г. Москва |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А40-114413/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи В.Р. Валиева (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Хундиашвили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" октября 2013 г.
по делу N А40-114413/13, принятое судьёй В.А. Лаптевым,
в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Архангельский ЦБК"
к ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295 )
о взыскании 221 878,98 руб.
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Елисеева К.А. (по доверенности от 17.09.2012)
в судебное заседание не явились представители:
от истца: извещен.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Архангельский ЦБК" (ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446, дата гос.рег. 25.12.1992 г., 164900, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.Мельникова, д.1,123242, г.Москва, переулок Капранов, д. 3, корп.1, офис 702) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос. рег.23.09.2003 г., 107174, г.Москва, Нов.Басманная, д.2) о взыскании 221 878 руб. 98 коп. - пени на основании ст.97 УЖТ РФ.
Решением суда от 21 октября 2013 года, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о том, что ответчиком допущены нарушения сроков доставки грузов в отсутствии оснований, увеличивающих время перевозки.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что по ряду железнодорожных накладных, указанных в жалобе, имелись основания для продления срока доставки, предусмотренные в п.п. 5, 6, 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 27. Суд необоснованно не применил ст.333 ГК РФ.
Заслушав возражения представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, в феврале 2013 года истцом был принят к перевозке груз по 40 железнодорожным накладным, грузополучателем по которым является истец.
Статья 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 Устава.
На основании положений статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную, исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Согласно Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27 (п. 2) исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика - на станции отправления".
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Заключение договоров перевозки порожних вагонов подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Установив, что грузы доставлены с нарушением сроков, указанных перевозчиком в железнодорожных накладных, суд первой инстанции посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме 221 878,98 руб..
Между тем, суд первой инстанции не учел следующего.
По ж.д.накладным N ЭХ 043844, ЭХ 044062 спорными по расчету истца являются 1 сутки.
Срок доставки увеличен перевозчиком на 1 сутки на основании п. 6.5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом РФ по причине задержки приема вагонов к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей - нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2003 года N ЦМ-943: в "шапке" свободно лежащие бревна, крайние бревна не прилегают к ограждающим стойкам, о чем составлены акты общей формы N 1/27 от 09.02.2013, 1/28, 1/29 от 09.02.2013, акты общей формы N 1/30, 1/31, 1/32 от 10.02.2013 года, подписанных представителем грузоотправителя. Увеличение срока доставки груза считаем обоснованным, поскольку задержка отправления была вызвана причинами, зависящими от грузоотправителя. В соответствии с нормами гражданского законодательства договор перевозки является реальным, то есть перевозчик может выполнить возложенную на него обязанность по своевременной доставке только после получения груза в свое обладание.
С учетом изложенного, просрочка в доставке отсутствует. Сумма исковых требований по указанным отправкам составляет 3 148,83 руб.
По ж.д. накладным N ЭФ 649458, ЭФ 649525 спорными по расчету истца являются 1 сутки.
Срок доставки увеличен перевозчиком на 1 сутки на основании п. 6.5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом РФ по причине задержки приема вагонов к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей - нарушение Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2003 года N ЦМ-943: бревна в штабеле и "шапке" уложены не во впадинах нижележащих бревен (нарушение гл. 1, 2 раздела 5 пункт 5.5 рис. 58), о чем составлены акты общей формы N 13 от 30.01.2013, а также по причине неочистки путей необщего пользования грузоотправителя от снега, о чем составлены акты общей формы N 18, 29 от 01.02.2013 года, подписанные представителем грузоотправителя. Увеличение срока доставки груза считаем обоснованным, поскольку задержка отправления была вызвана причинами, зависящими от грузоотправителя. В соответствии с нормами гражданского законодательства договор перевозки является реальным, то есть перевозчик может выполнить возложенную на него обязанность по своевременной доставке только после получения груза в свое обладание.
С учетом изложенного, просрочка в доставке отсутствует. Сумма исковых требований по указанным отправкам составляет 2 144,34 руб.
По ж.д.накладной N ЭХ 038840 спорными по расчету истца являются 3 суток. Расхождения возникли в связи с неправильным расчетом истцом нормативного срока доставки. В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов ж.д.транспортом РФ исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
Так по спорной отправке N ЭХ 038840 порожний вагон N 52014578 был принят к перевозке повагонной отправкой. Расстояние перевозки составляет 25 км согласно сведений внесенных в ж.д. накладную. С учетом норм суточного пробега, нормативный срок доставки составляет 3 суток: 25 км/110 км в час = 1 сутки, к которым в соответствии с п. 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом прибавляем 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. Спора по дате отправления и прибытия нет.
С учетом изложенного, просрочка в доставке составила 2 суток. Сумма исковых требований излишне предъявленных истцом, по указанной отправке составляет 69,48 руб.
По ж.д. накладной N ЭХ 472477 расхождения возникли из-за неправильного расчета истцом нормативного срока доставки.
В соответствии с п. 2.2. Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 28 предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера считается контейнерной отправкой.
Согласно Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 27 (далее Правила) сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
В соответствии с п. 2.11 Прейскуранта N 10-01 Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами (Тарифное руководство N 1), утв. Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 плата за перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка и собственных (арендованных) контейнерах в вагонах общего парка определяется за каждый контейнер в зависимости от типоразмера контейнера по тарифным схемам, указанным в таблице N 10 приложения 5 настоящего Тарифного руководства.
При указанных перевозках в графе "Тарифные отметки" в строке "Вид отправки" перевозочного документа указывается "КО" (контейнерная отправка).
Согласно п. 2.11.2. Прейскуранта N 10-01 плата за перевозку грузов в универсальных контейнерах общего парка в собственных (арендованных) вагонах определяется за каждый контейнер среднетоннажный - по тарифным схемам N N 85, 86 с коэффициентом 0,9;
Плата за перевозку собственных (арендованных) груженых контейнеров в собственных (арендованных) вагонах определяется за каждый контейнер крупнотоннажный - по тарифным схемам N N 92 - 94 с коэффициентом 0,85 (п.2.11.5 Прейскуранта N10-01).
Пунктом 2.11.4 Прейскуранта N 10-01 при перевозках грузов в контейнерах и порожних собственных (арендованных) контейнеров полными комплектами на вагон, за исключением сборной контейнерной отправки, в вагонах общего парка в графе перевозочного документа, предназначенной правилами заполнения соответствующей накладной для проставления тарифных отметок железной дорогой (РЖД), проставляется отметка "ККО" (комплект контейнерной отправки), при перевозках в собственных (арендованных) вагонах - соответственно, отметка "ККВ" (комплект контейнеров в собственном вагоне).
Истцом заявлено требование о взыскании суммы пени за просрочку в доставке груза перевозимого по ж.д. накладным N ЭХ 472477 в контейнере N 200370/0 грузовой скоростью, согласно отметок в перевозочных документах в графе "Тарифные отметки" - "Вид отправки" - ККВ.
Нормативный срок доставки груза по спорной ж.д.накладной составляет 13 суток (802 км / 100 км/сутки = 9 суток, к которым в соответствии с п. 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом прибавляем 2 суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, а также в соответствии с п. 5.8 указанных Правил еще 2 суток - при перевозке на расстояние до 1000 км грузов, перевозимых в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.
Кроме того, срок доставки подлежит увеличению на 1 сутки на основании п. 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов ж.д. транспортом РФ при перевозке опасных грузов - хлорат натрия технический, о чем имеются отметки в ж.д.накладной.
Таким образом, просрочки в доставке груза со стороны перевозчика допущено было. Сумма исковых требований составляет 718,47 руб.
Таким образом, размер правомерно заявленных исковых требований составляет 215 797,86 руб. (221 878,98 руб. - (3 148,83 + 2 144,34 + 69,48 + 718,47)).
В отношении остальных доводов жалоба подлежит отклонению, так как истцом не представлено доказательств того, что исправление технической неисправности вагонов возникло по независящим от перевозчика причинам, промывка вагона в пути следования не входит в перечень обстоятельств, увеличивающих срок доставки, отсутствуют доказательства, что прохождение вагона по железнодорожной накладной ЭФ 934304 станции Санкт-Петербургского узла не являлось отклонением от кратчайшего маршрута следования, за который начисляется провозная плата (ст.15 УЖТ РФ).
В отношении железнодорожной накладной N ЭХ 501975 довод заявителя жалобы об увеличении сроков доставки по п. 5.4 Правил на 1 сутки при приеме с другого вида транспорта грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно ст.65 УЖТ РФ перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), оформленного на весь маршрут следования.
Соответственно, если бы перевозка действительно осуществлялась в прямом железнодорожно-водном сообщении с перевалкой груза, ответчик должен был располагать единым документом, оформленным водным перевозчиком.
Однако накладная ЭХ 501975 оформлена ответчиком и ссылок на то, что сообщение было именно прямое, не имеет.
Таким образом, перевозка по железнодорожной накладной ЭХ 501975 является перевозкой в непрямом смешанном сообщении, осуществляемой в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорт каждого вида (ст.2 УЖТ РФ) и соответственно п. 5.4 Правил к ней не применим.
Утверждение ответчика об увеличении сроков доставки груза по железнодорожной накладной N ЭФ 541812 на основании договора с грузоотправителем N 5Р09-069/12 от 28.12.2012 г. не принимается судом апелляционной инстанции, так как вагон N 54805122 ни перевозчику, ни грузополучателю не принадлежит, (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07. 2012 г. N 4069/12).
Довод ответчика о необходимости применения ст. 333 ГК РФ отклоняется судебной коллегией, поскольку предусмотренная ст. 97 УЖТ РФ неустойка является законной (ст.332 ГК РФ) и помимо компенсационных мер, носит и штрафной в отношении монополиста характер.
Кроме того, размер ответственности перевозчика является изначально ограниченным внесенной провозной платой (ст. 400 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, с целью снижения ответственности, установленной законом, ответчик должен был для обоснования применения ст. 333 ГК РФ сослаться на экстраординарные доказательства, препятствовавшие надлежащему исполнению обязательств.
Между тем, таких доказательств ответчик не привел, в связи с чем в применении ст. 333 ГК РФ суд отказал правомерно.
При изготовлении настоящего постановления в полном объеме была выявлена арифметическая ошибка в расчетах, допущенная при оглашении резолютивной части постановления от 12 февраля 2014 года, о чем вынесено определение в форме отдельного судебного акта (ст. 179 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 272.1, 229, 269, п.4 ч.1 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 года по делу N А40-114413/13 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295 ) в пользу ОАО "Архангельский ЦБК" 215 797 руб. 86 коп. пени, 7 178 руб. 93 коп. возмещения расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114413/2013
Истец: ОАО "Архангельский ЦБК"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"