г. Москва |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А40-147457/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства Финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2013 г.
по делу N А40-147457/12,
принятое судьей Матюшенковой Ю.Л. (шифр судьи 117- 1431),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1" (ОГРН 1035300300310, 173000, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, 1)
к 1) Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1);
2) Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет транспорта Новгородской области
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 14.03.2013 г.;
от ответчика (1): Чупина В.А. по доверенности N 01-10-08/121 от 21.08.2013 г.; от ответчика (2): не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "НПАТП-1", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан федерального и регионального регистров, в том числе:
с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков за 2011 год в сумме 33 146 584 руб. 65 коп.;
с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области убытков за 2010 год в сумме 12 253 652 руб. 97 коп., за 2011 год в сумме 19 782 904 руб. 81 коп.
Решением суда от 28.11.2013 года требования ООО "НПАТП-1" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции в части взыскания убытков с Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела при расчете убытков.
ООО "НПАТП-1" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента финансов Новгородской области и Комитет транспорта Новгородской области, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, выслушав объяснение представителя истца и Министерства финансов Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, являясь коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским и пригородным автобусным транспортом на территории города Великий Новгород и Новгородском муниципальном районе, оказал в период 2010 - 2011 года льготные услуги пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный и региональный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов от федеральных льготников в сумме 33 146 584 руб. 65 коп.; от региональных льготников за 2010 год в сумме 12 253 652 руб. 97 коп., за 2011 год в сумме 19 782 904 руб. 81 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Введенный постановлением Администрации Новгородской области N 519 oт 29.12.2005 года "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами", единый социальный проездной билет реализовывался по льготной стоимости 180 руб. (240 руб. с 19.02.2011 года) - на месяц, 540 руб.(720 руб. с 19.02.2011 года) - на квартал, льготным категориям граждан, и предоставлял право проезда на всех видах городского и пригородного общественного транспорта.
Реализация ЕСПБ, согласно установленному в г.В.Новгород и Новгородском муниципальном районе порядку, производилась специализированной организацией - МУП В.Новгорода "Центральная диспетчерская служба общественного транспорта", которая осуществляла продажу ЕСПБ всем обратившимся гражданам льготных категорий.
Расчет суммы выпадающих доходов произведен истцом в соответствии ст.ст.789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из количества федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству проданных социальных проездных билетов); стоимости обычного (не льготного) месячного проездного билета; тарифа на перевозку пассажиров в автобусах пригородных маршрутов; средней дальности поездки пассажиров на транспорте пригородного сообщения; среднемесячного количества поездок льготника на транспорте пригородного сообщения; доли истца в городской транспортной работе; доли истца в пригородной транспортной работе; суммы, полученной от реализации ЕСПБ; суммы поступлений из бюджета (5 427 445), и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Как установлено судом, неполученная истцом с потребителей - льготников провозная плата представляет собой помесячное произведение количества потребителей на провозную плату, с учетом доли истца в соответствующем виде перевозок (городским, пригородном), уменьшенное на сумму, полученную истцом от реализации ЕСПБ.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу п. 2 ст. 15, ст. 16, ст.1069, ст.1071, ст.1082 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеуказанная сумма убытков является реальным ущербом и подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации, а истец в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих убытков как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов, поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению транспортному предприятию платы за проезд граждан льготных категорий.
Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных и региональных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2013 г. по делу N А40-147457/12 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147457/2012
Истец: ООО "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1", ООО "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1" Д. У.
Ответчик: Департамент финансов Новгородской области, Министерство финансов РФ, Новгородская обл. в лице Комитета финансов Новгородской обл.
Третье лицо: Комитет транспорта Новгородской области, Комитет Финансов Новгородской области