г. Тула |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А09-5809/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков "Каскад" (Брянская область, г. Злынка, ОГРН 1023201323947, ИНН 3213002110), ответчика - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2013 по делу N А09-5809/2013 (судья Черняков А.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков "Каскад" (далее по тексту - ООО "Каскад", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее по тексту - ответчик, Управление Росалкогольрегулирования, административный орган) от 28.05.2013 по делам об административных правонарушениях N 03-13/856-2ю, N 03-13/857-2ю, N 03-13/858-2ю.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что с учетом отсутствия надлежащих доказательств наличия у ООО "Каскад" обязанности по представлению деклараций за 1 квартал 2013 года об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ООО "Каскад" не является субъектом вмененного правонарушения, а следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе управление просит данное решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права. В обоснование своей позиции указывает, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что общество не осуществляло производство и оборот алкогольной продукции, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Каскад", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В обоснование своих возражений указывает на то, что общество не является субъектом вменного правонарушения, а следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Ссылается также на несоблюдение процедуры привлечения к административной ответственности ввиду неполучения заявителем уведомлений о времени и месте рассмотрения дел.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Росалкогольрегулирования установлено уклонение ООО "Каскад" от подачи деклараций за 1 квартал 2013 года: об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения N 7 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее по тексту - Правила)), об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения N 4 к Правилам), об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме приложения N 8 к Правилам).
Усмотрев в действиях ООО "Каскад" признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо управления 15.05.2013 составило протоколы об административном правонарушении N 03-13/856-1, N 03-13/857-1, N 03-13/858-1.
Рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Парницина Н.А. 28.05.2013 вынесла постановления N 03-13/857-2ю, N 03-13/856-2ю, N 03-13/858-2ю о назначении обществу административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.13 Кодекса, в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, ООО "Каскад" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество не является организацией, осуществляющей закупку, перевозку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем административным органом не доказано совершение заявителем административного правонарушения.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (вступило в силу 28.08.2012) утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее по тексту - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил, в число которых входят декларации:
об объеме производства и оборота этилового спирта;
об объеме использования этилового спирта;
об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
об использовании производственных мощностей;
об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции;
об объеме розничной продажи пива и пивных напитков.
Пункт 2 Правил перечисляет лиц, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил деклараций.
В каждом из пунктов 3 - 14 Правил указана одна из двенадцати деклараций, приведенных в пункте 1 Правил, и указаны лица, обязанные представлять конкретную декларацию.
Таким образом, на лиц, указанных в пункте 2 Правил, обязанность по представлению конкретной декларации возлагается только в том случае, если это лицо в силу специфики осуществляемой им деятельности относится к одной из категорий лиц, указанных в пунктах 3 - 14 Правил и для этой категории лиц предусмотрена обязанность представлять конкретную декларацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил декларацию об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 представляют организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции.
Таким образом, буквальное толкование пункта 6 Правил свидетельствует, что обязанность по предоставлению деклараций об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 возлагается, в числе прочих, на организации, использующие спиртосодержащую пищевую продукцию для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции.
Пунктом 9 Правил N 815 предусмотрена обязанность представления организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
В силу пункта 10 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации N 8.
Пунктом 15 Правил N 815 определено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с уклонением от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подачей одной из таких деклараций, либо с включением в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в 1 квартале 2013 года ООО "Каскад" осуществляло производство и оборот произведенных пивных напитков.
В силу пункта 13.1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.
Согласно ГОСТ Р 53358-2009 "Продукты пивоварения. Термины и определения", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 07.07.2009 N 235-ст, пиво - пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла. Пиво должно быть приготовлено без добавления этилового спирта.
На основании пункта 22 ГОСТ Р 53358-2009 "Продукты пивоварения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 07.07.2009 N 235-ст, пивное сусло - это спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства пива и/или пивных напитков, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5% от ее объема, получаемая из воды, пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов.
Начальное пивное сусло - это водный раствор водорастворимых сухих веществ, извлеченных из сырья, применяемого для получения пивного сусла, в который вносятся семенные дрожжи (пункт 23 ГОСТ Р 53358-2009).
Согласно пункту 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 % объема готовой продукции, которая произведена из пива (не мене 40 % объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок без добавления этилового спирта.
Таким образом, с учетом изложенных выше положений суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сусло в данном случае является спиртосодержащей пищевой продукцией, используемой для производства пивных напитков.
С учетом совокупного анализа содержания понятия сусла, как спиртосодержащей пищевой продукции, пунктов 6, 9, 10 Правил, характера сведений, внесение которых в декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено приложением N 4, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено приложением N 7, об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено приложением N 8 обязательно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество, осуществляющее производство пивных напитков, обязано было представлять декларацию об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложениям N 4, N 7, N 8.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, является ошибочным.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность своевременно направить вышеуказанные декларации.
Обстоятельств, исключающих вину общества в нарушении установленных сроков подачи декларации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции полагает доказанной вину ООО "Каскад" в совершении административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания полагать, что административным органом не доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения.
Порядок привлечения ООО "Каскад" к административной ответственности административным органом соблюден.
Довод общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности ввиду того, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно статье 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Они вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 1 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 25.4 названного Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса).
Из материалов дела следует, что местом нахождения ООО "Каскад" является: Брянская область, г. Злынка, ул. Советская, д. 97.
Статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Исходя из положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно пункту 5 указанной статьи Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица обязано сообщить об этом в регистрирующий орган.
Судом установлено, что о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях (15.05.2013) ООО "Каскад" извещено посредством направления телеграммы от 06.05.2013 по юридическому адресу общества.
Согласно извещению почтамта от 14.05.2013 данная телеграмма не вручена адресату по причине: "организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является".
Из материалов дела следует, что 06.05.2013 в 12 час 35 мин руководителю ООО "Каскад" Горленко А.И. была направлена телефонограмма о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях.
На составление протоколов об административном правонарушении 15.05.2013 представитель юридического лица не явился, представил возражения от 14.05.2013, в связи с чем в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса 15.05.2013 в отношении ООО "Каскад" протоколы N 03-13/856-1, N 03-13/857-1, N 03-13/858-1 об административных правонарушениях составлены в отсутствие представителей заявителя.
О времени и месте рассмотрения дел об административном правонарушении в отношении ООО "Каскад" на основании протоколов от 15.05.2013 N 03-13/856-1, N 03-13/857-1, N 03-13/858-1 по статье 15.13 Кодекса (28.05.2013) заявитель извещен посредством направления административным органом руководителю общества телефонограмм от 20.05.2013 N 16-07, N 16-02, N 16-10.
В связи с тем, что в назначенное время представители общества в управление для рассмотрения дел не явились, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса дело правомерно рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Каскад".
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Согласно пункту 24.1 этого же постановления при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
С учетом вышеуказанных обстоятельств управление приняло все надлежащие меры по извещению общества.
Таким образом, ООО "Каскад" считается надлежаще извещенным о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении и рассмотрения дел об административном правонарушении.
Постановления от 28.05.2013 N 03-13/856-2ю, N 03-13/857-2ю, N 03-13/856-2ю вынесены уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции полагает подлежащими применению положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, приняв во внимание, что в рассматриваемом случае правонарушения не причинили экономического ущерба интересам государства, учитывая, что в действиях общества отсутствуют признаки пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что это деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан, общества и государства, поэтому судебная коллегия расценивает правонарушения в качестве малозначительных.
Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на интересы общества, административным органом не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что достижение целей профилактики и пресечения правонарушений в данном случае возможно путем объявления устного замечания.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.10.2013 по делу N А09-5809/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5809/2013
Истец: ООО "Злынковский завод новых технологий по производству вин и напитков "Каскад"
Ответчик: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу