г. Вологда |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А66-13815/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Куликовой М.А.,
при участии от крестьянского (фермерского) хозяйства "Майково" Булкина А.В. по доверенности от 28.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Майково" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2013 года по делу N А66-13815/2012 (судья Перкина В.В.),
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Майково" (далее - КФХ "Майково", хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Кимрского района Тверской области (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении отказа от 03.09.2012 N 2337 в выплате компенсации за отчужденных животных и изъятую продукцию животноводства, расходов по убою и уничтожению, в ненаправлении заявки и соответствующих документов на выделение из областного бюджета средств КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп., а также просило обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем представления в Министерство сельского хозяйства Тверской области заявки на выделение району средств из бюджета Тверской области в отношении КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Тверской области, государственное учреждение ветеринарии Тверской области "Калязинская станция по борьбе с болезнями животных", Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области в лице межрайонного отдела Государственной ветеринарной инспекции N 7", администрация Быковского сельского поселения Кимрского района Тверской области, комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при администрации Кимрского района, государственное учреждение ветеринарии "Кимрская районная станция по борьбе с болезнями животных".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2013 года признаны незаконными действия администрации Кимрского района Тверской области, выразившиеся в направлении письма от 03.09.2012 N 2337. В удовлетворении остальной части требований отказано. С администрации Кимрского района Тверской области в пользу КФХ "Майково" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Хозяйство не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Также ссылается на нарушение судом норм процессуального права, поскольку в решении суда не содержится указание на возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Министерство сельского хозяйства Тверской области и Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу хозяйства - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Администрация, государственное учреждение ветеринарии Тверской области "Калязинская станция по борьбе с болезнями животных", администрация Быковского сельского поселения Кимрского района Тверской области, комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при администрации Кимрского района, государственное учреждение ветеринарии "Кимрская районная станция по борьбе с болезнями животных" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, государственное учреждение ветеринарии Тверской области "Калязинская станция по борьбе с болезнями животных", администрация Быковского сельского поселения Кимрского района Тверской области, комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при администрации Кимрского района, государственное учреждение ветеринарии "Кимрская районная станция по борьбе с болезнями животных" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя хозяйства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 постановления губернатора Тверской области от 09.07.2012 N 144-пг "О карантине" (с изменениями и дополнениями) установлено, что с 16.07.2012 эпизоотическими очагами африканской чумы свиней является территория крестьянского фермерского хозяйства "Майково", находящегося по адресу: Тверская область, Кимрский район, Быковское сельское поселение, деревня Майково.
В связи с этим руководителем Управления службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям 16.07.2012 было принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
На основании указанных Постановления и решения в хозяйстве в период с 16.07.2012 по 31.07.2012 было уничтожено (сожжено) поголовье свиней в количестве 100 голов, а также уничтожены клетки, в которых находились свиньи, и другое имущество, связанное с их выращиванием, о чем составлен акт об уничтожении поголовья свиней и имущества КФХ "Майково" от 31.07.2012 N 1 (т. 1, л. 14).
Хозяйство 16.08.2012 направило в адрес администрации Кимрского района Тверской области заявление о содействии в получении компенсации в сумме 1 174 555 руб. 21 коп. в связи с объявлением карантина африканской чумы на территории Тверской области.
Письмом от 03 сентября 2012 года N 2337 администрация сообщила, что заявление КФХ "Майково" рассмотрено, выплата компенсации за отчуждение животных не представляется возможной.
Хозяйство, не согласившись с действиями администрации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции признал незаконными действия администрации, выразившиеся в направлении письма от 03.09.2012 N 2337, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Хозяйство частично не согласилось с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, а именно: признать незаконными действия администрации, выразившиеся в ненаправлении заявки и соответствующих документов на выделение из областного бюджета средств КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп., и обязать ее устранить допущенные нарушения путем представления в Министерство сельского хозяйства Тверской области заявки на выделение району средств из бюджета Тверской области в отношении КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
Согласно статье 242 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 310, которым утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно этим Правилам руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению 1.
Данное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения.
Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению 2.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
В данном случае губернатором Тверской области принято постановление от 04.07.2012 N 376-пп "О мероприятиях, связанных с отчуждением поголовья свиней и изъятием продукции свиноводства в связи с возникновением очага африканской чумы свиней", которым признано необходимым отчуждения поголовья свиней и изъятие продукции свиноводства в связи с возникновением на территории Тверской области очага африканской чумы свиней в первой угрожаемой зоне на территории Кимрского района.
Также указанным постановлением утверждены ставки для выплаты компенсаций за отчужденное поголовье свиней и изъятую продукцию свиноводства.
Министерству сельского хозяйства Тверской области совместно с Министерством финансов Тверской области было поручено подготовить распоряжение правительства Тверской области о выплате компенсаций за отчужденное поголовье свиней и изъятую продукцию свиноводства из резервного фонда правительства Тверской области.
Выплата компенсаций за отчужденное поголовье свиней и изъятую продукцию свиноводства производится в соответствии с разделом 4 постановления администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па "О Порядке отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области".
Согласно указанному постановлению физические и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных и (или) изъятых продуктов животноводства.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного физическими и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 3.4 названногоо Порядка, и копии нормативного правового акта правительства Тверской области об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Согласно пункту 3.4 Порядка отчуждение животных и опасных в ветеринарно-санитарном отношении грузов, мероприятия по их обеззараживанию и уничтожению оформляются актом об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных комиссионно, с участием управления ветеринарии Тверской области, территориального управления ветеринарного и фитосанитарного надзора Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по Тверской области и органа местного самоуправления Тверской области по форме согласно приложению 2.
Администрации муниципальных образований Тверской области, на основании заверенных главами администраций муниципальных образований Тверской области актов об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, составляют заявку на выделение району средств из бюджета Тверской области за счет средств резервного фонда правительства Тверской области и представляют ее с приложением вышеуказанных актов в Министерство сельского хозяйства Тверской области.
Министерство сельского хозяйства Тверской области осуществляет проверку указанных документов и формирует сводный реестр по каждому муниципальному образованию Тверской области.
Министерство сельского хозяйства Тверской области производит перечисление средств бюджета Тверской области в пределах средств, выделенных на эти цели, муниципальным образованиям Тверской области в порядке межбюджетных отношений согласно Положению о порядке расходования средств резервного фонда правительства Тверской области, утвержденному постановлением администрации Тверской области от 30.09.2003 N 334-па "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Тверской области", для выплаты компенсации физическим и юридическим лицам за отчужденных животных и (или) изъятые продукты животноводства.
В данном случае, как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя, у хозяйства отсутствует акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, составленный по утвержденной форме с участием управления ветеринарии Тверской области, территориального управления ветеринарного и фитосанитарного надзора Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по Тверской области и органа местного самоуправления Тверской области.
Представленный заявителем акт об уничтожении поголовья свиней и имущества КФХ "Майково" от 31.07.2012 N 1 таким актом не является, поскольку составлен по неустановленной форме без участия указанных лиц.
Кроме того, хозяйство обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконными действия администрации, выразившиеся в ненаправлении заявки и соответствующих документов на выделение из областного бюджета средств КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп., определенной самим заявителем.
Как следует из указанных выше норм, хозяйству не предоставлено право самому определять размер подлежащего возмещению ущерба, поскольку он определяется только субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены или на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Также следует отметить, что хозяйством не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие определенный им размер возмещения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал хозяйству в удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации, выразившихся в ненаправлении заявки и соответствующих документов на выделение из областного бюджета средств КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку в решении суда не содержится указание на возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В данном случае хозяйство, обратившись в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации, самостоятельно определило конкретный вариант устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов, а именно: просило обязать устранить допущенные нарушения путем представления в Министерство сельского хозяйства Тверской области заявки на выделение району средств из бюджета Тверской области в отношении КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп.
Поскольку судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований хозяйства о признании незаконными действий администрации, выразившихся в ненаправлении заявки и соответствующих документов на выделение из областного бюджета средств КФХ "Майково" в сумме 2 174 555 руб. 21 коп., в решении суда правомерно не содержится указание на возложение на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 октября 2013 года по делу N А66-13815/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Майково" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13815/2012
Истец: Крестьянское(фермерское) хозяйство "Майково"
Ответчик: Администрация Кимрского района Тверской области
Третье лицо: Администрация Быковского сельского поселения Кимрского района Тверской области, ГУ Ветеринарии "Кимрская станция по борьбе с болезнями животных", ГУ ветеринарии Тверской области "Калязинская станция по борьбе с болезнями животных" (Ковалёв В. Б.), Комиссия по ЧС и ГО при Администрации Кимрского района, Межрайонный отдел государственной ветеринарной инспекции N7, Министерство сельского хозяйства Тверской области