г. Владимир |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А79-7429/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.02.2014 г.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (ИНН 2103006551, ОГРН 1052132001063, с. Батырево Батыревского района Чувашской Республики)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.11.2013 по делу N А79-7429/2013,
принятое судьей Михайловым А.Т. в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике от 30.08.2013 N 07-013.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) в период с 15.07.2013 до 09.08.2013 была проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (далее - Общество) по вопросу соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
По результатам проверки 09.08.2013 оформлен акт проверки N 07-011/15-014 и 23.08.2013 в отношении Общества составлен протокол N 07-014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный инспектор Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике, рассмотрев материалы административного дела, 30.08.2013 вынес постановление N 07-013 о назначении административного наказания Обществу в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 08.11.2013 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем, просило отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, ответственность предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина Общества.
Как утверждает Общество, в результате его деятельности образуются отходы 5 класса опасности.
Общество полагает, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности в части извещения законного представителя Общества о совершении процессуальных действий.
Одновременно заявитель апелляционной жалобы указывает на возможность применения к Обществу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приложенная к апелляционной жалобе протокола лабораторных испытаний от 22.11.2013 N Н-860-Д-2013 возвращена судом апелляционной инстанции Обществу ввиду отсутствия процессуальных оснований для приобщения данного документа к материалам дела.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются как хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления или иных опасных веществ.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; паспорт отходов - это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 (в редакции Приказа Минприроды России от 30.07.2003 N 663).
В соответствии с пунктом 3 статья 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Как указано в пунктах 5, 6, 7 названного Порядка N 30, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом; она составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок N 721).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 721 учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В силу части 1 статьи 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно статье 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, по концессионному соглашению от 01.10.2009, заключенному с администрацией муниципального образования "Батыревское сельское поселение Батыревского района Чувашской Республики", Общество осуществляет содержание здания гостиницы "Юхма", расположенной по адресу: с.Батырево, пр.Ленина, д.29, а также оказывает гостиничные и иные услуги.
Общество в период проведения проверки представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартала 2012 года и за 1 и 2 квартал 2013 года. Согласно данным расчетам в деятельности Общества образуются отходы, относящиеся к отходам IV классу опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 91200400 01 00 4): в 3 квартале 2012 года - 0,0875 тонн, в 4 квартале 2012 года - 0,0875 тонн, в 1 квартале 2013 года - 0,0875 тонн, во 2 квартале 2013 года - 0,0875 тонн.
Факт образования в хозяйственной деятельности Общества отходов зафиксирован в акте проверки от 09.08.2013N 07-011/15-014 с приложением фотографий с привязкой к местности и датой съемки.
Следовательно, в процессе деятельности Общества образуются отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, соответствующий коду ФККО 912 004 00 01 00 4, то есть 4 классу опасности.
Общество как организация, относящаяся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, обязано представлять предусмотренную Порядком N 30 отчетность в уведомительном порядке. Эта обязанность Обществом не исполнена.
Кроме того, Обществом не исполнены требования о подтверждении отнесения образующихся видов отходов к конкретному классу опасности и о составлении паспорта на отходы I - IV класса опасности.
Документы, свидетельствующие об осуществлении первичного учета отходов, образовавшихся, использованных, переданных другим лицам в соответствии с Порядком N 721, об утверждении порядка производственного экологического контроля в области обращения с отходами, о наличии профессиональной подготовки у лиц, допущенных к обращению с отходами 4 класса опасности, Обществом не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) Общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о том, что оно осуществляет деятельность по накоплению отходов, отнесенных к V классу опасности, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание как бездоказательный, материалы дела не свидетельствуют о сортировании Обществом отходов, образуемых в результате его деятельности. На этом основании подлежит отклонению ссылка заявителя апелляционной жалобы на уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием V класса опасности отходов, составленные Обществом 18.10.2013, то есть после проведения Управлением проверки.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о представлении первичных расчетов иной организацией с подписью неустановленного лица является голословным, противоречащим материалам дела.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком, исключающим производство по делу об административном правонарушении, так как он составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в бездействии Общества малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Законный представитель Общества извещался надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела (т.2 л.д.2-5, 11-13). Извещения направлены по адресу Общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и получены Обществом заблаговременно.
При этом организация работы по получению поступающей почтовой корреспонденции и передаче её руководителю Общества является внутренним делом организации, не влияющим на оценку факта извещения законного представителя Общества.
О проведении плановой выездной проверки Общество также уведомлялось заблаговременно (т.1 л.д.140-146).
Всем доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в деле доказательств в их совокупности, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.11.2013 по делу N А79-7429/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7429/2013
Истец: ООО "Теплоэнергосервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике