г. Самара |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А55-16301/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Момат Н.В., копия паспорта имеется в материалах дела,
от ответчиков:
Министерства строительства Самарской области - Милованова Н.А., доверенность от 13.08.2013 г. N 3-49/139,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Бобикова М.В., доверенность от 01.08.2013 г. N Д 05-01/1488,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013 г. по делу N А55-16301/2013 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вершина", г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными отказа, решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вершина" (далее - заявитель, ООО "Вершина", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ изменения предмета требований, о признании незаконными отказа Департамента от 14.03.2013 г. N СП-9/3071-0-10 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный, ул. Никонова, участок N 5 "В", площадью 9630,00 кв.м., решения Министерства от 19.04.2013 г. N 3/3433 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2013 г. заявление общества удовлетворено. Признаны незаконными отказ Департамента от 14.03.2013 г. N СП-9/3071-0-10 в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный, ул. Никонова, участок N 5 "В", площадью 9630,00 кв.м., решение Министерства от 19.04.2013 г. N 3/3433 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Министерство обязано во вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Вершина" путем рассмотрения заявления от 22.06.2011 г. в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении требований заявителя.
Представители ответчиков в судебном заседании поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 22.06.2011 г. ООО "Вершина" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения клуба многоцелевого назначения на земельном участке по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный, ул. Никонова, 5В, предполагаемая площадь земельного участка 9630 кв.м.
На основании регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство магазина было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом от 14.03.2013 г. N СП-9/3071-0-10 Департамент сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка поскольку заявителем не представлено заключение Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (л.д. 14-15).
На основании указанного письма Министерство решением от 19.04.2013 г. N 3/3433 отказало в предоставлении земельного участка (л.д. 12-13).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ООО "Вершина", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Регламент).
Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель представляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, заявление ООО "Вершина" в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Частью 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В качестве основания для отказа в организации работ по выбору Департамент сослался на непредставление заявителем заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Однако, как правомерно указано судом первой инстанции, указанный довод не является основанием для отказа в выборе земельного участка и не основан на положениях статьи 31 ЗК РФ. Кроме того, закон не содержит обязанности у заявителей по представлению указанных документов в адрес Департамента строительства.
Иных оснований для не обеспечения выбора земельного участка в материалы дела не представлено.
Нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства представлять заключение Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Доказательств обратного, ответчиками, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Учитывая отсутствие императивно установленной обязанности по представлению обществом с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства заключения Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и непринятием Департаментом мер к получению запрашиваемой информации, которая по его мнению является необходимой для подготовки акта о выборе земельного участка для ООО "Вершина", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Департамента от 14.03.2013 г. N СП-9/3071-0-10.
Для отказа в предоставлении земельного участка, Министерство ссылается на не представление уполномоченным органом Акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако указанные основания не соответствует положениям статьи 28 Земельного кодекса РФ и нарушают права заявителя.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства.
Указанным Регламентом распределены полномочия (обязанности) по формированию и распоряжению земельными участками на территории г.о. Самара между органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления г.о. Самара.
Регламентом органам государственной власти Самарской области не предоставлены полномочия по осуществлению контрольных или надзорных функций за действиями или бездействием органов местного самоуправления и наоборот.
Как следует из п.п. 3.8., 3.9. Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Основанием принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются утвержденные органом местного самоуправления акта о выборе и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории квартала.
Таким образом, незаконное решение об отказе в осуществлении выбора Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара повлекло незаконное решение об отказе в предоставлении земельного участка Министерством строительства Самарской области, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными решение Министерства строительства Самарской области от 19.04.2013 г. N 3/3433 об отказе ООО "Вершина" в предоставлении испрашиваемого земельного участка по заявлению от 22.06.2011 г. N 20110341, а также заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 14.03.2013 г. N СП-9/3071-0-10 о невозможности организации процедуры выбора земельного участка для строительства клуба многоцелевого назначения на земельном участке по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный, ул. Никонова, 5 "в".
Доводы, приведенные ответчиками в апелляционных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013 г. по делу N А55-16301/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16301/2013
Истец: ООО "Вершина", Представитель Общество с ограниченной ответственностью "Вершина" Бегеба Антон Анатольевич
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области