г. Пермь |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А50-20670/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Транстехсервис" (ОГРН 1025901209840, ИНН 5905220241) - Иванова Т.А., доверенность от 19.02.2014
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Страумит Ю.Д., доверенность от 31.01.2014
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2013 года
по делу N А50-20670/2013,
принятое судьей Алексеевым А.Е.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транстехсервис"
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании ненормативного правового акта
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транстехсервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 05.09.2013 N 2236 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение признано недействительным и на Фонд возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Фонд указывает на выявленные им в ходе проверки нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности, выданных медицинским учреждением работнику Шайхуллину М.С., поэтому Фонд правомерно не принял к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения. Считает, что оплата обществом работнику неправильно оформленного листка нетрудоспособности является риском самого страхователя и не может явится основанием для признания оспариваемого решения Фонда недействительным.
Заявитель в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с ч. 5 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой, составлен акт от 29.07.2013 N 100763 и принято решение от 05.09.2013 N 2236 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 70 696,11 руб., а также обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 70 696,11 руб. в бухгалтерском учете отчетности за период с 01.09.2013 по 30.09.2013.
Принимая решение, Фонд исходил из того, что листок нетрудоспособности N 089 701 981 928, являющийся продолжением листка нетрудоспособности N 079 169 247 940, продлен по решению врачебной комиссии на срок более 15 календарных дней.
Не согласившись с решением Фонда от 05.09.2013 N 2236, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями, рассмотрев которые, суд признал недействительным оспариваемое решение заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
В проверяемый период форма листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".
Порядок выдачи этого листка утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Как установлено судом, и не оспаривается обществом, Фондом в ходе проверки было установлено, что страхователем было выплачено пособие по временной нетрудоспособности Шайхуллину М.С., на основании листка нетрудоспособности N 089 701 981 928, выданным с нарушением - листок нетрудоспособности был выдан на срок свыше 15 календарных дней.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывал.
Таким образом, сам по себе факт продления листка нетрудоспособности свыше срока, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
При указанных обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2013 года по делу N А50-20670/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20670/2013
Истец: ООО "Транстехсервис"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ