г. Владимир |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А39-2767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2014 г.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Насоновой Н.А., Казаковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокиной С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Мордовия и общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2013, принятое судьей Бобкиной С.П., по делу N А39-2767/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" (Самарская область, г. Тольятти, ул. Офицерская, дом 14, ОГРН 1036300993167, ИНН 20.01.2003) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республике Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, дом 33, корпус 1, ОГРН 1021300974881, ИНН 1300050318, дата регистрации в качестве юридического лица 13.07.2008 ) о взыскании задолженности в сумме 1 378 646 руб. 34 коп., неустойки в сумме 191 878 руб., убытков в сумме 3 464 670 руб. 38 коп.
В судебном заседании принимали участие представители:
от заявителя - Министерства финансов Республики Мордовия - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовые уведомления N 99775, 14047);
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" - Щетинин Ю.А. по доверенности от 05.09.2013 (сроком на 1 год), Степанишин С.И. по доверенности от 03.02.2014 (сроком на 1 год);
от ответчика - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (почтовое уведомление N 14046).
Общество с ограниченной ответственностью "ГРИН" обратилось в суд с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республике Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту N 0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012 в сумме 5 207 001 руб., неустойки в сумме 191 878 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 157 707 руб. 94 коп., убытков сумме 3 700 179 руб. 44 коп.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования, как по сумме исковых требований, так и по составу ответчиков. В окончательном виде указал ответчиками по делу Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Республику Мордовию в лице Министерства финансов Республики Мордовия, просил взыскать задолженность по государственному контракту N 0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012 в сумме 1378 646 руб. 34 коп., неустойку за период с 18.01.2013 по 31.05.2013 в сумме 191 878 руб., убытки в сумме 3 464 670 руб. 38 коп.
Решением суда от 11.11.2013 с Республики Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" взыскана задолженность в сумме 1 061 901 руб. 34 коп., неустойка в сумме 191 878 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 11 995 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Мордовия и общество с ограниченной ответственностью "ГРИН" обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Министерство финансов Республики Мордовия считает, что в спорных отношениях от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Кроме того, считает, что суд неправомерно отнес расходы по оплате государственной пошлины на Министерство финансов Республики Мордовия, поскольку последнее является государственным органом, которое освобождено от ее уплаты.
Общество с ограниченной ответственностью "ГРИН" (далее - ООО "ГРИН") в апелляционной жалобе указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований об оплате работ, поименованных в акте N 5 от 09.04.2013 на сумму 316 745 руб.04 коп., о взыскании убытков (реальных убытков и упущенной выгоды). Полагает, что все доказательства наличия вины, причинно-следственной связи и размера убытков имеются в материалах дела. При этом указывает, что заказчик не утвердил и не передал подрядчику календарный план производства работ по форме согласно Приложению N 1 на 2013 г., что явилось причиной вынужденной приостановки работ. Кроме того, ответчики несвоевременно финансировали выполнение работ.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "ГРИН" доводы своей апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчиков в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие названных представителей, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 11 июля 2012 года между ООО "ГРИН" (далее - подрядчик) и Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, выступающим от имени Республики Мордовия (далее - заказчик) заключен государственный контракт N 0109200002412001260-0008852-01, по условиям пункта 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить собственными силами и средствами работы по объекту: "Расчистка озера Татарка Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия" в соответствии с проектной документацией, ведомостями объемов работ и потребных ресурсов. Работы производятся по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район согласно проектной документации (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 3.1 договора, работы по настоящему государственному контракту должны быть выполнены в следующие сроки: начало - в течение 5 дней с даты подписания настоящего Государственного контракта; окончание - 1 сентября 2013 года.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ на объекте по государственному контракту составляет: 23 083 860 руб. в текущих ценах на момент заключения государственного контракта. Источником финансирования работ является республиканский бюджет Республики Мордовия (п. 2.2).
По утверждению истца им выполнены работы на сумму 5 523 746 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ N 1 от 29.11.2012, N 2 от 29.11.2012, N 3 от 29.11.2012, N 4 от 29.11.2012, подписанные сторонами без замечаний и претензий по объему и качеству их выполнения, а также на сумму 316 745 руб.04 коп., что подтверждается актом N 5 от 09.04.2013, подписанным истцом и уполномоченной заказчиком организацией, осуществляющей строительный контроль (ООО АРТИС" согласно государственного контракта N 0109200002412002080-87409 от 03.09.2012).
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования оплатило часть выполненных работ в сумме 4 145 100 руб., что подтверждается платежным поручением N 324 от 07.08.2013.
Неполная оплата выполненных работ послужила истцу основанием для обращения в суд с требование о взыскании долга в сумме 1 378 646 руб.34 коп., неустойки за нарушение сроков оплаты работ в сумме 191 878 руб. Кроме того, истец заявил требование о взыскании убытков в сумме 3 464 670 руб. 38 коп., из которых реальный ущерб в сумме 2 358 569 руб. 28 коп. и упущенная выгода в сумме 1 297 979 руб. 10 коп. Причинение реальных убытков истец связывает с нарушением заказчиком обязательств по предоставлению графика выполнения работ и отсутствием финансирования. По мнению ООО "ГРИН", не представление встречного обязательства повлекло за собой простой арендованной техники и причинение реальных убытков. Размер упущенной выгоды (1 297 979 руб. 10 коп.) истец определил как сметную прибыль в локальных сметах N 01-02-01, N 01-02-02, N 02-01-01, N 02-01-02 за вычетом суммы прибыли включенной в стоимость выполненных работ с применением понижающего коэффициента 0,9
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственным контрактом является договор, заключенный государственным заказчиком (с учетом пункта 1 статьи 4 Закона о размещении заказов) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, действовавшей на момент заключения государственного контракта N 0109200002412001260-0008852-01 от 11.07.2012, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Суд первой инстанции, оценив взаимоотношения сторон, счел что в данном случае должником по обязательствам, вытекающим из спорного государственного контракта, является само публично-правовое образование Республика Мордовия в лице уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Мордовия, в распоряжении которого находятся выделенные для оплаты выполненных работ бюджетные средства, а не Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, которое фактически денежными средствами не располагает, для осуществления платежа оформляет и направляет в Министерство финансов РМ платежное поручение.
На основании изложенного суд взыскал в пользу истца с Республики Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия задолженность в сумме 1 061 901 руб. 34 коп., неустойки в сумме 191 878 руб. В остальной части иска отказано.
Оспаривая решение, Министерство финансов Республики Мордовия ссылается на то, что в спорных отношениях от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования лесного хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Рассмотрев эти доводы, суд апелляционной жалобы признает их обоснованными в силу нижеследующего.
Суд первой инстанции правильно указал, что должником по обязательствам, вытекающим из спорного государственного контракта, является само публично-правовое образование - Республика Мордовия.
Вместе с тем суд неправильно определил лицо, вступающее от имени Республики Мордовия в спорных отношениях.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 N 1, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим государственное регулирования в области изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира, атмосферного воздуха, а также осуществляет функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг в указанной области.
Согласно Республиканской целевой программе "Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Республики Мордовия" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.10.2010 N 397, государственным заказчиком программных мероприятий, в том числе мероприятий по расчистке озера Татарка на территории Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия определено Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.
В преамбуле государственного контракта от 11.07.2012, указано, что Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования (заказчик) выступает от имени Республики Мордовия.
Получателем средств бюджета на выполнение программы является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.
Из вышеизложенного следует, что в спорных отношениях от имени Республики Мордовия должно выступать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия. При этом не выделение денежных средств указанному Министерству, на что ссылается суд, не имеет правового значения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает жалобу Министерства финансов Республики Мордовия обоснованной.
Рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ГРИН", суд апелляционной инстанции считает, что она подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В государственном контракте от 11.07.2012 стороны установили, что промежуточная приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с условиями государственного контракта с составлением соответствующих актов установленной формы КС-2, в том числе на электронных носителях. До 26 числа отчетного месяца подрядчик обязан представить заказчику справку по форме КС-3 на принятый объём работ (абз. 2 п. 2.8).
В качестве доказательств выполнения работ ООО "ГРИН" представило суду акты о приемке выполненных работ N 1 от 29.11.2012, N 2 от 29.11.2012, N 3 от 29.11.2012, N 4 от 29.11.2012, подписанные сторонами без замечаний и претензий по объему и качеству их выполнения, а также акт N 5 от 09.04.2013 на сумму 316 745 руб.04 коп., подписанный истцом и уполномоченной заказчиком организацией, осуществляющей строительный контроль - ООО "АРТИС" на основании государственного контракта N 0109200002412002080-87409 от 03.09.2012.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел, что оплате подлежат только работы, поименованные в актах N 1- 4. Акт о приемке выполненных работ N5 оплате не подлежит, т.к. датирован 09.04.2013, справка о стоимости выполненных работ и затрат N2 от 09.04.2013 (форма КС-3) направлена заказчику в октябре 2013 года, после даты обращения истца в суд с данным требование (заказное письмо с уведомлением и описью вложения отправлено 09.10.2013, получено Минлесхозом 16.10.2013).
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда об отсутствии оснований для оплаты работ, поименованных в акте N 5, ошибочным.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Таким образом, закон связывает возникновение обязательственного правоотношения по оплате работ с фактом их выполнения.
Факт выполнений этих работ ответчиками не оспаривался, указанный акт подписан уполномоченной заказчиком организацией, осуществляющей строительный контроль - ООО АРТИС" на основании государственного контракта N 0109200002412002080-87409 от 03.09.2012.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в оплате работ, поименованных в этом акте, не имеется.
Следовательно, с учетом произведенной оплаты долг за выполненные работы составляет 1 378 646 руб. 34 коп.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 191 878 руб. за период с 18.01.2013 по 31.05.2013, начисленных на стоимость выполненных работ без учета акта N 5, на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, подрядчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине подрядчика, а также в случае несвоевременного финансирования из бюджета на оплату работ, выполненных подрядчиком по настоящему государственному контракту.
Расчет произведен истцом исходя из суммы 5 207 001 руб. 34 коп., 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых, количества дней просрочки в заявленном периоде - 134.
Установив факт просрочки в оплате выполненных работ, суд требование истца о взыскании пени в сумме 191 878 руб. счел обоснованным и удовлетворил, что признается судом апелляционной инстанции правильным.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования ООО "ГРИН" о взыскании долга и пени являются обоснованными, в пользу данного лица с Республики Мордовия в лице Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия за счет казны Республики Мордовия надлежит взыскать задолженность в сумме 1 378 646 руб. 34 коп., неустойку в сумме 191 878 руб.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ГРИН" о наличии правовых оснований для взыскания убытков судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
Истцом заявлено требование о возмещении убытков в сумме 3 464 670 руб. 38 коп. в части не покрытой неустойкой 191 878 руб., из которых реальный ущерб составляет 2 358 569 руб. 28 коп. и упущенная выгода - 1 297 979 руб. 10 коп.
В обоснование реального ущерба указано, что его размер определен как размер стоимости простоя арендованной техники по договору аренды техники N 11 от 20.07.2012, заключенного между ООО "ГРИН" (далее - арендатор) и ООО "СпецГидротехника" (далее - арендодатель).
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды арендодатель передает арендатору по заявке последнего во временное владение и пользование земснаряд с гидроразмывом ЛС-27-М, бульдозер Т-170, катер буксировочный (130 л.с.) и оказывает своими силами услуги по управлению ими и по технической эксплуатации техники, а арендатор обязуется выплачивать вовремя арендную плату и по окончании срока аренды возвратить арендодателю данную технику. Указанный договор действует в рамках государственного контракта N 010920000241001260-008852-01 на выполнение работ по расчистке озера Татарка Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 11 июля 2012 года (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 2.1 договора расчет суммы арендной платы осуществляется исходя из количества и стоимости отработанных техникой машино-часов, но не менее 8 машино-часов в день на каждую единицу техники: землесосный плавучий снаряд ЛС-1600/140- 2323,73 рубля/1 машино-час, бульдозер Т-170 - 565,12 рубля/1 машино-час, катер буксировочный (130 л.с.) - 706,53 рубля/ 1 машино-час. Арендатор перечисляет на расчетный счет арендодателя в течение 3-х банковских дней после получения денежных средств за выполненные и сданные работы от заказчика - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
Пунктом 5.2. договора предусмотрена ответственность арендатора в случае простоя техники в виде штрафа, размер которого рассчитывается путем умножения стоимости машино-часа (арендной платы за 1 машино-час) на количество дней простоя из расчета не менее 8 часов в день.
Пунктом 5.3 договора установлена ответственность за просрочку исполнения арендатором обязательств по оплате более 30 дней в виде неустойки в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Претензией исх. N 19 от 03.06.2013 ООО "СпецГидротехника" предъявило истцу 5 700 235 руб. 25 коп. по договору N 11 от 20.07.2012, из которых 2 817 140 руб. 64 коп. задолженность за оказанные услуги и выполненные работы, 2 358 569 руб. 28 коп. штраф за простой техники, 99 137 руб. 09 коп. проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами, 425 388 руб. 24 коп. неустойка за просрочку платежа. Кроме того, в указанной претензии ООО "СпецГидротехника" просило ООО "ГРИН" погасить сложившуюся задолженность до 01 сентября 2013 года, предупредив, что в противном случае ООО "СпецГидротехника" будет вынуждено обратиться в суд для защиты своих имущественных прав.
Истец рассчитал реальный ущерб в сумме 2 358 569 руб. 28 коп. за период с 11.03.2013 по 31.05.2013, исходя из стоимости машино-часов по локальной смете N 02-01-01, количества дней простоя - 82, количества часов простоя - 656.
Размер упущенной выгоды (1 297 979 руб. 10 коп.) истец определил как сметную прибыль в локальных сметах N 01-02-01, N 01-02-02, N 02-01-01, N 02-01-02 за вычетом суммы прибыли включенной в стоимость выполненных работ с применением понижающего коэффициента 0,9.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 названной статьи, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между возникшими убытками и ненадлежащими действиями (бездействиями) стороны по договору. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности истцом совокупности условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности.
Данные выводы являются верными.
Ответчик считает, что простой арендованной техники произошел по вине ответчика в связи с не предоставлением графика выполнения работ на 2013 г. и отсутствием финансирования.
Вместе с тем в материалах дела доказательств того, что выполнение работ в установленном порядке (статья 716 Гражданского кодекса Российской Федерации ) приостанавливалось не имеется.
Из буквального текста претензий N 5 от 04.02.2013 и N 6 от 19.02.2013 следует, что ООО "ГРИН" требует от заказчика оплаты выполненных работ и согласование календарного графика работ на 2013 года, а также представление дополнительных гарантий оплаты работ по государственному контракту от 11.07.2012.
Наличие согласованного сторонами календарного графика производства работ по объекту, в том числе и на 2013 год (приложение N 1 к контракту) подтверждается материалами дела.
Ссылка на отсутствие финансирования несостоятельна, т.к., заключая указанный контракт, истец обязался выполнить работы собственными силами и средствами (п. 1.1).
Оснований для взыскания упущенной выгоды также не имеется.
В пункте 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Иными словами, кредитор должен доказать, что допущенное должником нарушение обязательства явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду; все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Упущенную выгоду истец определяет как стоимость работ, которую он бы получил при выполнении работ в полном объеме. Вместе с тем контракт является действующим. Сторонами соглашение о досрочном расторжении государственного контракта или соглашение об изменении его условий не заключалось.
Таким образом, оснований для отмены решения в части отказа во взыскании убытков не имеется.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что расходы по государственной пошлине не должны взыскиваться с ответчика, несостоятелен. В данном случае судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2013 по делу N А39-2767/2013 изменить, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Мордовия - удовлетворить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" - удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Мордовия в лице Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия за счет казны Республики Мордовия в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГРИН" (Самарская область., г.Тольятти, ул.Офицерская, дом 14, ОГРН 1036300993167) задолженность в сумме 1 378 646 руб. 34 коп., неустойку в сумме 191 878 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 14 934 руб. 55 коп., расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 125 руб. 80 коп.
В остальной части иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГРИН" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 21 107 руб. 86 коп. Подлинное платежное поручение N 96 от 05.06.2013 остается в материалах дела в виду частичного возврата суммы государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2767/2013
Истец: ООО "ГРИН"
Ответчик: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республика Мордовия в лице Министерства финансов Республики Мордовия