Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2014 г. N 09АП-41689/13
г.Москва |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А40-117493/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВИВА ТРАНС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30 октября 2013 года
по делу N А40-117493/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-1086),
по заявлению ООО "ВИВА ТРАНС" (ОГРН 1027700502213; г.Москва, ул.Ольховская, д.45, стр.1, оф.5)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Донская Е.С. по дов. от 09.01.2014 N 01/14, Летуновская Е.В. по дов. от 09.01.2014 N 02/14; |
от ответчика: |
Павлюк И.Ю. по дов. от 26.11.2013 N 180; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВИВА ТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13.08.2013 N 15-35/1465-85 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст.8.2 КоАП РФ.
Решением от 30.10.2013 Арбитражного суда г.Москвы, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано со ссылкой на наличие в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, а также соблюдение ответчиком порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в котором просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные Обществом требования. При этом ссылается на то, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, связи с чем в силу положений части 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" у Общества отсутствует обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, указывает, что Общество неоднократно обращалось к ответчику с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако Департамент отказывал в установлении таких нормативов.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Считает, что материалами дела подтвержден факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения. Полагает, что на момент привлечения к административной ответственности Общество не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, поскольку в реестр данных субъектов заявитель включен после вынесения оспариваемого постановления.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 13.06.2013 сотрудниками ответчика был осуществлен выезд на земельный участок по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, г.п.Красково, в районе реки Пехорки и ст.Люберцы-2, принадлежащий ООО "ВИВА ТРАНС", с целью осмотра территории.
Проверкой установлено, что ООО "ВИВА ТРАНС" занимает земельный участок, по указанному адресу площадью 14 га, кадастровый номер 50:22:0060602:6, категория земель в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка - земли населенных пунктов.
Участок арендуется Обществом в целях проведения работ по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель участка и для организации производственной площадки для производства искусственной биологической почвы на основе техногенных грунтов и обезвоженных осадков сточных вод, в соответствии с положительным заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проекта технической документации "Технология производства искусственной биологической почвы на основе техногенных грунтов и обезвоженных осадков сточных вод", утвержденной приказом Росприроднадзора N 470 от 05.09.2012.
Земельный участок представляет собой территорию, на которой расположены старые технологические выемки (котлованы), глубиной примерно от 1 до 5 метров, заполненные водой, местами заболоченные, по периметру с северной и восточной стороной отсыпаны с помощью грунта, строительных и минеральных отходов технологические дороги, в западной части земельного участка расположена административно-хозяйственная зона и площадка с установленным дробильным комплексом. На расстоянии приблизительно 50 метров от западной границы земельного участка, протекает р.Пехорка. Вблизи западной границы проходит дорога местного значения (район Некрасовка г.Москвы - г.п.Красково), с севера и северо-востока участок граничит с бывшими Люберецкими полями фильтрации, с юга к участку примыкает железная дорога, с востока приблизительно на расстоянии 100-150 метров расположено СНТ "Дружба". Въезд на территорию участка со стороны дороги огорожен и находится под охраной, доступ к территории обеспечен. Земельный участок огорожен частично, а именно со стороны въезда и западной части участка. По периметру участка с северной и восточной стороны щебнем отсыпана технологическая дорога, в западной части расположены бытовые помещения административно-хозяйственного участка.
На момент проверки предприятием на земельном участке проводились подготовительные работы, связанные с подготовкой участка к технической рекультивации.
При обследовании территории земельного участка 13.06.2013 сотрудниками ответчика установлено, что на указанной территории осуществляло работу вибрационное сито - "грохот", который просеивал грунт, отделяя грунт от более твердой и крупной фракции, а также экскаватор, который осуществлял засыпку грунта в вибрационное сито. Кроме того, на участке осуществлял работу персонал по обслуживанию вибрационного сита, мастер площадки, экскаваторщик 1, охранник (всего 4 человека).
Установив, что в результате указанной деятельности образуются отходы производства и потребления, однако согласованный в установленном порядке документ об установлении нормативов образования отходов и лимита на их размещение у Общества отсутствует, уполномоченными лицами Департамента 26.07.2013 составлен протокол N 15-34/1264-149 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и 13.08.2013 вынесено постановление N 15-35/1465-85 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ВИВА ТРАНС" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания ответчика.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены нормами Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно п.1 ст.18 названного Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Таким образом, из приведенной нормы Закона следует, что у субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Изданным во исполнение данного Закона Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.05.2011 N КТ-08-03-36/6317 разъяснено, что проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанные в инициативном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства и представленные на утверждение в территориальные органы Росприроднадзора, подлежат возврату без рассмотрения.
Согласно статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, определенным данной нормой Закона.
В настоящем случае ООО "ВИВА ТРАНС" является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами: бухгалтерским балансом, сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год от 01.01.2013, отчетом о финансовых результатах, и т.д.
Данные обстоятельства не опровергнуты ответчиком. Возражая против доводов заявителя в указанной части, Департамент ссылается на то, что Общество включено в реестр малого и среднего предпринимательства уже после вынесения оспариваемого постановления, в связи с чем обязанность по разработке документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в проверяемый период у Общества существовала.
Приведенные доводы ответчика не приняты апелляционным судом как необоснованные.
Согласно ст.8 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.
Порядок ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства г.Москвы от 08.12.2009 N 1338-ПП.
В соответствии с пунктом 4.2 данного Положения внесение субъектов малого и среднего предпринимательства в Реестр производится на добровольной основе.
Таким образом, закон связывает признание лица в статусе субъекта малого и среднего предпринимательства не с фактом включения его в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а с соответствием такого лица условиям, предусмотренным частью 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В настоящем случае заявитель на момент проведения проверки соответствовал условиям, предусмотренным названной нормой Закона N 209-ФЗ, и факт отсутствия Общества в Реестре не означает, вопреки доводам ответчика, что ООО "ВИВА ТРАНС" не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При этом в материалах дела имеется адресованное Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (входящий Департамента N 25/21722 от 03.07.2013) письмо заявителя, в котором указывается, что Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
При таких обстоятельствах у Общества в силу прямого указания пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отсутствовала обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Учитывая изложенное, в действиях заявителя отсутствует событие вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), что в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следует также отметить, что Общество обращалось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлениями об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако письмами от 11.03.2012 и от 06.11.2012 Обществу было отказано со ссылкой на то, что до ввода объектов, планируемых к размещению в границах рассматриваемой территории и предусмотренных согласованной в установленном порядке проектной документацией, оценка перечня образующихся на предприятии отходов, их отнесение к конкретному классу опасности, расчетной части проекта, порядка обращения с отходами производства и потребления, образующимися на предприятии, нецелесообразна.
Кроме того, апелляционный суд считает также необходимым отметить, что из содержания оспариваемого постановления невозможно установить, в каком именно размере Обществу установлен административный штраф.
Согласно п.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в пределах соответствующей статьи Кодекса.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, для юридических лиц установлена санкция в виде взыскания штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем в настоящем случае оспариваемое постановление содержит указание на признание ООО "ВИВА ТРАНС" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 150 тысяч рублей и прописью указана сумма штрафа - ста семидесяти тысяч рублей.
Таким образом, имеется неопределенность в размере назначенного Обществу оспариваемым постановлением наказания, что недопустимо в силу требований норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 13.08.2013 N 15-35/1465-85 о привлечении ООО "ВИВА ТРАНС" к административной ответственности на основании ст.8.2 КоАП РФ незаконно и подлежит отмене.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30 октября 2013 года по делу N А40-117493/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу N 15-35/1465-85 от 13.08.2013 о привлечении ООО "ВИВА ТРАНС" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117493/2013
Истец: ООО "Вива Транс"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦАО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Центральному федеральному округу