г. Чита |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А58-5876/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сюхунбин Е.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2013 года по делу N А58-5876/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Богатырева, д. 11/3, ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Аммосова, д. 8; ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления от 7 октября 2013 года N 377-ж по делу об административном правонарушении, (суд первой инстанции: Столбов В.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ Губинский" (далее - ООО УК "ЖКХ Губинский", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 7 октября 2013 года N 377-ж по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2013 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО УК "ЖКХ Губинский" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП Российской Федерации, и соблюдении Управлением порядка привлечения управляющей компании к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "ЖКХ Губинский" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что Правилами и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), установлены требования к срокам утверждения и сдачи соответствующих актов, однако срок для утверждения и сдачи паспортов готовности нормативно не определен. По мнению Общества, обязанность составлять паспорт готовности именно обслуживающей организацией в определенный срок и в определенной форме законом или иным нормативно-правовым актом не также не предусмотрена. Распоряжение от 21 марта 2013 года N 384-р, на которое ссылается административный орган, не содержит властных предписаний обслуживающим жилищный фонд организациям об обязанности составлять и предоставлять паспорта готовности. Напротив, из содержания данного распоряжения следует, что обязанность составлять паспорта готовности возложена исключительно на МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства", которому рекомендуется обеспечить контроль над выполнением комплекса мероприятий по подготовке объектов жилищного фонда к отопительному сезону 2013/2014 года с предоставлением паспортов готовности.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Управлением не представлен.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200270446378 и 67200270446361, а также отчетом о публикации 15 января 2014 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Административным органом заявлено ходатайство от 11 февраля 2014 года N 02-04-798 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО УК "ЖКХ Губинский" зарегистрировано в качестве юридического лица 6 февраля 2006 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1061435006808 (л.д. 9).
Общество является специализированной организацией, осуществляющее содержание и управление жилым фондом, его техническое обслуживание и текущий ремонт.
В обслуживании и в управлении Общества на основании заключенных договоров с собственниками жилья находятся 143 многоквартирных дома с центральным и автономным отоплением.
Прокуратурой города Якутска проведена проверка соблюдения управляющими компаниями и товариществами собственников жилья требований действующего законодательства при подготовке жилых домов, расположенных в г. Якутске, к предстоящему отопительному периоду 2013/2014 годов.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО УК "ЖКХ Губинский" нарушило правила содержания и ремонта жилых домов, а именно: по состоянию на 10 сентября 2013 года из 143 обслуживаемых им жилых домов паспорта готовности оформлены только на 107 жилых домов, что составляет 74,8 % от общего числа.
Посчитав, что управляющей компанией нарушены требования пунктов 2.6.3, 2.6.9 и 2.6.10 Правил N 170, заместитель прокурора г. Якутска Мирошников И.В. постановлением от 10 сентября 2013 года возбудил в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении (л.д. 32-35).
Данное постановление для принятия правового решения направлено по подведомственности в Управление.
Постановлением от 7 октября 2013 года N 377-ж по делу об административном правонарушении ООО УК "ЖКХ Губинский" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 42 000 рублей (л.д. 7-8, 40-42).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления ввиду следующего.
Статьей 7.22 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 39 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно подпункту а) пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Управляющая организация является субъектом указанного административного правонарушения в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 этих же Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые опубликованы в "Российской газете" от 23 октября 2003 года N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 указано, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
С учетом изложенного несостоятельным в правовом отношении является довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нарушение Правил N 170 не может служить основанием для привлечения к ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации.
Согласно пункту 1.8 Правил N 170 управление жилищным фондом включает в себя, в частности, осмотры и подготовку к сезонной эксплуатации.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период (пункт 2.6.1 Правил N 170).
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае ООО УК "ЖКХ Губинский" является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ему в управление, то есть Общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилого фонда в соответствии с упомянутыми выше нормативными правовыми актами.
Следовательно, на ООО УК "ЖКХ Губинский", как на специализированной организации, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ей в управление, лежит не только обязанность по содержанию жилого фонда, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с Правилами N 170, но и ответственность за нарушение этих правил и норм.
В силу пункта 2.1.5 Правил N 170 на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность в месячный срок проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;
На основании пункта 2.6.5 Правил N 170 при подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) проверке подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Пунктом 2.6.3 Правил N 170 определено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с пунктом 2.6.10 Правил N 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);
- актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Паспорт готовности подписывается представителями специализированных организаций (в том числе ресурсоснабжающей организацией).
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21 марта 2013 года N 384-р "О мерах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса городского округа "город Якутск" к отопительному сезону 2013/2014 года" в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки систем жизнеобеспечения жилищного фонда к функционированию в отопительный сезон 2013/2014 года установлен Перечень мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса городского округа "город Якутск" к отопительному сезону 2013/2014 года.
Согласно пункту 1.13.3 названного Перечня муниципальному казенному учреждению "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" рекомендовано обеспечить контроль за завершением оформления в срок до 1 сентября 2013 года паспортов готовности объектов жилищного фонда, представить результаты в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
Между тем, из материалов административного дела следует, что ООО УК "ЖКХ Губинский" в нарушение вышеуказанных норм права по состоянию на 10 сентября 2013 года не оформило паспорта готовности на 34 многоквартирных жилых дома, находящихся в его управлении.
Данное фактическое обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Имеющимися в материалах дела доказательствами (в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 сентября 2013 года и объяснением исполнительного директора ООО УК "ЖКХ Губинский" Васильевым Е.В. от 10 сентября 2013 года) подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП Российской Федерации, в том числе и вины.
Факты нарушения правил и норм при эксплуатации жилого фонда, ответственным за содержание которого является Общество, которые выразились в неоформлении в установленные сроки паспортов готовности жилых домов, а также наличие вины в совершении правонарушения, установлены судом первой инстанции и подтверждены материалами дела, в связи с чем суд апелляционной инстанции находит правомерным привлечение управляющей компании к административной ответственности по статье 7.22 КоАП Российской Федерации.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены, но при таких обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают выводов суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления административного органа.
Нарушений со стороны Управления процессуальных требований статей 25.1, 25.4, 25.5, 25.15 и 28.2 КоАП Российской Федерации при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции не установлено, реализация предусмотренных законом прав была обеспечена Обществу в полной мере.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 АПК Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 271 АПК Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В связи с этим суд апелляционной инстанции разъясняет, что согласно части 3 статьи 229 АПК Российской Федерации решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2013 года по делу N А58-5876/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2013 года по делу N А58-5876/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5876/2013
Истец: ООО Управляющая Компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-93/14