г. Красноярск |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А69-2820/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва): Кыргыс О. А. представителя по доверенности от 12.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Кызыла "Благоустройство"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "27" ноября 2013 года по делу N А69-2820/2013, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Кызыла "Благоустройство" (ИНН 1701001526, ОГРН 1021700510413) (далее - МУП "Благоустройство", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (ИНН 1701037770, ОГРН 1041700531982) (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Тыва, налоговый орган) от 12.08.2013 N 1733 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств; от 09.09.2013 N 2514 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также электронных денежных средств.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 ноября 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, МУП "Благоустройство" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает, что налоговым органом нарушена процедура принятия решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. В частности отмечает, что указанное решение предприятием получено не было.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Тыва в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
МУП "Благоустройство", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя предприятия.
В адрес суда поступило ходатайство предприятия об отложении судебного заседания в связи с участием представителя в судебном заседании Арбитражного суда Республики Тыва, назначенного на 13.02.2014 в 10 часов 00 минут.
Представитель налогового органа возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев в соответствии со статьями 158, 159, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства об отложения судебного разбирательства и вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд не признает причину неявки представителя МУП "Благоустройство" уважительной, поскольку предприятие вправе было направить в судебное заседание другого представителя, в том числе руководителя предприятия. Кроме того, суд апелляционной инстанции не считает явку представителя предприятия обязательной.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 28.05.2013 N 29 о привлечении МУП "Благоустройство" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 831 592 рубля, за неполную уплату сумм, доначислены пени по налогам в общей сумме 5 711 714 рублей 22 копейки, предложено уплатить недоимку по налогам в размере 21 053 383 рублей.
Требованием от 23.07.2013 N 1428, полученным директором предприятия 23.07.2013, предприятию предложено уплатить доначисленные налоги, пени и налоговые санкции в срок до 02.08.2013.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования от 23.07.2013 N 1428 налоговым органом были вынесены решение от 12.08.2013 N 1733 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств; решение от 09.09.2013 N 2514 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также электронных денежных средств
Решение от 12.08.2013 N 1733 направлено налоговым органом 20.08.2013 заказным письмом.
Не согласившись с решением от 12.08.2013 N 1733 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств и решением от 09.09.2013 N 2514 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также электронных денежных средств, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя налогового органа и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган правомерно реализовал право на взыскание налогов, предусмотренное статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу положений пунктов 1,3,4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
В силу пункта 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
Пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения решений Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Тыва от 12.08.2013 N 1733 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств; от 09.09.2013 N 2514 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также электронных денежных средств явилось неисполнение требования налогового органа от 23.07.2013 N 1428 о взыскании недоимки, пени и налоговых санкций в срок до 02.08.2013.
Требования налогового органа от 23.07.2013 N 1428 о взыскании недоимки, пени и налоговых санкций выставлено на основании решения от 28.05.2013 N 29 о привлечении МУП "Благоустройство" к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки.
Требование от 23.07.2013 N 1428 соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку содержит данные о размере недоимки, периоде возникновения недоимки, основаниях взыскания налога. Требование об уплате налога было вынесено налоговым органом 23.07.2013 и получено руководителем предприятия 23.07.2013, указанное обстоятельство подтверждается подписью руководителя в требовании.
Решение Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Тыва от 12.08.2013 N 1733 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств вынесено налоговым органом в установленный законом срок (после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока) и направлено заказным письмом 20.08.2013, что подтверждается реестром, отметкой органа почтовой связи (т.2 л.д. 4-8).
Решение от 09.09.2013 N 2514 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также электронных денежных средств, выставлено в целях обеспечения исполнения требования от 23.07.2013 N 1428, вынесено поле принятия решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банке и соответствует положениям статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не установил нарушений при вынесении решения от 09.09.2013 N 2514.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных МУП "Благоустройство" требований.
Ссылаясь на нарушение налоговым органом процедуры принудительного взыскания недоимки предприятие указывает, что решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств предприятием получено не было.
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Поскольку факт направления решения от 12.08.2013 N 1733 заказным письмом подтверждается материалами дела, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом не допущено нарушений в указанной части, а доводы предприятия не свидетельствуют о незаконности решения от 12.08.2013 N 1733.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предприятия по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на предприятие.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "27" ноября 2013 года по делу N А69-2820/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2820/2013
Истец: МУП г. Кызыла "Благоустройство"
Ответчик: МРИ ФНС N 1 по РТ