Каков порядок принятия, учета и списания бюджетных обязательств и что является основанием (первичные документы) для их принятия?
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе предусматривать авансовые платежи:
- в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- в размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% ЛБО, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ;
- в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% ЛБО, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, - по остальным договорам (контрактам), если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно п. 234 Инструкции N 25н учет принятых обязательств текущего года получателями бюджетных средств после заключения ими договоров на приобретение товаров (работ, услуг) с юридическими и физическими лицами ведется на счете 502 01 000. Суммы принятых обязательств по заключенным договорам, расчетно-платежным ведомостям и другим документам отражаются по дебету счета 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года".
Дебет счета 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств" означает, что получатель средств бюджета принял решение об использовании (расходовании) их по определенной статье, подстатье КОСГУ, в результате чего источник финансирования бюджетного учреждения по соответствующей статье, подстатье КОСГУ уменьшается. Также данное бюджетное учреждение принимает решение только при условии кредитового остатка по счету 501 03 000 после фиксации намерений.
Дебет счета 1 501 03 211 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет заработной платы" предусматривает, что начислением заработной платы за очередной месяц текущего финансового года бюджетное учреждение уменьшает на сумму начислений источник финансирования текущего финансового года на расходы за счет заработной платы.
Кредит счета 502 01 000 "Принятые бюджетные обязательства текущего года" означает, что получатель средств бюджета, беря на себя очередное решение по бюджетным обязательствам, суммирует эти обязательства, принятые с начала текущего финансового года по соответствующей статье, подстатье КОСГУ, подлежащие оплате средствами бюджета.
Кредит счета 1 502 01 211 "Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет заработной платы" предусматривает, что к фактически начисленному с начала текущего финансового года фонду оплаты труда в бюджетном учреждении должна добавиться сумма начислений текущего месяца и в идеале она должна быть равна кассовому выбытию счета 1 304 05 211 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате". Данное равенство является для бюджетного учреждения одним из показателей целевого расходования бюджетных средств.
В том случае, когда суммы ЛБО доходят до получателей по окончании отчетного периода, задержка в получении лимитов отражается по дебету счета 501 05 000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств" и кредиту счета 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути". После поступления соответствующих документов суммы ЛБО доводятся до учреждений и оформляются следующей проводкой:
Дебет счета 501 06 000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути"
Кредит счета 501 03 000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств"
В соответствии со ст. 219 БК РФ принятие бюджетных обязательств является одной из стадий исполнения расходов бюджета. Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает эти обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (и плановом периоде) ЛБО. Данные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В пункте 234 Инструкции N 25н определено, какие документы подтверждают принятие бюджетных обязательств: договор или заменяющие его иные документы (счета, кассовые чеки, товарно-транспортные накладные и т.п.), расчетно-платежные ведомости и другие аналогичные документы.
Сформировать бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств текущего года на основании договора можно не во всех случаях. Например, учреждение заранее не знает точную сумму платежей по коммунальным услугам или услугам связи, поэтому запись по их принятию в подобных случаях возникает при выставлении счетов. Бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств, связанных с оплатой труда и ЕСН, формируются также ежемесячно исходя из суммы начисленной оплаты труда.
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2008 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"