на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
В силу пункта 3 Порядка консолидации средств утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 09.09.2005 г. N 243, действовавшим до 20.12.2010 г., средства, составляющие затраты потребителей электрической и тепловой энергии, перечисляются энергоснабжающими организациями, отпускающими электрическую и (или) тепловую энергию потребителям, расположенным на территории Республики Коми, на специальный счет государственного учреждения Республики Коми, созданного в установленном порядке для реализации энергосберегающих проектов на территории Республики Коми, до 25 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
Из пунктов 8 и 9 Порядка консолидации средств, утвержденного Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 г. N 72/1 следует, что регулируемые организации ежемесячно исходя из утвержденной на соответствующий финансовый год ставки отчислений на энергосбережение и определенной фактической базы для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение, исчисляют размер внебюджетных средств на энергосбережение за предыдущий (отчетный) месяц и представляют в ГБУ РК "Коми Республиканский центр энергосбережения" ежемесячно, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, отчетность о начислении и перечислении внебюджетных средств на энергосбережение. Внебюджетные средства на энергосбережение, исчисленные за отчетный месяц, перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет ГБУ РК "Коми Республиканский центр энергосбережения", ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
По сообщению Службы Республики Коми по тарифам, ответчик в 2010 году должен был перечислить истцу средства на общую сумму 1 536 987 руб. 22 коп., что подтверждается справками об отпуске тепловой энергии и перечислении средств на энергосбережение, представленными ОАО "Усть-Вымская тепловая компания" за январь - май, сентябрь - декабрь 2010 года, подписанными уполномоченными лицами и скрепленными печатью общества (л.д. 12-20).
Письмом от 03.03.2010 г. N 12-12/565-58 Служба Республики Коми по тарифам уведомляла ответчика о необходимости перечисления средств на энергосбережение, исчисленных за отчетный месяц, на специальный лицевой счет истца ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Наличие у ответчика задолженности за затраты потребителей на энергосбережение послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего с 27.11.2009, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 утверждена региональной программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)".
Приказом Службы по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 определён Порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно пунктам 2, 3 которого помимо расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Региональной программой к внебюджетным средствам на энергосбережение отнесены также средства, составляющие экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение, ранее учтенные при определении в установленном порядке тарифов на электрическую и тепловую энергию энергоснабжающих организаций, отпускающих электрическую и (или) тепловую энергию потребителям, расположенным на территории Республики Коми в соответствии с Порядком N 243.
Установленная в республиканском законодательстве обязанность регулируемых организаций перечислять средства на энергосбережение подлежит исполнению, так как указанные выше нормативные правовые акты в установленном порядке не были признаны недействующими, соответственно, устанавливают права и обязанности неопределённого круга лиц, в том числе ответчика.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено доказательств перечисления денежных средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, и учитывая, что спорные денежные средства, будучи включёнными в тариф, не являются платой за поставленную энергию, а имеют строго целевой характер, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования ГБУ РК "Коми республиканский центр энергоснабжения" и взыскал с тепловой компании 1 536 987 рублей 22 копеек.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.11.2013 по делу N А29-4495/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Усть-Вымская тепловая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4495/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Коми Республиканский центр энергосбережения
Ответчик: ОАО Усть-Вымская тепловая компания