город Омск |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А75-9599/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11469/2013) Администрации Сургутского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2013 года по делу N А75-9599/2012 (судья Козицкая И.А.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Сенченко Сергея Васильевича (ОГРНИП 307860221500022) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района (ОГРН 1048603851559), Администрации Сургутского района (ОГРН 1028600615207), о признании частично недействительным договора аренды земельного участка, приведении условий договора в соответствие с действующим законодательством,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
при участии в судебном заседании:
от Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещена;
от индивидуального предпринимателя Сенченко Сергея Васильевича -не явился, извещен;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещен;
от Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, извещено;
установил:
Индивидуальный предприниматель Сенченко Сергея Васильевича (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района, Администрации Сургутского района о признании недействительными пунктов 2.1. и 2.2. договора аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582, приведении условий договора в соответствие с действующим законодательством.
Определением от 04 июня 2013 года по делу N А75-9599/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением от 08 октября 2013 года по делу N А75-9599/2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковые требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района оставил без удовлетворения. Исковые требования к администрации удовлетворил частично. Признал недействительным пункт 2.1 договора аренды земельного участка N 8582 от 17.11.2011 в части размера годовой арендной платы, а также приложение N 2 к договору в части расчета годовой арендной платы за аренду земельного участка с кадастровым номером 86:03:053101:606. Взыскал с Администрации Сургутского района в пользу индивидуального предпринимателя Сенченко Сергея Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. В остальной части иск оставил без удовлетворения.
Возражая против принятого судом решения, Администрация Сургутского района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2013 года по делу N А75-9599/2012 в части признания недействительными пункта 2.1 договора аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582 в части размера арендной платы, а также приложения N 2 к договору аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582 в части расчета годовой арендной платы за аренду земельного участка отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции с нарушением норм материального права.
По мнению Администрации Сургутского района, поскольку земельный участок, являющийся предметом договора аренды, не находится в федеральной собственности, то при определении размера арендной платы не подлежат применению Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Администрация Сургутского района полагает, что арендная плата по договору аренды земельного участка N 8582 от 17.11.2011 должна определяться в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 29-п от 17.02.2003 "Об утверждении базовых размеров арендной платы и методики применения базовых размеров арендной платы за землю".
Индивидуальный предприниматель Сенченко Сергея Васильевича, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района, Администрация, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено в части признания недействительными пункта 2.1 договора аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582 в части размера арендной платы, а также приложения N 2 к договору аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582 в части расчета годовой арендной платы за аренду земельного участка.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11 января 2010 года между Администрацией Сургутского района (арендодатель) и Максимовой Тамарой Серафимовной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и использование земельный участок, относящийся к категории земель "земли промышленности", общей площадью 1,2490 га, кадастровый номер 86:03:053401:606, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, левый берег о.Обь, 5 км. автодороги Сургут-Нефтеюганск, в целях использования под строительство автокемпинга в районе моста через р.Обь, в границах, указанных в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка (приложение N 1).
Согласно пункту 1.3. договора аренды земельного участка N 8582 от 17.11.2011 договор заключен сроком на 11 месяцев.
Пунктом 2.1. договора аренды земельного участка предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы за предоставленный по настоящему договору земельный участок определяется исходя из размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, установленных уполномоченными органами. Размер годовой арендной платы в год - 1100770,18 руб. Расчет арендной платы указан в приложении к договору (приложение N 2). Арендная плата начисляется с 16.11.2011. Первый платеж по договору производится в порядке п. 2.3. договора после его регистрации.
В соответствии с пунктом 2.2. размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях: изменения уполномоченным органом методики и порядка определения размера арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка; изменения категории земель, разрешенного использования земельного участка, но не чаще одного раза в год. Арендная плата в новом размере уплачивается с месяца, следующего за наступлением таких изменений. В этих случаях арендодатель уведомляет арендатора о принятии решения об изменении размера арендной платы путем размещения соответствующей информации в официальном печатном издании муниципального образования Сургутский район и (или) на официальном web-сайте.
Соглашением от 01 декабря 2011 года все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 8582 от 17.11.2011 переданы Сенченко Сергею Васильевичу.
Полагая, что при исчислении размера арендной платы, подлежащей уплате по договору аренды земельного участка N 8582 от 17.11.2011, необоснованно применяется Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 29-п от 17.02.2003, истец обратился с настоящим иском в суд, со ссылкой на статьи 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторонам правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признании (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требования закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно пункту 32 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", N 6/8 от 01.07.1996 ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ). Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
По правилам пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статьей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009) (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582).
Постановлением от 16.07.2009 N 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы, отраженные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случае сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 ГК РФ и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих их договоров аренды таких земельных участков.
Указанная правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, обоснованно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 вступило в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие принципам и ориентирам, закрепленным в названном Постановлении, только с указанной даты.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен в аренду в 2011 году из неразграниченных публичных земель в Ханты-Мансийском автономном округе для целей строительства автокемпинга по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2.1. договора аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582 размер годовой арендной платы составил 1 100 770,18 руб., исходя из площади земельного участка 1 2490 га и ставки арендной платы 881 321,20 руб/га.
При этом из приложения N 2 к договору аренды земельного участка следует, что при расчете арендной платы стороны договора руководствовались Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являющимся приложением к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 17.02.2003 N 29-п "Об арендной плате за земельные участки, за исключением земель населенных пунктов".
Между тем, согласно подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, являющегося предметом договора аренды от 17.11.2011 N 8582, кадастровая стоимость названного земельного участка составляет 1 561 250 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 24).
Таким образом, 2 процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 31 225 руб.
Пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков в расчете на год.
Из изложенного следует, что размер арендной платы спорного земельного участка, установленный по договору аренды от 17.11.2011 N 8582, значительно превышает размер арендной платы аналогичного земельного участка, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе, и находящегося в федеральной собственности.
Между тем, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 для земель, относящихся к федеральной собственности.
Применение Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.02.2003 N 29-п при определении размера арендной платы, подлежащей уплате по договору аренды земельного участка от 17.11.2011 N 85, привело к нарушению основных принципов определения арендной платы, подлежащих применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, Постановлением от 16.07.2009 N 582, в том числе принципа экономической обоснованности, что является недопустимым в силу закона.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582, был определен без учета требований федерального законодательства и не соответствует закону.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 2.1 договору аренды земельного участка от 17.11.2011 N 8582.
Доводы Администрации Сургутского района, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции во внимание не принимает по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2013 года по делу N А75-9599/2012 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ следует отнести на подателя жалобы. Однако Администрация Тюменского муниципального района в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 октября 2013 года по делу N А75-9599/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9599/2012
Истец: ИП Сенченко Сергей Васильевич
Ответчик: Администрация Сургутского района, Департамент имущественных и земельный отношений Администрации Сургутского района, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района
Третье лицо: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительство ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4709/14
18.02.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11469/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9599/12