город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А32-21049/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в судьи Стрекачёва А.Н.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У., при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Мельникова О.В. по доверенности от 14.06.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2013 по делу N А32-21049/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за пользование вагонами,
принятое в составе судьи Баганиной С.А. в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ответчик) о взыскании 86 164 руб. 67 коп. платы за пользование вагонами.
Решением суда от 18.11.2013 взысканы с ОАО "Новороссийский морской торговый порт" в пользу ОАО "РЖД" 86 164 руб. 67 коп. платы, а также 3 446 руб. 59 коп. расходов по уплате госпошлины.
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда от 18.11.2013.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не исследованы железнодорожные накладные, представленные ответчиком, не дана оценка имеющимся в материалах дела ведомостям подачи и уборки вагонов и ж/д накладным, свидетельствующим о том, что на момент нахождения спорных вагонов на путях необщего пользования вагоны не принадлежали на каком-либо праве ОАО "РЖД". Акты приема-передачи вагонов между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" не представлены. Таким образом, плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не может взиматься. Кроме того, ответчик указывает на то, что суд первой инстанции в нарушение п. 4 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял 23.10.2013 и 28.10.2013 дополнительные документы в обоснование исковых требований, т.е. за пределами установленного срока.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании ОАО "РЖД" представитель поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "РЖД" (далее - перевозчик) и ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) заключен договор N 325/7 от 01.04.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Новороссийский морской торговый порт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно параграфу 1 договора осуществляется эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего порту, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно параграфу 16 договора порт, являющийся владельцем пути необщего пользования, оплачивает плату за пользование вагонами, контейнерами, за время нахождения вагонов у владельца в соответствии с Тарифным руководством N 2 (утвержденным Постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 г.).
Согласно условиям договора N 325/7 от 01.04.2009 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования перевозчик каждую декаду формирует и предоставляет порту акты оказанных услуг.
Так ответчику были представлены на подпись акты оказанных услуг N 27 от 11.07.12г., N29 от 20.07.12г., N 31 от 31.07.12г. за 1-ю, 2-ю и 3-ю декады июля 2012 года, была начислена плата за пользование вагонами в размере 86 164 руб. 67 коп с НДС. Суммы начисленной платы за пользование отражены в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Время пользования вагонами подтверждается памятками приемосдатчика и уведомлениями об окончании грузовой операции, подписанные уполномоченными представителями ответчика. Из общего времени нахождения вагонов у порта перевозчиком вычтено неоплачиваемое время, предусмотренное договором и на оставшееся время начислена плата за пользование вагонами.
Ответчиком акты подписаны с возражением следующего содержания "с указанной суммой не согласны, первичные документы рассчитаны не верно, требуется сверка", но свой контррасчет для проведения сверки порт не представил.
В обоснование требования перевозчик представил в материалы дела акты общей формы ГУ-23 N 1 от 11.07.2012. N 2 от 20.07.2012, N 3 от 31.07.2012, N 1-4 от 02.07.12, от 30.06.2012, от 04-06.07.2012, от 10.07.12, от 12-16.07.12, от 18-20.07.12, 23.07.2012, от 26.07.12, от 29.07.2012; акты оказанных услуг N 27 от 11.07.12г., N29 от 20.07.12г., N 31 от 31.07.12г. за 1-ю, 2-ю и 3-ю декады июля 2012 года, ведомости подачи и уборки вагонов за период с 30.06.2012 по 29.07.12; памятки приемосдатчика на уборку вагонов NN 25516, 25482, 25487, 25221, 25209, 25894, 25464, 25968, 26057, 26238, 26240, 26256, 26319, 26345, 26341, 26646, 26867, 27014, 27022, 27085, 26297, 27175, 27147, 27287, 27871, 27906. 27922, 28335; уведомления об окончании выгрузки на центральный район порта от 28-30.06.2012, от 01-06.07.12, от 09.07.12, от 11-25.07.2012,
По мнению ответчика, изложенному в отзыве, требования перевозчика к порту (как владельцу путей необщего пользования) о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не основаны на нормах действующего законодательства, а также не соответствуют условиям заключенного между сторонами договора N 325/7 от 01.04.2009.
Рассматривая исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В ведомостях подачи и уборки вагонов (копии прилагаются) в графе принадлежность вагонов проставлен мнемокод СОБ, что свидетельствует о принадлежности вагона собственнику, не относящемуся к железнодорожным администрациям. В нарушение Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности и Тарифного руководства N 2 ОАО "РЖД" внесены в ведомость подачи и уборки вагонов вагоны, с начислением платы за пользование вагонами, которые принадлежат собственникам (мнемокод СОБ, проставленный в графе 2 ведомости формы ГК-46ВЦ), не являющимся железнодорожной администрацией.
В соответствии со ст.25 Устава железнодорожного транспорта (Федеральный закон РФ N 18-ФЗ от 10.01.2003, далее - УЖДТ РФ) грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную. Транспортная железнодорожная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки (ст.2 УЖТ РФ). Перевозчик имеет право проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных (ст.27 УЖДТ РФ).
В железнодорожных накладных по вагонам, перечисленным в представленных перевозчиком памятках приемосдатчика, четко указано, что вагоны перевозчику не принадлежат, собственник ОАО "ВГК" (копии ж/д накладных прилагаются). Как следует из разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со ст.39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте и размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Однако, при заключении сторонами договора N 325/7 от 01.04.2009 на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования стороны не предусмотрели взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (собственными) и вагонами привлеченными (ВСП).
По мнению порта, Постановлением Правительства РФ от 20.12.2011 N 1051 не внесены изменения в порядок определения платы за пользование вагонами при нахождении их на путях необщего пользования. Договором N 18 от 26 января 2012, согласно которому ОАО "ВГК" передает вагоны ОАО "РЖД" для их использования в перевозках грузов, соглашение сторон относительно взимания платы за пользование вагонами при их нахождении на путях необщего пользования в договоре N 18 от 26 января 2012 отсутствует.
Согласно пункту 7.4. Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29) подтверждением фактической выдачи груза являются подписи уполномоченных представителей перевозчика и владельца путей необщего пользования в памятке приемосдатчика в графе "вагон сдал", "вагон принял". Т.е. время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "НМТП" начинает исчисляться после окончания приемосдаточной операции и после передачи вагонов перевозчиком владельцу пути необщего пользования (ОАО "НМТП") перевозка считается завершенной.
Суд первой инстанции признал требования истца подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (п.4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26). Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности. Для расчета платы за пользование вагонами составляется ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ на основании памяток приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ (параграф 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности N ЦФ-3504 с изменениями, внесенными Указанием МПС РФ от 15.08.2003 N Ш-865у). В графе 2 ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ в знаменателе указывается принадлежность вагона железнодорожной администрации. Вагоны, не принадлежащие перевозчику (собственные и арендованные), не имеющие простоя в ожидании подачи по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев, оформленного актом общей формы, в ведомость формы ГУ-46 ВЦ не включаются.
В соответствии с Указанием МПС РФ от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами" (в редакции указания от 26.11.2002 N Ш-1118у) в графе памятки приемосдатчика "принадлежность вагонов" указывается сокращенное наименование (мнемокод) собственника вагона или контейнера.
Порядок сокращений собственников вагонов или контейнеров приведен в таблице 2 указания N Д-720у, в соответствии с которым мнемокод ЖДА означает принадлежность вагонов всем железнодорожным администрациям, СОБ - собственные вагоны, АРС и АВН - вагоны, имеющие отметки об аренде, НРП - вагоны нерабочего парка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1051 от 20.12.2011 в аренду ОАО "РЖД" на срок 31.12.2012 передавались вагоны, принадлежащие открытому акционерному обществу "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК") - вагоны собственные привлеченные.
Между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" заключен договор N 18 от 26.01.2012, в рамках которого перевозчик на основании Постановления Правительства РФ N1051 привлекает для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся у ОАО "ВГК" в собственности или на ином законном основании.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 1051 от 20.12.2011 установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Перевозчик предоставил в дело в электронном виде договор N 18 от 26.01.2012 между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" с приложением актов приема-передачи вагонов, за пользование которыми истец предъявил требование об оплате. Начало и прекращение срока привлечения вагонов определяется на основании соответствующих дат, указанных в актах.
Согласно ст. 39 УЖДТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим, от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно п. 2 ст. 62 УЖДТ РФ владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с п. 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Мнение порта о том, что поданные ему вагоны не принадлежат перевозчику (обществу), отношения, регламентированные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" (далее - Порядок N 1051), окончены с момента выдачи груза грузополучателю, условиями договора от 24.01.2012 N 85/4 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами собственными и привлеченными признано судом ошибочным.
В силу действующего законодательства обязательства по перевозке грузов, а также иные правоотношения, связанные с осуществлением перевозочного процесса, регулируются соглашением сторон, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, если иное не установлено законом.
Во втором абзаце статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" содержится исключение из общего правила, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы, плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
Как видно из материалов дела, спорные вагоны переданы в пользование обществу в соответствии с Порядком N 1051, в пункте 2 которого установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка. Следовательно, вагоны собственные и привлеченные имеют правой режим вагонов общего парка, т.е. вагонов, принадлежащих перевозчику.
Параграфом 16 договора N 325/7 предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как указано в исковом заявлении и подтверждается материалами дела, акты вручены порту, но подписаны им с возражениями о том, что "с суммой не согласны, первичные документы рассчитаны неверно, требуется сверка".
В силу положений п.1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Получение от перевозчика актов оказанных услуг портом не оспаривается.
Доказательства проведения сверки с перевозчиком в рамках внесудебного урегулирования спора и указания первичных документов, опровергающих расчет перевозчика, порт не представил. На соответствующее предложение перевозчика, изложенное в письме от 14.01.2013 N 45, письменные пояснения с расчетами не поступили.
Доводы порта о том, что истцом допущены ошибки при расчете суммы платы, не основаны на первичных документах, поэтому не могут быть приняты судом во внимание. Время пользования вагонами подтверждается представленными в дело памятками приемосдатчика и уведомлениями об окончании грузовой операции, подписанными уполномоченными представителями порта; суммы начисленной платы за пользование вагонами отражены в ведомостях подачи и уборки вагонов. Контррасчет платы портом не представлен.
Поскольку доказательства уплаты платы за пользование вагонами в установленном судом размере портом не представлены, требование перевозчика о ее взыскании правомерно удовлетворено судом.
Довод ответчика о том, что акты приема-передачи вагонов между ОАО "РЖД" и ОАО "ВГК" не представлены, опровергается материалами дела.
Кроме того, истцом представлена в материалы дела справка о передаче спорных вагонов, в которой указаны: номера акта оказанных услуг, номер ведомости подачи и уборки вагонов, по которой начислена плата за пользование, номер спорного вагона, номер и дата акта приема-передачи, порядковый номер вагона в акте приема-передачи.
Ответчиком не заявлено о несоответствии данных, указанных в справке и актах приема-передачи вагонов.
Довод апелляционной жалобы о том, что Арбитражный суд Краснодарского края необоснованно принял во внимание документы, поступившие за пределами установленного срока, не являющиеся достоверными доказательствами, отклоняется апелляционной коллегией в виду следующего.
Как установлено частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства или иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случае, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение.
Как видно из материалов дела, определением суда от 02.09.2013 сторонам было предложено представить в арбитражный суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 14.10.2013.
23.10.2013 от истца в суд поступило возражение на отзыв с приложениями.
28.10.2013 от истца в суд поступило заявление о приобщении к материалам дела справки о передаче вагонов и актов приема-передачи вагонов между ОАО "ВГК" и ОАО "РЖД"
Согласно части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В данном случае допущенное судом первой инстанции нарушение порядка принятия дополнительных документов (поступление после установленного срока) не привело к нарушению прав и законных интересов ответчика и не является безусловным основанием для отмены судебного акта
У ответчика после принятия указанных документов имелось достаточно времени для представления своих возражений и пояснений до рассмотрения дела судом первой инстанции по существу.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2013 по делу N А32-21049/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21049/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской дирекции управления движением, ОАО Российские железные дороги
Ответчик: ОАО "Новороссийский морской торговый порт"