г. Москва |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А40-160903/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
Судей |
Каменецкого Д.В. |
|
Свиридова В.А. |
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 и на дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2013 по делу N А40-160903/2012 судьи Махлаевой Т.И.
по заявлению ООО "СК Лидерстрой" (ОГРН 1027739749322; 121059, г. Москва, ул. 1-я Бородинская, д.2А)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
третье лицо Департамент земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Чебкасова А.Н. по дов. от 20.05.2013;
от ответчика: Жирнова М.А. по дов. от 28.12.2012;
от третьего лица: Давыдова Е.Ю. по дов. от 27.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 было удовлетворено заявление ООО "СК Лидерстрой" (далее - Общество) о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (далее - ФКП Росреестра) N 77/601/12-21757 от 27.11.2012 об отказе в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0007003:33.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" выдать в месячный срок кадастровый паспорт на земельный участок кадастровым номером 77:07:0007003:33.
Дополнительным решением от 25.06.2013 суд обязал ФГБУ Федеральная кадастровая палата "Росреестра" выдать ООО "СК Лидерстрой" в месячный срок кадастровый паспорт на земельный участок кадастровым номером 77:07:0007003:33, исключив из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:33 с границей земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:97.
ФКП Росреестра не согласилась с решением и дополнительным решением и обратилась с апелляционными жалобами, в которых считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно не применены нормы закона, подлежащие применению при рассмотрении данного спора.
Просит решение и дополнительное решение отменить полностью и вынести по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционные жалобы третьим лицом не представлен.
Производство по делу приостанавливалось до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А40-66486/12-120-629 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФКП Росреестра доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что Законом о кадастре установлен прямой и однозначный запрет на выдачу кадастрового паспорта земельного участка при наличии пересечения границ земельных участков.
Полагает, что устранение пересечений земельных участков является правом, а не обязанностью органа кадастрового учета.
Пояснил, что необходимые для уточнения сведений материалы из ДЗР г. Москвы не поступили, в связи с чем ФКП Росреестра не имеет возможность осуществлять какие-либо действия по устранению пересечений.
Обратил внимание на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка улично-дорожной сети города Москвы производилась на основании действующего Закона города Москвы; постановка на кадастровый учет указанного земельного участка не оспорена.
Представитель третьего лица в судебном заседании полностью согласился с правовой позицией ответчика, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании просит отменить решение суда первой инстанции полностью, перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Указал на то, что требование Общества необходимо квалифицировать как требование об исправлении кадастровой ошибки и выдаче кадастрового паспорта.
Полагает, что возможность своевременно устранить кадастровую ошибку, откорректировав границы земельных участков в порядке информационного взаимодействия с ДЗР г. Москвы, предоставлена ФКП Росреестра Законом о кадастре.
По мнению Общества, в соответствии с постановлением Правительства Москвы ДЗР г. Москвы обязан был устранить пересечение границ земельного участка с границами земельного участка УДС, передать сведения в орган кадастрового учета, который в свою очередь, обязан был исправить кадастровую ошибку.
Отметил, что судом, по сути, вынесено решение о правах и об обязанностях Департамента городского имущества города Москвы, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика.
Приходит к выводу о наличии безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение с учетом дополнительного решения подлежит изменению на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 24.04.2003 между ООО "СК Лидерстрой" и Московским земельным комитетом был заключен договор аренды N М-07-506189 земельного участка с кадастровым номером 77:07:07003:033 площадью 3 800 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, 1-я Бородинская улица, у рампы метро, на неопределенный срок.
23.11.2012 Общество обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с запросом N 11-5202880 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта земельного участка площадью 3 800 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0007003:33.
Решением ФКП Росреестра от 27.11.2012 N 77/601/12-21757 Обществу было отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка на основании п.2 ч.12 и ч.13 ст.45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре), в связи с наличием пересечения ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:33 с границами земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:97.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования в части признания незаконным оспариваемого решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0007003:97 поставлен на кадастровый учет позже земельного участка Общества; при его постановке на учет не были выполнены предусмотренные законодательством действия по согласованию границ участка с правообладателями смежных участков.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии с ч.12 ст.45 Закона о кадастре кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
По смыслу ч.12 ст.45 Закона о кадастре факт пересечения границ подтверждается кадастровыми сведениями о земельных участках, границы которых могут быть пересечены.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст.4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу ч.1 ст.4, ч.1 ст.7 Закона о кадастре кадастровыми сведениями являются сведения Государственного кадастра недвижимости, в который применительно к земельным участкам заносятся данные об уникальных характеристиках объекта недвижимости (вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь), а также дополнительные сведения об объекте.
Согласно ч.1 ст.13 Закона о кадастре Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровые карты.
Частью 2 ст.14 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Следовательно, ФКП Росреестра при осуществлении проверки заявления с целью установления оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта, предусмотренных ч.12 ст.45 Закона о кадастре, должно было получить и изучить кадастровые сведения, предоставляемые в том числе, в виде заявления об учете объекта недвижимости, кадастровой выписки, кадастрового паспорта, кадастрового плана территории.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:97 проходил позже кадастрового учета земельного участка заявителя и был поставлен на кадастровый учет Департаментом земельных ресурсов на основании Закона города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Из пояснений ФКП Росреестра следует, что сведения об учтенных земельных участках передавались из Департамента на электронных носителях в формате XML, включая информацию о кадастровом номере, площади, границах и адресе объекта кадастрового учета, без документов, в соответствии с которыми проводился кадастровый учет.
Согласно п.4 ст.28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Доводы ФКП Росреестра о том, что устранение пересечений земельных участков является правом, а не обязанностью органа кадастрового учета не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п.4 ст.28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в том числе, в случае обнаружения такой ошибки данным органом.
Таким образом, закон установил, что, самостоятельно обнаружив в сведениях государственного реестра наличие кадастровой ошибки, орган кадастрового учета должен был принять решение о ее исправлении.
Согласно п.5 ст.28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.
Следует отметить, что исходя из содержания приведенных выше норм, Закон о кадастре возлагает на орган кадастрового учета обязанность выявления технических и кадастровых ошибок, а также обязанность их устранения.
Доказательств того, что ФКП Росреестра предписанные законом действия до принятия решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта были совершены, в материалы дела не представлены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 6002/13, если причиной отказа в выдаче кадастрового паспорта явилась кадастровая ошибка, возникшая в том числе при передаче в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках в составе информационного ресурса, ведение которого осуществлялось департаментом, суды должны квалифицировать требования как требование об исправлении кадастровой ошибки, обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости и при отсутствии иных оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта принять решение о его выдаче.
Анализируя материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что пересечение указанных земельных участков, послужившее основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта, произошло в результате внесения в реестр сведений о земельном участке УДС с нарушением установленного Законом о кадастре порядка. Внесенные в реестр сведения о земельном участке 77:07:0007003:97, в силу отсутствия предусмотренных Законом о кадастре документов, не отвечают требованиям достоверности, в связи с чем подлежат изменению.
При этом, суд правильно указал на то, что в нарушение положений ст.28 Закона о кадастре орган кадастрового учета, установив наличие кадастровой ошибки, в пределах предоставленных ему полномочий не совершил предписанных законом действий по ее исправлению.
В свою очередь, кадастровых ошибок в сведениях государственного реестра о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0007003:33 ни ФКП Росреестра, ни судом первой инстанции не установлено. Какие-либо иные установленные законом основания, препятствующие выдаче кадастрового паспорта, ФКП Росреестра не указаны.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно в рамках заявленных Обществом требований указано на наличие кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке 77:07:0007003:97, необходимость и порядок ее исправления, отсутствие иных оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка 77:07:0007003:33.
При этом, установленный судом первой инстанции срок на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в порядке ст.201 АПК РФ учитывает сроки, определенные ст.ст. 28, 45 Закона о кадастре для совершения действий по исправлению кадастровой ошибки и устранению препятствий для выдачи кадастрового паспорта.
Оценивая доводы ФКП Росреестра о том, что необходимые для уточнения сведений материалы из ДЗР г. Москвы не поступили, в связи с чем ФКП Росреестра не имеет возможность осуществлять какие-либо действия по устранению пересечений, следует отметить, что в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос о надлежащем либо ненадлежащем исполнении обязанностей третьим лицом в отношении законных требований ФКП Росреестра.
В то же время, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования Общества в части обязания ФКП Росреестра выдать ООО "СК Лидерстрой" в месячный срок кадастровый паспорт на земельный участок кадастровым номером 77:07:0007003:33, исключив из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:33 с границей земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:97.
Применительно к правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 6002/13, указание на необходимость исключения из графы 16 кадастрового паспорта записи о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", фактически означает рассмотрение спора о границах земельного участка, который подлежит рассмотрению в исковом, а не в административном порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц.
В связи с этим, апелляционный суд считает, что заявителем в отношении указанных требований избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции также считает не основанными на законе заявленные в судебном заседании доводы Общества о наличии безусловных оснований для отмены решения суда, поскольку Обществом не указаны конкретные нормы ч.4 ст.270 АПК РФ.
Ссылка на то, что судом первой инстанции принято решение о правах и об обязанностях Департамента городского имущества города Москвы, не привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, является необоснованной.
В соответствии с п.3 ст.266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 48, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2013 по делу N А40-160903/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнительное решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2013 по делу N А40-160903/2012 отменить.
Отказать ООО "СК Лидерстрой" в удовлетворении заявления об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" выдать ООО "СК Лидерстрой" в месячный срок кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0007003:33, исключив из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:33 с границей земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007003:97.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160903/2012
Истец: ООО "СК Лидерстрой"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве