г. Киров |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А28-8130/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Путилова А.А., по доверенности от 09.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.11.2013 по делу N А28-8130/2013, принятое судом в составе судьи Славинского А.П.,
по иску открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ИНН 4345230965 ОГРН 1084345012454)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (ИНН 4345269930 ОГРН 1094345021946)
о взыскании задолженности, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - Управление, ответчик, заявитель) 465 441 руб. 40 коп. задолженности за услуги по водоснабжению и водоотведению, оказанные в мае 2013 года (далее - Спорный период), 33 455 руб. 44 коп. пени в соответствии с нормами жилищного законодательства за период с 17.06.2013 по 18.11.2013, проценты за пользование чужими денежными средствами с 19.11.2013 по день фактической оплаты долга.
Исковые требования Общества основаны на статьях 307, 309, 310, 395, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.11.2013 иск удовлетворен.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Кировской области полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что ссылка суда на Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) несостоятельна, поскольку Управление является исполнителем коммунальных услуг, а не абонентом в рамках Правил N 167. У ответчика отсутствуют в собственности какие-либо сети, Управление не передает с согласия энергоснабжающей организации энергию. Убытки истца образовались в связи с бездействием органов власти в принятии норматива водоотведения на общедомовые нужды, либо правового акта, предусматривающего компенсации затрат РСО. При начислении общедомовых нужд на водоотведение истец имел возможность заявить экспертизу и установить норматив потребления коммунального ресурса (водоотведение) на общедомовые нужды, но не воспользовался своим правом. Следовательно, ссылки на порядок формирования норматива со ссылкой на Правила N 306 неправомерны. Также заявитель считает решение о взыскании процентов необоснованным, поскольку у Управления не было законных оснований для предъявления конечным потребителям платы за водоотведение на общедомовые нужды, следовательно, денежные средства ответчик не получал и не мог ими пользоваться. Размер платы за коммунальный ресурс должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления. Таким образом, расчет между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией производится исключительно в пределах начисленных платежей гражданам за соответствующую коммунальную услугу. Также истец, как ресурсоснабжающая организация, не может применять по отношению к ответчику пеню, установленную статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец в отзыве указал, что ответчик подпадает под понятие абонента, изложенное в пункте 1 Правил N 167 и нормы данных правил применимы к отношениям сторон. Суд сделал правильный вывод об обоснованности предъявленных истцом ко взысканию объемов водоотведения, определенный равным объему водопотребления, зафиксированному ОДПУ. При заключении договора управления МКД управляющая организация действует в интересах потребителей, следовательно, истцом обоснованно заявлены требования о взыскании пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и процентов на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие заключенного договора, Общество в мае 2013 года отпускало по водопроводным сетям на объекты ответчика питьевую воду для доведения ее до потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, и принимало с этих объектов по канализационным сетям сточные воды в систему канализации.
Управление является управляющей организацией по отношению к многоквартирным домам.
В указанный период договор на отпуск воды и прием сточных вод сторонами не заключался.
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.05.2013 N 16055, N 16056 на общую сумму 6 758 673 рубля 86 копеек.
Указанные счета-фактуры получены ответчиком 10.06.2013.
Ответчик оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению в полном объеме не оплатил, задолженность составила 465 441 рубль 40 копеек, что послужило основанием для обращения истца в суд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны заключили соглашение по фактическим обстоятельствам дела от 20.07.2013, которым согласовали объем оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению по арендаторам нежилых помещений; объем по водоснабжению и водоотведению в жилых домах, за исключением жилого дома по ул. Володарского, д. 68.
Уточнением от 28.10.2013 истец пересчитал объемы поставленной воды и стоков по жилому дому N 68 по ул. Володарского. Объем, определенный истцом, подтвержден ответчиком.
Разногласия сторон касаются определения объема услуг по водоотведению в отношении многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета по водоснабжению.
Из статей 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из материалов дела следует, что между сторонами сложились фактические договорные отношения.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
В силу пунктов 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что применимой к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 167 к числу абонентов относятся юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил N 167 следует, что к числу абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства также могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Управление является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные услуги не в целях перепродажи их потребителям, а в целях потребления их жителями управляемых ответчиком жилых домов, а Общество - ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов. Таким образом, ответчик подпадает под понятие абонента, изложенное в пункте 1 Правил N 167.
В соответствии с пунктами 32, 33, 44 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Учет полученной воды или сбрасываемых сточных вод, ведение и хранение необходимой документации по учету, выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количества, полученной воды (сброшенных вод) за расчетный период осуществляется абонентом.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем водоснабжения, водоотведения в силу пункта 19 Правил N 307 должен определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, действующее нормативное регулирование в спорных правоотношениях по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (пункты 5, 10, 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Перемещение границы балансовой принадлежности сторон от внешней стены многоквартирного дома законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами исполнение требований в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.
Таким образом, в силу пункта 8 Правил N 491, а также с учетом системного толкования пункта 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, ОДПУ с целью учета сброшенных сточных вод должен быть установлен на границе общего имущества многоквартирного дома и централизованной системы водоотведения, и именно по его показаниям должен определяться объем сброшенных сточных вод.
Согласно пункту 56 Правил N 167 в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения учтенным средствами измерений.
Указанное положение также соответствует требованиям статьи 2 вышеназванного Федерального закона с целью стимулирования потребителей к установке средств измерений для определения объемов соответствующих коммунальных ресурсов.
В силу пунктов 2, 34, 42, 44, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном в доме, оборудованном ОДПУ, определяется по формуле с использованием показаний общедомового прибора учета за расчетный период.
Спорными объектами водоснабжения, в отношении которых оказываются услуги по водоотведению, являются жилые дома, оборудованные общедомовыми приборами учета поступившей в дом воды, соответственно в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод (водоотведения), обязанности по установке которого в соответствии с Правилами N 167 возложены на ответчика, в силу пункта 56 Правил N 167 истец обоснованно предъявляет ко взысканию объем водоотведения, определенный равным объему водопотребления, зафиксированному ОДПУ.
В силу пунктов 7, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306) в редакции от 28.03.2012 норматив измерения коммунальной услуги водоотведение, состоит из норматива потребления в жилом помещении, измеряемом в куб. м. на 1 человека и норматива водоотведения на общедомовые нужды, измеряемого в куб. м. на 1 кв. м. общей площади помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. При этом норматив водоотведения на общедомовые нужды включает в себя нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и определяется исходя из сумм нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Нормативы на общедомовые нужды в муниципальном образовании "Город Киров" в Спорный период не установлены.
Однако указанное обстоятельство не может быть основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате оказанной ему услуги, объем которой определен в соответствии с Правилами N 167, которые при определении объема оказанной услуги согласуются с Правилам N 306, поскольку учитывают объем общедомовых нужд, определенный на основании показаний общедомового прибора учета поступившей в дом воды.
Истец рассчитал объем оказанных ответчику услуг в многоквартирные дома, оборудованные ОДПУ в соответствии с приведенными положениями законодательства.
Расчет пени и процентов произведен в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя о неприменении к спорным правоотношениям положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению как несостоятельный и основанный на неправильном толковании данных норм права, учитывая установленные судом взаимные обязательства сторон, выступающих в качестве ресурсоснабжающей организацией и исполнителя коммунальных услуг.
В силу пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Согласно пункту 1 Правил N 354 под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу пункта 159 Правил N 354 потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Период начисления пени определен истцом с учетом положений пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (с 17.06.2013 по 18.11.2013).
Размер пени определен истцом с учетом положений части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей взыскание пени с лиц несвоевременно или не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей статье размера пеней не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшения размера начисленных пени или освобождения от ответственности, в дело не представлено.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 19.11.2013 с начислением на сумму долга по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения суда (8,25%) по день фактического исполнения обязательства не противоречат статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм права и не влияют на правильность принятого решения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.11.2013 по делу N А28-8130/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8130/2013
Истец: ОАО "Кировские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "УЖХ", ООО "Управление жилищного хозяйства"