г. Челябинск |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А07-1181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Румянцева А.А., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-1181/2013 (судья Вальшина М.Х.).
Общество с ограниченной ответственностью "УфаГарантСтрой" (далее - ООО "УфаГарантСтрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка и возложении на Управление Росреестра по Республике Башкортостан обязанности устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, третье лицо), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.11.2013 (резолютивная часть объявлена 15.11.2013) заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель со ссылкой на статью 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" отмечает, что в случае если государственный кадастровый учет лесных участков был осуществлен, то при последующем совершении сделок с объектом требуется предоставление его кадастрового плана или паспорта. В настоящем случае лесной участок прошел государственный кадастровый учет, следовательно, предоставление кадастрового плана является обязательным, а положения ст. 4.1, 4.2, 4.3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в рассматриваемой ситуации применению не подлежат.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154, из которого образован заявленный на регистрацию участок, является "архивным" в силу снятия его с государственного кадастрового учета, апеллянт настаивает на необходимости применения положений пунктов 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по смыслу которых не допускается осуществление государственной регистрации на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Ссылаясь на положение п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума N 73), апеллянт указывает, что предметом спорного договора аренды является часть лесного участка, тогда как по смыслу вышеназванного пункта Постановления Пленума N 73 заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Так же податель жалобы обращает внимание на тот факт, что 22.11.2012 по заявлению Управления Росимущества в Республике Башкортостан право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 прекращено, в силу чего оспариваемое решение суда первой инстанции будет неисполнимым, т.к. регистрация договора аренды должна быть осуществлена "на этом же земельном участке".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель на аукционе, состоявшемся 15.11.2011, приобрел право на заключение договора аренды лесного участка площадью 44,81 га, квартал N 61, выделы 21, 22, 24, 26, 32, 33, 34, 35, 37, 39, 40, 42, 43 в Демском участковом лесничестве ГУ "Уфимское лесничество" (протокол от 15.11.2011 N 2.330) (т. 1, л. д. 38-39).
На основании протокола о результатах аукциона Минлесхозом в лице Государственного учреждения "Уфимское лесничество" и заявителем подписан договор аренды от 24.11.2011 N 51 лесного участка с учетным номером в Государственном лесном реестре 1180014711-06-51 (т. 1, л. д. 21-37).
План-схема расположения лесного участка и его границы приводятся в приложении N 1 к договору (т.1 л.д.30).
Срок аренды установлен с момента подписания акта приема-передачи лесного участка на 49 лет, с 24.11.2011 по 26.12.2060 (пункт 2.2 договора).
Акт приема-передачи лесного участка в аренду подписан сторонами 24.11.2011 (т.1 л.д.34).
31.05.2011 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора.
Регистрирующий орган со ссылкой на положения абз. 10, 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказал в государственной регистрации договора, что подтверждено сообщением об отказе от 15.11.2012 N 01/215/2012-569 (т. 1. л. д. 40-41).
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось, в том числе, то обстоятельство, что предоставленный по договору аренды участок входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации с кадастровым номером 02:47:000000:0154. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок 02:47:000000:0154 имеет статус "архивный" (снят с государственного кадастрового учета), а в силу положений пунктов 1,2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Полагая, что названный отказ в государственной регистрации является незаконным, ООО "УфаГарантСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предоставление кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка для государственной регистрации договора не требовалось, стороны согласовали условие о предмете договора аренды, оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды не имелось.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
К договору аренды лесного участка согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса (часть 1).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем указанная норма применяется с учетом положений статей 4.1-4.4 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Согласно статье 4.1 Вводного закона до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со статьей 4.2 названного Закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 4.4 названного Закона, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в отношении лесного участка, явившегося предметом договора аренды, государственный кадастровый учет не осуществлялся.
Вместе с тем из материалов дела так же следует, что приложением к договору аренды является план участка. Предоставленный по договору участок учтен в государственном лесном реестре, о чем свидетельствует номер учетной записи, указанный в договоре аренды.
Согласно частям 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о лесных участках.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок) был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310 (действовал в период возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 11 Порядка, сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в пункте 2 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка, по результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
В договоре аренды его предмет сторонами определен, указан номер учетной записи в Государственном лесном реестре, к договору приложен план-схема расположения лесного участка и его границ.
Факт вхождения лесного участка, указанного в договоре аренды, в состав общего лесного массива, составляющего земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154, на который было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (Выписка из ЕГРП - т. 1, л. д. 49-55), подтвержден информацией Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 56).
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что договор аренды лесного участка от 24.11.2011 N 51 содержит необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Доводы апеллянта о том, что в настоящем случае лесной участок сформирован из участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в силу чего положения ст. 4.1, 4.2, 4.3 Вводного закона применению не подлежат, а так же о том, что заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Согласно статье 4.4. Вводного закона до указанной в Законе даты (01.01.2015) допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета, при условии наличия плана лесного участка. Вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку указанного правила.
Пункт 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 разъясняет, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности, поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Действительно, в силу правовой позиции, изложенной в абзаце шестом пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 73, заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Вместе с тем статья 4.4. Вводного закона содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция не применима к лесным участкам до 01.01.2015.
При этом абзац третий пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 содержит разъяснение, согласно которому при заключении договора аренды на срок более года, по которому допускается пользование частью участка, такой договор подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на весь земельный участок.
При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации, как договора аренды лесного участка, так и обременения договором аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией.
Довод подателя жалобы о неисполнимости судебного акта в силу того, что 22.11.2012 по заявлению Управления Росимущества в Республике Башкортостан право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 прекращено, что в свою очередь препятствует регистрации договора аренды, которая, по мнению ответчика, должна быть осуществлена "на этом же земельном участке", подлежит отклонению.
В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок. Более того, согласно представленной в дело выписке из ЕГРП по состоянию на 18.01.2013 Российская Федерация является собственником данного участка.
Доводы апеллянта о снятии участка с кадастрового учета обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку наличие записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 20.08.2004 на объект недвижимости с кадастровым номером 02:47:000000:0154 свидетельствует о существовании такого объекта права.
До момента прекращения указанной записи внесение каких-либо сведений в Государственный кадастр недвижимости о прекращении объекта права не основано на нормах действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-1181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
А.А. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1181/2013
Истец: ООО "УфаГарантСтрой"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства РБ, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по РБ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан