г. Москва |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А41-34184/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Столица" - не явились, извещены от администрации Красногорского муниципального района Московской области - Швырева Н.А. по доверенности от 29.11.2013 N 1.2.5/6138;
от ООО "ПОРТАЛ" - Тонкоева М.В. по доверенности 28.10.2013;
от ООО "ТГК "Солнечный берег" - не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Столица" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-34184/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску общества с ограниченной ответственностью "Столица" к администрации Красногорского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ", обществу с ограниченной ответственностью "ТГК "Солнечный берег", при участии в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об оспаривании сделки и применении последствий недействительности на усмотрение суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Столица" (далее - истец, ООО "Столица") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "ПОРТАЛ" (далее - ООО "ПОРТАЛ"), обществу с ограниченной ответственностью "ТГК "Солнечный берег" (далее - ООО "ТГК "Солнечный берег"), в котором просит:
- признать сделку по передаче в аренду муниципального земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:0067, оформленную договором аренды земельного участка от 26.02.2008 N 33 (со всеми изменениями и дополнениями к договору), в отсутствие проекта планировки и межевания территории, в отсутствие правил землепользования и застройки городского поселения Красногорск, совершенную без проведения торгов на право аренды под строительство, недействительной по ничтожности;
- применить последствия недействительности на усмотрение суда.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Красногорского района от 15.01.2008 N 13/1 ООО "ПОРТАЛ" предоставлен в аренду земельный участок площадью 6000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкрн. "Чернево-2", с разрешенным видом использования "для строительства медицинского центра" (т. 1, л.д.45).
Согласно указанному постановлению, оно принято на основании обращения ООО "ПОРТАЛ" о предоставлении участка в аренду, постановления Главы Красногорского района от 06.07.2006 N 1833/7 о согласовании размещения медицинского центра ООО "ПОРТАЛ" в мкрн. Чернево-2 г.Красногорска (т. 1, л.д.126), постановления Главы администрации Красногорского района от 29.12.2006 N 3917/12 об утверждении границ земельного участка площадью 6000 кв.м (т.1, л.д.125), а также с учетом отсутствия заявок от других организаций по предоставлению земельного участка под заявленные цели и отсутствия обращений граждан по планируемому строительству.
В 2007 году земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0000000:0067 (т. 1, л.д.55).
На основании постановления Главы администрации Красногорского района от 15.01.2008 N 13/1 между администрацией Красногорского района и ООО "ПОРТАЛ" заключен договор от 26.02.2008 N 33, предметом которого является аренда указанного земельного участка (т. 1, л.д.48). Срок аренды 49 лет.
Между ООО "ПОРТАЛ" и ООО "ТГК Солнечный берег" заключен договор от 14.11.2012 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26.02.2008 N 33 (т. 1, л.д.58-62).
Полагая, что договор аренды от 26.02.2008 N 33 (со всеми изменениями и дополнениями к договору) заключен с нарушением закона, в частности, норм земельного и градостроительного законодательства, а также с нарушением прав и законных интересов ООО "Столица", истец обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что процедура предоставления земельного участка в аренду соблюдена в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, права и законные интересы истца при заключении договора аренды участка (со всеми изменениями и дополнениями к договору) нарушены не были. Кроме того, ООО "Столица" пропущен сроков исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, истец указывает, что спорный земельный участок предоставлен под строительство не по результатам торгов; вид разрешенного использования земельного участка был установлен в отсутствие утвержденной градостроительной документации (проектов планировки и межевания территории, прошедших публичные слушания). Срок исковой давности, по мнению истца, им не пропущен.
В судебном заседании апелляционного суда представители администрации и ООО "ПОРТАЛ" против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Столица", ООО "ТГК "Солнечный берег" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Довод истца о том, что земельный участок в нарушение положений статей 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса, пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статей 30, 31, 32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" бел предоставлен ООО "ПОРТАЛ" под строительство без проведения торгов и в отсутствие утвержденной градостроительной документации (проектов планировки и межевания территории, прошедших публичные слушания), правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок был предоставлен в аренду ООО "ПОРТАЛ" именно в порядке, предусмотренном для предоставления участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, для которого не требуется обязательное проведение торгов.
06 июля 2006 года Администрацией Красногорского района вынесено постановление N 1833/7 о согласовании размещения медицинского центра в г.Красногорске, мкрн. "Чернево-2" для ООО "ПОРТАЛ", утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,6 га из земель поселений, установлено разрешенное использование участка "для размещения медицинского центра". Постановлением от 29.12.2006 N 3917/12 (т. 1, л.д.125) утверждены границы земельного участка площадью 6000 кв.м для строительства медицинского центра.
Сообщение о выделении участка для строительства медицинского центра для ООО "ПОРТАЛ" опубликовано в газете "Красногорские вести" от 25.01.2005 N 8 (т. 1, л.д.128).
Земельный участок предоставлен ООО "ПОРТАЛ" в порядке, установленном статьями 29, 30, 31 ЗК РФ, при отсутствии в период его предоставления других заявок от юридических и физических лиц на участок.
В 2007 году земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0000000:0067, и в 2008 году вынесено постановление о предоставлении участка в аренду ООО "ПОРТАЛ" для строительства медицинского центра.
Действия администрации по вынесению указанных постановлений, а также сами постановления не оспорены и не признаны незаконными (недействительными).
При этом корректировка проекта планировки микрорайона "Чернево-2" г.Красногорска была утверждена постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 20.05.2004 N 1064/5, то есть до принятия действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации (29.12.2004), в связи с чем межевание территории микрорайона "Чернево-2" с целью формирования земельных участков не производилось.
Учитывая изложенное, ссылка истца на судебные акты по делу N А41-31289/12, в котором оценивались обстоятельства предоставления земельного участка после вступления в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом.
Апелляционным судом также не может быть принят довод истца о нарушении при заключении оспариваемого договора требований Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которому порядок заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии со специальным законодательством, а именно, Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно не приняты ссылки истца на Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" и постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", поскольку указанные акты не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура предоставления земельного участка в аренду была соблюдена в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
Апелляционный суд также учитывает, что с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство медицинского центра ООО "ПОРТАЛ" обратилось в администрацию еще в начале 2005 года, до образования в качестве юридического лица ООО "Столица" (22.08.2005, т.1, л.д. 8). Следовательно, права и законные интересы истца не могли быть нарушены предоставлением ООО "ПОРТАЛ" спорного земельного участка на основании договора аренды от 26.02.2008 N 33 (с изменениями и дополнениями).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2013 по делу N А41-34184/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34184/2013
Истец: ООО "Столица"
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района, ООО "Портал", ООО "ТГК Солнечный берег", ООО "ТКГ Солнечный берег", ООО "ПОРТАЛ"
Третье лицо: ООО "ПОРТАЛ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Красногорского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5025/14
19.02.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-649/14
24.12.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34184/13
26.11.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12333/13
24.10.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11231/13