город Москва |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А40-128044/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
Судей: Румянцева П.В., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Лечебный центр "Астрея"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-128044/2013, принятое судьей Быковой Ю.Л. (119-1202)
по заявлению ООО "Лечебный центр "Астрея" (ОГРН 1037739128063, 124683, Москва, Зеленоград, корп. 1505, н.п. 7)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (121019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, к. 1)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Мартьянов С.В., по решению от 01.02.2012 |
от ответчика: |
Кузяев К.В., по доверенности от 30.12.2013 N 05-08-2950/13 |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Лечебный центр "Астрея" с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30.08.2013 N 1501-084/2013 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.; предписания Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30.08.2013 N 1501-084/2013 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением суда от 02.12.2013 г. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30.08.2013 N 1501-084/2013 о привлечении ООО Лечебный центр "Астрея" к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях и предписания от 30.08.2013 N 1501-084/2013 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом суд исходил из того, что непредставление обществом в установленный срок документов, необходимых в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N865-ПП для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, а также наличие соответствующей обязанности у заявителя, свидетельствует о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Лечебный центр "Астрея" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что все отходы (включая и ТБО) от медицинской деятельности являются медицинскими отходами соответствующих классов и не подпадают под действия законодательных и нормативных актов, перечисленных в обжалуемом постановлении ответчика, в том числе постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В письменных пояснениях ответчик указывает на то, что деятельность по обращению с отходами организаций, не отнесенных законодательством к ЛПУ, регулируется общими нормами. Также ответчик указывает на то, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. N 627 "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" установлен исчерпывающий перечень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) под который заявитель не подпадет.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 03.04.2013 N 1501-084/2013 проведена проверка соблюдения ООО "Лечебный центр "Астрея" требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
В ходе проверки установлено, что основной деятельностью ООО "Лечебный центр "Астрея" является оказание медицинских услуг населению, в результате которой образуются отходы - твердые бытовые отходы (ТБО).
В процессе хозяйственной деятельности ООО "Лечебный центр "Астрея" в 2011 году образовались следующие отходы: медицинские отходы класса "Б" в количестве 24 контейнеров, переданных ООО "Медотходы" по актам сдачи-приема медицинских отходов: I квартал 2011 года - 6 контейнеров; II квартал 2011 года - 6 контейнеров; III квартал 2011 года - 6 контейнеров; IV квартал 2011 года - 6 контейнеров; согласно договору N 5-15К4 от 01.07.2010 на предоставление коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию, твёрдые бытовые отходы (далее - ТБО) в количестве 15,96 м3 переданы ООО "ДЭЗ Крюково 4"; согласно договору N 9035 на предоставление коммунальных услуг, ТБО в количестве 53.63 м3 переданы Государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекции единого заказчика N 3 г. Зеленограда"; отработанные люминесцентные лампы в количестве 50 шт. переданы на основании договора N 46822Ф от 04.02.2011 ООО "НЛП "ЭКОТРОМ" по акту приема-сдачи ртутьсодержащих отходов на переработку (т.2 л.д.73,105 -136).
В нарушение требований постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" ООО "Лечебный центр "Астрея" не представило в установленные сроки в Департамент данные об отходах, образовавшихся у общества и переданных на утилизацию в 2011 году, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, являясь лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные до 01 сентября 2012 года, чем нарушило порядок ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.
По указанному факту государственным инспектором г. Москвы по охране природы в отношении ООО "Лечебный центр "Астрея" составлен протокол от 02.08.2013 N 1501-084/2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.4.36 КоАП г. Москвы.
30.08.2013 г. заместителем главного государственного инспектора г.Москвы по охране природы в присутствии законного представителя общества, рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление N 1501-084/2013 о привлечении ООО "Лечебный центр "Астрея" к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Также Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в адрес ООО "Лечебный центр "Астрея" вынесено предписание от 30.08.2013 N 1501-084/2013 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 17.09.2013, представив подтверждающие документы.
Оспариваемые постановление и предписание вынесены Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в пределах предоставленных полномочий (Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП).
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Согласно указанному Постановлению, кадастр представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органам местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" определяющим порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм.
Таким образом, после предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Доказательствами того, что заявитель является юридическим лицом, в процессе производственной деятельности которого образуются отходы являются договоры и акты сдачи-приемки предоставленных услуг, в том числе по вывозу бытового мусора.
Так, согласно договору N 5-15К4 от 01.07.2010 на предоставление коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию, твёрдые бытовые отходы (далее - ТБО) в количестве 15,96 м3 переданы ООО "ДЭЗ Крюково 4"; согласно договору N 9035 на предоставление коммунальных услуг, ТБО в количестве 53.63 м3 переданы Государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекции единого заказчика N 3 г. Зеленограда"; отработанные люминесцентные лампы в количестве 50 шт. переданы на основании договора N 46822Ф от 04.02.2011 ООО "НЛП "ЭКОТРОМ" по акту приема-сдачи ртутьсодержащих отходов на переработку.
Факт непредставления в установленный срок данных об образующихся отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления в городе Москве заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что непредставление обществом в установленный срок документов, необходимых в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N865-ПП для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г. Москвы, а также наличие соответствующей обязанности у заявителя, свидетельствует о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, является обоснованным.
Доводы заявителя о том, что все отходы (включая и ТБО) от медицинской деятельности являются медицинскими отходами соответствующих классов и не подпадают под действия законодательных и нормативных актов, перечисленных в обжалуемом постановлении ответчика, в том числе постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в ходе деятельности ООО "Лечебный центр "Астрея" образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, общество осуществляет накопление отходов (до момента их вывоза) и, соответственно ООО "Лечебный центр "Астрея", обязано представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
При этом субъективный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.10.2012 г. N 4973/12.
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что факт образования отходов производства и потребления в виде ТБО в результате обращения с медицинской деятельностью, не свидетельствует, что обществом должны выполняться только санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, установленные СанПин 2.1.7.2790-10 в разделе IV.Требования к сбору медицинских отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Принимая во внимание, что оспариваемое предписание Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вынесено на основании законного постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 30.08.2013 N 1501-084/2013 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.4.36 КоАП г. Москвы, основания для признания незаконным и отмене предписания в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 по делу N А40-128044/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н.Кольцова |
Судьи |
П.В.Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128044/2013
Истец: ООО Лечебный центр Астрея
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы