город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2014 г. |
дело N А32-8867/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.Р. Люлькиной
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края: представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 09.01.2013, Колисниченко Т.Л. по доверенности от 09.01.2013.
от ООО "Новороссийский мазутный терминал": представитель Тойко А.Ю. по доверенности от 10.12.2013, Ерошевская Ю.Л. по доверенности от 10.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 об оспаривании решения налогового органа по заявлению ООО "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2319008696, ОГРН 1022302829383) к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2308022804, ОГРН 1042309105750) принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" г. Новороссийск (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края г. Краснодар (далее - налоговый орган, инспекция) с требованием:
- признать недействительным Решение ИФНС по г. Новороссийску N 414 от 15.01.2013 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;
- признать недействительным Решение ИФНС по г. Новороссийску N 79767 от 15.01.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 признано недействительным решение Инспекции налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края: N 414 от 15.01.2013 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; N 79767 от 15.01.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении услуг по перевалке товаров, оказываемых на территориях, не относящихся к территории порта, указанным подпунктом не предусмотрено. ООО "НМТ" не входит в границы порта, что подтверждается ответом ФГУ "АМП Новороссийск" вх. N 54013 от 27.12.12г. в котором отмечено, что ООО "НМТ" не является оператором морского терминала в границах морского порта Новороссийск; на территории морского порта Новороссийск не осуществляет погрузочпо-разгрузочные работы; для осуществления деятельности по перевалке нефтепродуктов в морском порту требуется соответствующая лицензия; поставляемые ООО "Новороссийский мазутный терминал" нефтепродукты перегружает на танкеры оператор терминала ОАО "НМТП" в морском порту Новороссийск. В связи с этим услуги по перевалке нефтепродуктов, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, оказываемые обществом на территории нефтебазы, не относящейся к территории порта, на основании п. 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 %.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель налогоплательщика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за II квартал 2012 года, по результатам которой составила акт от 03.12.2012 N 46511 и приняла решения от 15.01.2013:
- N 414 об отказе в возмещении 2 948 298 руб. НДС, заявленного к возмещению;
- N 79767 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг за пределами границ порта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 13.03.2013 N 22-12-184 оставлены без изменения и утверждены решения налоговой инспекции от 15.01.2013 N 414 и 79767.
Общество, не согласившись с решениями Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, установленных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемых решений. Решение суда первой инстанции в этой части соответствует установленным по делу обстоятельствам и статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В свою очередь подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком 05.05.2012 заключен договор N 21 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" (далее - Заказчик), созданной по законодательству Республики Кипр.
В соответствии с условиями договора Исполнитель (ООО "Новороссийский мазутный терминал") обязался в порядке и на условиях, определенных договором, оказать Заказчику (Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион От Экспорт Лимитед") услуги по перевалке Нефтепродукта на терминале Исполнителя.
Использование инфраструктуры ОАО "НМТП" для оказания услуг по перевалке нефтепродуктов Заказчика с железнодорожного транспорта на водный вид транспорта осуществлялось на основании договора N 602-8449 Г от 05.05.2012 года, заключенного налогоплательщиком с ОАО "НМТП", в рамках которого ОАО "НМТП" оказывало налогоплательщику услуги по погрузке нефтепродуктов на танкера через причалы N N 25 и 25а, Пристани N 4.
Согласно условиям указанного договора, порт принял на себя обязательства в период проведения пуско-наладочных работ на Терминале оказывать Заказчику (ООО "НМТ") услуги по погрузке грузов на танкер через причалы N 25, 25а Пристани N 4, вывозимых с территории РФ.
Поставка грузов на Терминал осуществлялась Заказчиком трубопроводным транспортом с мазутного терминала без участия и ответственности Порта за количество и качество груза.
Таким образом, общество в рамках договора N 21 от 05.05.2012 оказывало Заказчику услуги по перегрузке (перевалке) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой вид транспорта в прямом смешанном, железнодорожно - водном сообщении, в том числе их технологическое накопление и перемещение в границах морского порта.
Технологический процесс представлял собой следующее.
Мазутный терминал предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт.
Производительность по приему мазута с ж/д. вагонов-цистерн, хранения в резервуарах и отгрузки в танкера составляет 3200 тыс. тн. в год марка М 100, 800 тыс.тн. в год марка М 40.
Железнодорожные составы с мазутом подаются на ж/д. пути общего назначения ст. Новороссийск, парк "Нижний", затем производится подача вагонов на сливные ж/д. эстакады на 60 и 48 вагоно-цистерн по соединительному и сливным ж/д. путям N 01, 02, 03 и арендованным у ОАО "НВРЗ" ж/д. путям N10 и 15. Цистерны сливаются группами по 6 шт. и процесс слива разделяется на несколько этапов.
На первом этапе подаются вагоны на эстакады, устанавливаются по позициям слива, проверяется качество продукта, подсоединяются приборы нижнего слива к сливной горловине цистерны, проверяется герметичность присоединений.
На втором этапе мазут подогревается и сливается (самотеком) через устройство нижнего слива в сливной коллектор и в теплообменник, далее производится открытие затвора на трубопроводе мазута в резервуарный парк емкостью 82000 куб. м одновременного хранения нефтепродуктов.
Для отгрузки мазута на пристань N 4 (причалы 25, 25а) на территории имеется технологическая насосная слива и перекачки мазута из резервуара в резервуар.
С насосной мазут поступает в трубопроводы и через межплощадную эстакаду переходит в эстакаду трубопроводов в порт.
Эстакада трубопроводов заканчивается на пристани N 4, с которой продукт отгружается на танкера.
В подтверждение права на применение нулевой ставки по взаимоотношениям с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион От Экспорт Лимитед" общество представило договор N 21 от 05.05.12г. об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов, заключенный с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед", зарегистрированной по адресу: Кипр, Никосия, п/и 1066, ул. Темистоклес Дервис, Джулия Хаус, 3 и действующей на территории РФ через филиал Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" - Заказчик в г. Москве ИНН 9909355938 (Свидетельство об аккредитации N 22849 от 18.11.2011 г.).
Предметом указанного договора является оказание услуг по перевалке транзитного, экспортного груза - нефтепродуктов на Терминале Исполнителя (прием, слив перемещение в границах морского порта Новороссийск; сепарация, технологическое накопление и налив на танкеры нефтепродуктов на экспорт через объекты инфраструктуры Терминала).
Терминал включает технологические объекты ООО "НМТ" и ОАО "НМТП".
На основании данного договора Заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя по перевалке по ставке 14,50$США/МТ.
Также обществом в материалы дела представлен коносамент N 1 от 10.06.12 с указанием иностранного порта выгрузки и оттиском печати капитана о принятии груза (мазут топочный) на борт танкера в количестве 33148611 тн. и вывозе в режиме таможенного транзита в Турцию за 2кв.2012 г.; поручения N 232 от 08.06.12, N 235 от 10.06.12 на погрузку мазута топочного на танкер, прибывающий к причалу N25,25а (пристань N 4), оформленное ООО "ЧЕРНОМОРСЕРВИС" с указанием порта разгрузки транзитного груза за пределами РФ (Турция) с отметкой Южного энергетического т/п "Погрузка разрешена 08.06.12".
Грузополучателем в коносаменте и поручениях указан Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ)/ ООО "АзияЮгТранзит", Гунвор.
Обществом в подтверждение права на применение нулевой ставки в дело представлены транспортные ж/д накладные - транзит (без бланка ТД) с направляющим штампом Дагестанской таможни, отметкой Центральной энергетической таможни "товар поступил", "товар вывезен", получатель ООО "НМТ"; коносамент N 1 от 26.06.12 с указанием иностранного порта выгрузки и оттиском печати капитана о принятии груза (мазут топочный) на борт танкера в количестве 1490199 тн. и вывозе в режиме экспорта в Турцию за 2 кв. 2012 г.; поручение N 242 от 25.06.12 на погрузку мазута топочного на танкер, прибывающий к причалу N 25, 25а (пристань N 4), оформленное ООО "ЧЕРНОМОРСЕРВИС" с указанием порта разгрузки экспортного груза за пределами РФ (Турция) с отметкой Южного энергетического т/п "Погрузка разрешена 25.06.12".
Грузополучатель (производитель) в коносаменте и поручении указано ОАО "Газпром нефтехим Салават", получатель LEXMER LTD.
Также судом исследованы представленные заявителем:
- счета-фактуры на перевалку нефтепродуктов согласно договору N 21 от 05.05.12 в количестве 34638,810 тн. на сумму 502262,75$США (16379433,98 руб.), в т.ч. N 17 от 10.06.12 33148,611тн.- 480654,86$ (15662715,40 руб.), N 18 от 26.06.12 1490,199тн.-21607,89$ (716718,58 руб.);
- погрузочные манифесты;
- акты оказанных услуг по конкретным судам, с указанием стоимости услуг и количества переваленного груза (34638,810 тн.), заверенные двумя сторонами.
- оборотно-сальдовые ведомости по сч. 62, 67,66, 76,10,08, 07, 90,19;
- Книга продаж за 2 квартал 2012 г.
ООО "НМТ", в связи с осуществлением с 2010 года строительства инвестиционного проекта "Строительство терминала для перевалки нефтепродуктов", выдано разрешение N Ru 23308000-1233-10 на строительство мазутного терминала в г. Новороссийске по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, Восточный район, ул. Магистральная, 6, сроком до 23 октября 2012 г.
Также у ООО "НМТ" имеются документы на три земельных участка (свидетельство о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю): с 18.03.2011, кадастровый номер 23:47:202031:69 по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, ул. Михайлова, 1; с 27.12.2010, кадастровый номер 23:47:202007:14 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Магистральная; 22.04.2010, кадастровый номер 23:47:202007:12 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Магистральная, 8.
Обществом представлен в материалы дела договор передачи прав субаренды частей земельных участков на инвестиционных условиях N ЦРИ/41 О/О А/4216/10/000240/040/10-Т от 21 мая 2010 г., заключенный между ООО "НМТ" и ОАО "Российские железные дороги", согласно которому ОАО "Российские железные дороги" - арендатор передает, а субарендатор - ООО "НМТ" принимает в субаренду части земельных участков: часть земельного участка полосы отвода Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Новороссийск общей площадью 97938 кв.м. учетный кадастровый номер 23:47: 0000000:12/26; часть земельного участка общей площадью 5094 кв.м, учетный кадастровый номер 23:47:0000000:9/3, являющуюся частью земельного участка общей площадью 161421 кв.м, кадастровый номер 23:47:0000000:9, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск.
Части земельных участков предоставляются субарендатору для реализации инвестиционного проекта по строительству на них объектов мазутного железнодорожного терминала и их последующей эксплуатации.
При этом, части земельных участков, передаваемые в субаренду, принадлежат ОАО "Российские железные дороги" на основании:
- участок N 1 на основании договора аренды земельного участка от 3 декабря 2009 г N 7700001530, заключенного между территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю и ОАО "Российские железные дороги";
- участок N 2 на основании договора аренды земельного участка от 24 марта 2005 г N 7700000146, заключенного между территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю и ОАО "Российские железные дороги";
- участок N 3 на основании договора аренды земельного участка от 24 марта 2005 г N 7700000146, заключенного между территориальным управлением Росимущества по Краснодарскому краю и ОАО "Российские железные дороги".
Также у общества имеется бессрочная лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности на ж/д. транспорте серии ПРД 2306179 от 25.07.2012.
Судом установлено, что обществом заключен договор с портом N 602-8449 Г от 08.05.12 перевалки мазута в целях проведения пуско-наладочных работ на терминале ОАО "НМТП", по условиям которого порт принял на себя обязательства в период проведения пуско-наладочных работ на Терминале оказывать Заказчику (ООО "НМТ") услуги по погрузке грузов на танкер через причалы N 25, 25а Пристани N 4, вывозимых с территории РФ.
В приложении N 1 от 05.05.12 стоимость работ и услуг Порта по погрузке грузов наливом на причалах N 25, 25а пристани N 4 без ж/д. путей составляет 2,7$США за 1тп.б/НДС.
Дополнительным соглашением N 1 от 29.06.12 ориентировочное количество грузов составит 500 тыс. тн.
Заявителем в материалы дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права на объекты:
- резервуар для мазута N 1-2 объемом по 3700 куб. м и N 3-5 объемом 15000 куб.м. каждый; площадка под резервуары мазутного хозяйства;
- двустороннюю сливную ж.д. эстакаду на 60/48 вагоно-цистерн N 1, 2;
- эстакаду в порт;
- межплощадочную эстакаду;
- здание насосной мазутного хозяйства, площадью 9,6 кв.м.;
- железнодорожный путь необщего пользования N 02, 03, 04, 05;
- прожекторную мачту N 1-5;
- здание насосной станции пожаротушения;
- электрощитовой с КПП N 2;
- дымовую трубу N 1-4;
- железобетонный путь необщего пользования;
- площадку под резервуары под дизельное топливо и т.д.;
Для подтверждения заявленных налоговых вычетов по услугам предоставлены копии договоров с поставщиками; товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг); копии счетов-фактур по затратам, выставленные продавцами работ (услуг), указанные в книге - покупок, оформленные в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.
Основанием для отказа в возмещении НДС и начисления сумм по НДС послужил вывод налогового органа о том, что подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг за пределами границ порта.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляемые обществом работы по перевалке ГСМ, в данном случае, осуществляются в порту, в связи с чем нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяется на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ как в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, признав в части осуществления обществом работ по перевалке ГСМ в порту правомерность заявления нулевой ставки налога на добавленную стоимость на основании подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ как в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации /налоговая база 3 049 964 руб./, однако судебная коллегия считает, что применение обществом налоговой ставки 0 % в отношении осуществления работ в терминале, прилагающем к территории порта обосновано на основании иной нормы, подпункта 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ /налоговая база 13 329 470 руб./, исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции считает довод налоговой инспекции о невозможности применения ставки НДС в размере 0% ошибочным ввиду следующего.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
При этом помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст: к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора N 21 от 05.05.2012 ООО "Новороссийский мазутный терминал" (исполнитель) обязался в порядке и на условиях, определенных договором, оказать Компании с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт Лимитед" (Заказчик) услуги по перевалке Нефтепродукта на терминале Исполнителя.
При этом термин "Перевалка", используемый в условиях вышеназванного договора (пункт 1.1.Договора), имеет следующее значение и толкование для сторон договора: "Перевалка" - комплекс услуг Исполнителя по приему, сливу, перемещению в границах морского порта Новороссийск, сепарации, технологическому накоплению и наливу на танкеры нефтепродуктов на экспорт, через объекты инфраструктуры Терминала.
Заявитель фактически задействовал принадлежащую ему транспортную инфраструктуру, находящуюся за пределами территории порта Новороссийск, для осуществления следующих услуг, связанных с отправкой экспортных партий нефтепродуктов и входящих составной частью в комплексную услугу по перевалке, оказание которой предусмотрено условиями Договора:
1.1. Проверка качества поступающих нефтепродуктов Заказчика (пункт 3.3 Договора);
1.2. Направление подтверждения о приеме нефтепродуктов в ЦФТО ОАО "РЖД" (пункт 3.7 Договора);
1.3. Прием от железной дороги ж/д. цистерн по процедуре, предусмотренной Уставом ж/д. транспорта РФ (пункт 4.4 Договора);
1.4. Прием (слив) нефтепродуктов из вагонов цистерн в резервуары Терминала, с проверкой количества и качества нефтепродуктов (пункты 3.12, 3.13 Договора) Сепарация (смешение) нефтепродуктов Заказчика в соответствии с инструкциями Заказчика (пункт 3.14 Договора);
1.5. Ежедневное информирование Заказчика:
- о количестве нефтепродуктов Заказчика в резервуарах Исполнителя;
- о наличии вагонов под выгрузкой, на станции с указанием производителя нефтепродуктов;
-о дислокации вагонов;
-о планируемом подводе вагонов (пункт 3.15. Договора).
1.7. Выдача нефтепродуктов на танкеры Заказчика с согласованной сторонами Договора производительностью (пункт 5.9 Договора).
Связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы дела документами.
Из материалов дела следует, что груз нефтепродуктов Заказчика поступал в ж/д. цистернах, перевозка которых оформлялась ж/д накладными, в которых в графе станция назначения указывалась ж/д. станция Новороссийск (экспорт) Сев.-Кав, в графе "Грузополучатель" указывалось наименование Заявителя - ООО "Новороссийский мазутный терминал", в графе "Почтовый адрес грузополучателя" указывался адрес Заявителя: 353900 Россия, г. Новороссийск, ул. Магистральная, дом 4.
Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования принадлежащий Заявителю оформлялся памяткой приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ, оформляемой в соответствии с Указанием МПС РФ от 17.11.1998 N И-1313у (ред. от 31.07.2009) "Об изменении Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности" в рамках договора N 288/7/094/11-Т от 09 сентября 2011 года, заключенного Заявителем с ОАО "Российские железные дороги".
Памятка приемосдатчика имеет силу акта приема-передачи и подтверждает передачу вагонов с грузом от ОАО "РЖД" к ООО "Новороссийский мазутный терминал".
В соответствии с требованиями пункта 6.15. Договора стороны оформляют акты приема нефтепродуктов на хранение по форме MX-1 и акты выдачи нефтепродуктов с хранения по форме МХ-3.
В представленном в материалы дела поручении на погрузку нефтепродуктов, которое оформляется в соответствии с требованиями Приказа ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" указано, что оно выдается в числе прочих организаций и ООО "Новороссийский мазутный терминал" и указываются реквизиты Договора с Заказчиком, в рамках которого осуществляется отгрузка нефтепродуктов на экспорт.
Подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой НК РФ не определено.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что оказанные обществом услуги в полной мере подпадают под перечень транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно названному ГОСТ, в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся:
-участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
-оформление документов, прием и выдача грузов;
-завоз-вывоз грузов;
-погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
-информационные услуги;
-подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
-страхование грузов;
-платежно-финансовые услуги;
-таможенное оформление грузов и транспортных средств;
-прочие транспортно-экспедиторские услуги.
При этом в соответствии с требованиями пункта 3.1.4. ГОСТ, к погрузочно-разгрузочным и складским услугам относят:
- погрузку и выгрузку транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, соответственно на станциях (в портах) отправления и назначения, на складах грузоотправителей и грузополучателей;
-сортировку грузов;
-хранение, подработку и перевалку грузов;
- комплектование мелких партий товаров в поездные отправки и укрупнение грузовых единиц;
-разукрупнение поездных отправок для доставки грузополучателям;
-формирование и расформирование пакетов;
- прием и выдачу товаров, проверку количества мест, веса, внешнего вида груза, состояния тары и упаковки;
-погрузку грузов в контейнеры и выгрузку из них;
-маркировку грузов;
-упаковку, увязку, обшивку грузов;
-ремонт транспортной тары и упаковки.
Согласно пункту 3.1.5. ГОСТ, к информационным услугам относят:
- уведомление грузополучателя об отправке грузов по его адресу
-уведомление грузополучателя о продвижении груза и подходе к станции (порту) назначения;
-слежение за продвижением груза от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения;
-уведомление грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
- уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
- уведомление о пересечении грузом Государственной границы;
-уведомление грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза на станцию (в порт) назначения;
-уведомление о погрузке груза на подвижной состав (борт судна) и прибытии к месту назначения.
Исходя из вышеизложенного, фактически оказанные обществом в рамках договора с инопартнером услуги:
- выгрузка ж/д. цистерн на ж/д станции Новороссийск;
- слив нефтепродуктов в резервуары Заявителя;
- проверка количества и качества нефтепродуктов;
- формирование танкерных партий;
- хранение и сепарация нефтепродуктов Заказчика;
- уведомление Заказчика о подходе и прибытии ж/д. цистерн на станцию Новороссийск;
- непосредственно перевалка нефтепродуктов Заказчика с ж/д транспорта на морской, соответствуют перечню услуг, в соответствии с классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 и относятся к транспортно-экспедиционным услугам.
Учитывая изложенное, данный технологический процесс является составной частью работ по перевалке товаров при их транспортировке в соответствии с определением перевалки, приведенным в абзаце 4 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сам по себе факт выполнения работ также подтверждается представленными в материалы дела первичными документами и не оспаривается налоговым органом.
В суде апелляционной инстанции сторонами представлен акт сверки расчетов и пояснения налогового органа, из которых следует, что инспекция разделила услуги, выполненные обществом в проверяемом периоде, на услуги, оказанные на территории порта, и вне территории порта.
Однако из оспариваемых решений налогового органа, с учетом первоначального вывода о том, что перевалка нефтепродуктов, осуществлялась обществом не на территории порта, обществу полностью отказано в праве применения ставки НДС равной 0 %.
Исследованные судом документы в совокупности и взаимной связи позволило сделать вывод о том, что общество оказало в II квартале 2012 года предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки экспортируемого товара, перевозимого в непрямом международном сообщении, то есть конечным пунктом перевозки являлись порты иностранных государств, находившиеся за пределами территории Российской Федерации, что прямо следует из договоров по оказанию транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, находящихся в режиме экспорта, услуги по оформлению заявителем документов осуществлялись с единственной целью - организовать именно международную перевозку. Наличие при этом у общества статуса грузоотправителя, грузополучателя либо перевозчика груза за пределы Российской Федерации законом не предусмотрено.
Следовательно, у общества имеется право на применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг по перевалке мазута вне территории порта и доводы инспекции о том, что услуги, оказанные ООО "НМТ" за территорией порта, подлежат налогообложению НДС по ставке 18%: 13 329 470,28 руб. х 18%= 2 399 304,65 руб. судом не принимаются.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у общества права на применение подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при оказании услуг по перевалке нефтепродуктов вне территории порта по договору N 21 от 5 мая 2012 года с Компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион От Экспорт Лимитед", требования заявителя о признании недействительным решений ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края N 414 от 15.01.2013 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; N 79767 от 15.01.2013 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2013 по делу N А32-8867/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8867/2013
Истец: ООО "НМТ", ООО "Новороссийский мазутный терминал"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС России по г. Новороссийску