город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2014 г. |
дело N А32-27087/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Костенко М.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-27087/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТТДХ" (ИНН 6154042523, ОГРН 1026102573232) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю о признании недействительными решений,
принятое в составе судьи Купреева Д.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТТДХ" (далее - ООО "ТТДХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю, налоговая инспекция, налоговый орган): от 21.05.2012 N 39664 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; от 21.05.2012 N 463 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-27087/2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Налоговая инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 23.07.2013, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из анализа представленных обществом документов, в обоснование применения "нулевой" ставки, следует, что поименованные в договорах экспедирования экспортных грузов услуги не являются услугами, оказанными при организации международной перевозки. Фактически представленные обществом документы свидетельствуют о том, что оформление экспортных документов, перевалка грузов осуществлялась ОАО "Ейский морской порт". Следовательно, оказанные обществом услуги непосредственно связаны с организацией погрузки товара на морское судно, а не с перевозкой в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской федерации. Ставка 0% не может применяться при оказании транспортно-экспедиционных услуг налогоплательщиком, который не осуществляет организацию международной перевозки товаров.
Апелляционной коллегией установлено, что определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2013 N ВАС-11891/13 для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора истребовано дело N А32-43736/2011 из Арбитражного суда Краснодарского края. Поскольку практикоформирующие выводы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А32-43736/2011 имеют значение для настоящего спора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости в целях соблюдения принципа единообразия судебной практики приостановить производство по настоящей жалобе до опубликования полного текста судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А32-43736/2011.
Определением от 21.10.2013 приостановлено производство по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-27087/2012 до опубликования полного текста судебного акта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А32-43736/2011.
Определением от 21.01.2014 возобновлено производство в апелляционной инстанции по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
От ООО "ТТДХ" поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя общества.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.12.2011 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2011 года.
Налоговым органом в период с 22.12.2011 по 22.03.2012 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 05.04.2012 N 28733 и вынесены решения:
- о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.05.2012 N 39664;
- об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, от 21.05.2012 N 463.
Не согласившись с указанными выше решениями налоговой инспекции, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой. Управление решением от 16.07.2012 N 20-12-694 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения и утвердило решения налоговой инспекции.
Общество, не согласившись с решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю от 21.05.2012 N 39664 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и N 463 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Судом установлено и обществом не оспаривается, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителей общества на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.
Поскольку общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, суд признал процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки соблюденной.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абзацу 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, положения указанного подпункта распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее по тексту - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, то есть налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и на ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в спорном периоде (2 квартал 2011 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплено еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее по тексту - Правила), используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги".
Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза, что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
При этом, согласно пункту 1 статьи 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Квалифицирующем признаком этих услуг является их взаимосвязь с перевозкой. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такового консультирования; заключение договора перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой.
В обоснование своей правовой позиции Межрайонная ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю указывает, что применение ставки НДС 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно только при непосредственной организации экспедитором международной перевозки. Доводы налогового органа сводятся к следующему.
Из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО "ТТДХ" в организации самой международной перевозки. Инспекция отмечает, что организацией международной перевозки может быть либо самостоятельное оказание услуги перевозки товара между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, либо заключение соответствующего договора с перевозчиком.
Налоговый орган приходит к выводу, что если организация не организует перевозку груза, то, несмотря на выполнение ей действий указанных в абзаце 3 пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, специальных положений, применяемых в целях налогообложения, предусмотренных абзацем 4 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, она не может быть признана экспедитором и, как следствие, применять налоговую ставку 0%.
Кроме того, налоговая инспекция отмечает, что ООО "ТТДХ" в ходе камеральной проверки не представило доказательств организации обществом международной перевозки, следовательно, не подтвердило право на применение ставки 0 процентов в отношении реализованных транспортно-экспедиционных услуг.
В материалы дела представлены договоры экспедирования экспортных грузов, заключенные ООО "ТТДХ" с заказчиками услуг:
- ООО "Экспо-Лайн-Плюс" (от 30.03.2010 N Т02/03-10);
- ООО "Инфлот Морское Агентство" (от 12.04.2010 N Т04/03-10);
- фирмой "AQUILON TRADING LIMITED", BVI (от 30.12.2010 N 01-АТТ/2011).
В рамках судебного разбирательства по настоящему делу суд исследовал указанные договоры и установил следующее.
По договору от 30.03.2010 N Т02/03-10, заключенному между ООО "ТТДХ" (Экспедитор), ООО "Экспо-Лайн-Плюс" (Клиент), заявитель за вознаграждение и за счет клиента оказывает услуги по организации перегрузки, перевозки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз зерновых грузов, семян, жмыхов, шротов и отрубей через причалы ОАО "Ейский морской порт". Срок действия договора - до 31.12.2010.
Погрузка судов осуществлялась через зерновую эстакаду порта по прямому варианту "автомашины-судно". Согласно приложения от 30.03.2010 N 1 к вышеуказанному договору, клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту "автомашина - судно" зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных тариф в размере 190 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов негранулированных -280 рублей за 1 тонну груза.
Согласно приложения от 03.08.2010 N 2 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту "автомашина - судно" зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных тариф в размере 240 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов негранулированных - 330 рублей за 1 тонну груза.
В соответствии с приложением от 19.08.2010 N 3 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту "автомашина - судно" зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных тариф в размере 160 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов негранулированных - 250 рублей за 1 тонну груза.
Приложением от 30.12.2010 N 4 стороны пролонгировали действие договора до 31.12.2011.
Ставки включают в себя оплату работ по зачистке автотранспорта от остатков груза, по зачистке эстакады и склада после погрузки судна и работ по погрузке отходов на автомашину клиента, а также оплату работ по взвешиванию груза на автовесах порта.
За работы, связанные с декларированием груза, проведением экспертиз, выдачей карантинных сертификатов, сертификатов происхождения, сертификатов транспортных характеристик груза и сертификатов безопасной укладки и крепления груза на судне, сюрвейерских актов, и прочие работы и услуги, оказываемые сторонними организациями, участвующими в оформлении перевозки экспортных грузов в соответствии с действующим законодательством - по счетам этих организаций. За прочие работы и услуги, выполненные (оказанные) Экспедитором, а также иные понесенные им расходы - по калькуляции (расчету) и счету Экспедитора.
По указанному выше договору во 2 квартале 2011 года ООО "ТТДХ" оказаны услуги по экспедированию экспортных грузов на дату отгрузки на сумму 2 375 390,24 рубля.
В рамках камеральной налоговой проверки ООО "ТТДХ" представлены выставленные в адрес ООО "Экспо-Лайн-Плюс" счета-фактуры со ставкой НДС 0%, в том числе с наименованием вида услуг - "Экспедирование экспортных грузов".
В счетах-фактурах указано количество переваленного груза (одной теплоходной партии) и применена комплексная ставка - 160 рублей за 1 тонну.
ООО "ТТДХ" представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа "Погрузка разрешена", и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятого на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен".
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО "ТТДХ" своевременно и в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
По договору экспедирования экспортных грузов от 12.04.2010 N Т04/03-10 с ООО "Инфлот Морское Агентство", заявитель за вознаграждение и за счет клиента оказывает услуги по организации перегрузки, перевозки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз зерновых грузов, семян, жмыхов, шротов и отрубей через причалы ОАО "Ейский морской порт". Погрузка судов осуществляется через зерновую эстакаду по прямому варианту "автомашины-судно". Срок действия договора - до 31.12.2010.
Согласно приложения от 01.01.2011 N 3 к вышеуказанному договору клиент оплачивает экспедитору за перегрузку по прямому варианту "автомашина - судно" зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных по тарифу в размере - 170 рублей за 1 тонну груза; семян подсолнечника, овса, а также жмыхов, отрубей, жомов шротов негранулированных - 260 рублей за 1 тонну груза. В случае, если работы по взвешиванию груза на автовесах порта не производились, тариф за перегрузку по прямому варианту "автомашины-судно" составляет: 160 рублей за 1 тонну зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных; 250 рублей за 1 тонну зерна, зерновых и зернобобовых культур, семян льна, а также жмыхов, отрубей, жомов и шротов гранулированных. Срок действия договора продлен до 31.06.2011.
Ставки включают в себя оплату работ по зачистке автотранспорта от остатков груза, по зачистке эстакады и склада после погрузки судна и работ по погрузке отходов на автомашину клиента, а также оплату работ по взвешиванию груза на автовесах порта.
За работы, связанные с декларированием груза, проведением экспертиз, выдачей карантинных сертификатов, сертификатов происхождения, сертификатов транспортных характеристик груза и сертификатов безопасной укладки и крепления груза на судне, сюрвейерских актов, и прочие работы и услуги, оказываемые сторонними организациями, участвующими в оформлении перевозки экспортных грузов в соответствии с действующим законодательством - по счетам этих организаций. За прочие работы и услуги, выполненные (оказанные) Экспедитором, а также иные понесенные им расходы - по калькуляции (расчету) и счету Экспедитора.
Согласно данному договору, ООО "ТТДХ" во 2 квартале 2011 года оказаны услуги по экспедированию экспортных грузов на дату отгрузки на сумму 764 442, 40 рубля.
Заявителем в рамках камеральной налоговой проверки в инспекцию представлены выставленные в адрес ООО "Инфлот Морское Агентство" счета-фактуры со ставкой НДС 0%, в том числе с наименованием вида услуг "Экспедирование экспортных грузов". В счетах-фактурах указано количество переваленного груза (одной теплоходной партии) и применена комплексная ставка - 170 рублей за 1 тонну.
Кроме того, налоговым органом не оспаривается, что ООО "ТТДХ" представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа "Погрузка разрешена", и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятого на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен".
Судом установлено, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО "ТТДХ" в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
По договору (контракту) экспедирования экспортных грузов от 30.12.2012 N 01-АТТ/2011 с фирмой "AQUILON TRADING LIMITED", BVI (заказчик) ООО "ТТДХ" (экспедитор) за вознаграждение и за счет заказчика оказывает услуги по организации перегрузки, перевозки, экспедированию и оформлению экспортных документов на вывоз угля каменного через причалы ОАО "Ейский морской порт". Объем груза по договору составляет 1 000 000 тонн в год. Ежемесячные объемы согласовываются сторонами. Завоз груза в порт осуществляется железнодорожным транспортом. Перевалка груза осуществляется по варианту "полувагоны - склад - судно" и по прямому варианту "полувагоны - судно". Вывоз груза из порта осуществляется на судах, зафрахтованных Заказчиком, Экспедитором, либо покупателем груза. Норма единовременного ранения груза на складе устанавливается Экспедитором на каждый месяц и составляет не более 50% от месячного объема завоза груза. По заявке Заказчика и за его счет осуществляет фрахт судов для вывоза груза из порта. Срок действия договора - до 31.12.2011.
Согласно Приложению N 1 к договору от 30.12.2010 цена за перегрузку угля составляет 4 доллара за 1 тонну, за хранение угля начиная с 31-х суток хранения - 0,1 доллара США, начиная с 61-х суток - 0,5 доллара США за 1 тонну.
Согласно Приложению N 3 к договору от 04.02.2011 цена за перегрузку угля составляет 5 долларов США 1 тонну. В ставку входят: погрузочно-разгрузочные работы, зачистка вагонов от остатков угля, сборы ж/д дороги, ТЭО (раскредитование груза на ст. Ейск до оформления грузовых документов на погруженную на судно партию груза).
Согласно данному договору во втором квартале 2011 года ООО "ТТДХ" оказаны услуги по экспедированию экспортных грузов на дату отгрузки на сумму 1 172 062,84 доллара США (на дату отгрузки - 33 667 103,50 рубля).
ООО "ТТДХ" в рамках камеральной налоговой проверки в инспекцию представлены выставленные в адрес фирмы "AQUILON TRADING LIMITED", BVI счета-фактуры со ставкой НДС 0%, в том числе с наименованием вида услуг "экспедирование угля каменного" на сумму 1 169 064,93 доллара США (на дату отгрузки - 33 583 315,72 рубля), а также -"хранение угля" на сумму 2 997,91 доллара США (на дату отгрузки - 83 946,30 рубля).
В счетах-фактурах указано количество переваленного груза (одной теплоходной партии), и применена комплексная ставка - 5 долларов США за 1 тонну груза.
ООО "ТТДХ" представлены поручения на отгрузку грузов с отметками таможенного органа "Погрузка разрешена", и указанием портов разгрузки, находящихся за пределами территории Российской Федерации, коносаменты с указанием соответствующего количества груза, принятой на борт корабля, на коносаментах имеются подписи капитанов теплоходов и печати; манифесты на экспортные грузы с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен".
Судом установлено, что оплата от покупателя, поступила на расчетный счет ООО "ТТДХ" в полном объеме, в подтверждение чего предоставлены копии выписок банка и платежные поручения.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (которым должны руководствоваться налоговые органы в своей деятельности) указано, что в соответствии с положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации.
При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные. Общие требования" услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов, прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- страхование грузов;
- платежно-финансовые услуги;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие транспортно-экспедиторские услуги.
Из представленных в материалы дела первичных документов следует, что общество в рамках вышеуказанных договоров оказало услуги по организации хранения груза и погрузочно-разгрузочных работ (которые в соответствии с пунктом 3.1.4 указанного выше ГОСТа отнесены к погрузочно-разгрузочным и складским услугам).
Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, оказанные обществом по вышеперечисленным договорам услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию в порту Ейск соответствуют перечню услуг, поименованных в пункте 3.1.4 ГОСТ Р 52298-2004. Следовательно, по настоящему договору Обществом фактически оказаны транспортно-экспедиционные услуги, соответствующие услугам, указанным в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при организации международной перевозки товаров.
Все перечисленные услуги оказаны ООО "ТТДХ" в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами.
Кроме того, сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых ООО "ТТДХ", подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Каких-либо дополнительных требований, связанных с транспортно-экспедиционными услугами, в частности, непосредственно сама организация международной перевозки, законодательством не предусмотрена.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно экспедиционной деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности".
Согласно пункту 4 указанных Правил транспортно-экспедиционные услуги представляют собой услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов - это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Таким образом, ТЭУ, оказанные ООО "ТТДХ", по своему факту не могут быть фактически оказаны вне рамок международной перевозки. Следует также отметить, что в соответствии со статьей 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 1 статьи 94 Конвенции от 10.12.1982 ООН по морскому праву территория иностранного судна является территорией иностранного государства, под флагом которого оно ходит.
Непосредственно осуществление или организация международной перевозки есть право, а не обязанность экспедитора. Это прямо указано в статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Довод налогового органа о том, что без организации перевозки ООО "ТТДХ" не может являться экспедитором, а взаимоотношения ООО "ТТДХ" с заказчиками не подлежат регулированию по статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отклонен судом, поскольку статья 801 Кодекса имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть позволяет расширительное толкование. Договор транспортной экспедиции неразрывно связан с перевозкой груза (часть 1 статьи 801 ГК РФ). Кроме того, общество лишь выполняет условия договора - оказывает услуги при организации международной перевозки товара третьим лицом.
Судом учтены разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 25.06.2012 N ВАС-4665/12, в которых указано, что согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия. Таково согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза. Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза.
В статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
В свою очередь налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и, не оказывая всех услуг, перечисленных в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, в частности: от 20.01.2011 N 03-07-08/16, от 17.02.2011 N 03-07-08/54, от 18.04.2011 N 03-07-08/114, от 13.05.2011 N 03-07-08/148, от 25.06.2011 N 03-07-08/240, от 29.06.2011 N 03-07-08/244.
Довод налогового органа о том, что действия по организации международной перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг исполнителя к транспортно-экспедиционным, правомерно признан судом ошибочным ввиду следующего.
Глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации использует термин "договор транспортной экспедиции", определяя его предмет как выполнение или организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, а сопоставление этого термина с иными терминами, содержащимися, в частности, в вышеуказанном Законе и в иных нормативно-правовых актах, необходимо производить с учетом общего принципа, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.
Закон оперирует понятием "транспортно-экспедиционная деятельность", определяя его как оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, а совокупное толкование различных норм Закона (например, пункта 1 статьи 1, пунктов 4-6 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 4 и других) позволяет установить, что термин "транспортно -экспедиционная деятельность" по смыслу Закона обозначает деятельность, осуществляемую на основании договора транспортной экспедиции. При этом, как следует из содержания статьи 1 Закона, конкретные услуги, оказываемые в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, обозначаются в Законе как "экспедиционные услуги".
Несмотря на внешнюю схожесть, используемый в Законе термин "организация перевозок" имеет иное значение, нежели термин "договор об организации перевозок", предусмотренный статьей 798 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это различие определенно следует из содержания статьи 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор об организации перевозок заключается между перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов.
Предметом этого договора являются обязанности перевозчика в установленные сроки принимать, а грузовладельца - предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме. Необходимость включения данного договора в Гражданском кодексе Российской Федерации обусловлена, в частности, тем, что договор перевозки, исходя из статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет реальный характер.
В то же время при осуществлении регулярных перевозок сторонам необходимо планировать свои отношения, связанные с перевозками грузов, заблаговременно и на длительный срок.
Именно этой задаче отвечает предусмотренный в статье 798 Гражданского кодекса Российской Федерации договор об организации перевозок. Этот договор отличается от договора транспортной экспедиции по своему предмету, цели, субъектному составу и содержанию соответствующих обязательств. Таким образом, термин "договор об организации перевозок", используемый в статье 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является тождественным терминам "организация перевозок", "организовать перевозку" и т.п., употребляемым в контексте транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Законе.
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, используются термины "договор транспортной экспедиции", "транспортно-экспедиционная деятельность" и "транспортно-экспедиционные услуги". Представляется, что первые два термина используются в тех же значениях, которые придаются им главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом, соответственно. Термин "транспортно-экспедиционные услуги" определен как "услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза", что соответствует определениям первых двух названных выше терминов. Из пункта 4 Правил следует, что оказание транспортно-экспедиционных услуг является предметом договора транспортной экспедиции.
Таким образом, из совокупного толкования главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона и Правил следует, что они регулируют одни и те же отношения, которые могут обозначаться терминами "транспортно-экспедиционные услуги" (в значении конкретных услуг) или "транспортно-экспедиционная деятельность" (в значении процесса оказания услуг) и которые в соответствии с системой отдельных видов обязательств, предусмотренной второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, опосредуются договором транспортной экспедиции.
Пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции.
Квалифицирующим признаком этих услуг является их взаимосвязь с договором перевозки. Второй абзац названного пункта содержит некоторые примеры обязанностей, которые могут составить предмет договора транспортной экспедиции. К ним относятся: организация перевозки совместно с консультированием клиента о наиболее приемлемом виде транспорта и маршруте или без такого консультирования; заключение договора(ов) перевозки экспедитором от своего имени или от имени клиента; обеспечение отправки, получения груза.
Законодательство не позволяет очертить закрытый круг действий, которые могут стать предметом договора транспортной экспедиции. Необходимо в каждом конкретном случае определять, оказываются ли услуги в связи с перевозкой груза и с целью организации (обеспечения, реализации) такой перевозки, т.е. квалифицирующим признаком транспортной экспедиции является связь оказанных услуг с перевозкой груза.
Из содержания статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор транспортной экспедиции может содержать или не содержать обязанность экспедитора заключить договор перевозки. В любом случае, для квалификации услуг как транспортно-экспедиционных необходима их нацеленность на обеспечение перевозки. Как указывается в научной литературе, для других, схожих договоров оказания услуг "характерны либо иная специальная цель, либо отсутствие такой специальной цели".
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд сделал обоснованный вывод о том, что по услугам, оказанным по вышеуказанным договорам, у общества имелись достаточные правовые основания для применения 0% ставки НДС.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекция в качестве одного из оснований для отказа в применении 0% ставки НДС указывает, что выручка по договору с ООО "Инфлот Морское Агентство" в размере 84 048,80 рубля и по договору с фирмой "AQUILON TRADING LIMITED", BVI в размере 2 463 362,67 рубля поступила на расчетный счет ООО "ТТДХ" в 3 квартале 2011 года.
Указанные обстоятельства, согласно правовой позиции инспекции, свидетельствуют об отсутствии у общества права на применение 0% ставки НДС по оплаченным в другом периоде услугам.
Вместе с тем суд признал правовую позицию налогового органа ошибочной ввиду следующего.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.09.2011, при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (в том числе выписка банка) представлены обществом в инспекцию в полном объеме.
Кроме того, пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.09.2011, установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.7, 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.09.2011, документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Таким образом, положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации связывают право на применение 0% ставки с наличием подтверждающих документов, а не моментом зачисления выручки на расчетный счет.
Из материалов дела следует, что по договору с ООО "Инфлот Морское Агентство" недостающая выручка в размере 84 048,80 рубля зачислена на расчетный счет заявителя 13.07.2011. В свою очередь по договору с фирмой "AQUILON TRADING LIMITED", BVI выручка в размере 2 463 362,67 рубля поступила на счет общества 14.07.2011.
При этом налоговым органом не оспаривается, что выписки банка, подтверждающие поступление выручки на расчетный счет 13.07.2011 и 14.07.2011 соответственно представлялись заявителем в инспекцию в рамках камеральной налоговой проверки.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый период устанавливается как квартал.
Таким образом, денежные средства зачислены на расчетный счет общества не только до истечения 180-дневного срока, предоставленного налогоплательщику для сбора полного пакета документов, но и до истечения срока представления в налоговый орган налоговой декларации.
Указанные обстоятельства, позволяют суду сделать вывод о том, что на момент представления спорной декларации в налоговый орган, заявителем собран полный пакет документов, необходимый для подтверждения права на применение 0% ставки НДС, в связи с чем ссылку налогового органа на зачисление части выручки в другом налоговом периоде в качестве основания для отказа в применении 0% ставки НДС, суд правомерно признал необоснованной.
Учитывая указанные выше обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали достаточные правовые основания для отказа в возмещении обществу 139 548 рублей НДС, доначисления к уплате в бюджет 6 485 700 рублей НДС, 477 131,33 рубля пени по НДС и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату НДС в размере 1 297 140 рубля.
Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению ввиду отсутствия у налогового органа правовых основания для отказа обществу в применении 0% ставки НДС по договорам экспедирования транспортных грузов, заключенных с ООО "Экспо-Лайн-Плюс" (от 30.03.2010 N Т02/03-10), ООО "Инфлот Морское Агентство" (от 12.04.2010 N Т04/03-10), фирмой "AQUILON TRADING LIMITED", BVI (от 30.12.2010 N 01 -АТТ/2011).
Выводы суда первой инстанции согласуются в выводами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 29.11.2013 N ВАС-11891/13 об отказе в передаче дела N А32-43736/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции 05.10.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2013.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-27087/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27087/2012
Истец: ООО "ТТДХ"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Краснодарскому краю
Третье лицо: 3МРИФНС России N2 по кр.кр, МИФНС N 2 по КК