г. Ессентуки |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А20-3068/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 по делу N А20-3068/2013,
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик,
к обществу с ограниченной ответственностью "Тетраграф", г. Нальчик
о взыскании 450 495 руб. (судья М.Х. Пшихопов),
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" - Савельев О.Ю. по доверенности от 10.02.2014.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" (далее - общество) штрафа за недостоверное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 450 495 руб.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 требования удовлетворены с общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" взыскан штраф 450 495 руб.
Решение мотивировано тем, что общество представило в пенсионный фонд недостоверные сведения, потому правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" к ответственности в виде штрафа 450 495 руб.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм права и необоснованное. Считает, что пенсионный фонд неправильно указал на необоснованное применение обществом тарифов и начислил штраф, поскольку тарифы применены в соответствии со статьей 58 Закона N 212-фз. Кроме того, при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства: правонарушение совершено впервые, начисленные суммы страховых взносов уплачиваются; суд не проверил, что штраф исчислен от всей суммы страховых взносов, а не от доначисленной суммы; с января 2014 вступила в силу редакция статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ, смягчающая наказание.
Пенсионный фонд отзыва не представил, будучи надлежаще уведомленным, своих представителей в судебное заседание не направил.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 подлежит отмене частично.
Из материалов дела усматривается.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.11.
Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 12.11.2012 N 005001/445-2012 (том 1 л.д. 66-74).
Уведомлением от 14.11.2012 обществу сообщено о рассмотрении материалов проверки 06.12.2012 (том 1 л.д. 75-76).
По результатам рассмотрения которого пенсионным фондом вынесено решение N 005-001/445-2012 от 07.12.2013 о привлечении ответчика к ответственности в виде штрафа всего в сумме 728044 рублей, из них за нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), и за нарушения, предусмотренные, частью 1 статьи 47 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа, в сумме 450 495 руб. (том 1 л.д. 77-84).
Требованием от 23.01.2013 пенсионный фонд предложил в срок до 10.02.2013 уплатить сумму штрафа в добровольном порядке (том 1 л.д. 10).
Поскольку штраф ответчиком не уплачен, заявитель обратился в суд с заявлением о его принудительном взыскании.
В соответствии со статьями 212, 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с пунктами 4-5 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции от 19.07.2007) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации разработан и утвержден порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 212-фз в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Общество представило суду сведения, предоставленные в пенсионный фонд с отражением всех необходимых данных (том 2) с приложением платежных документов, подтверждающих уплату исчисленных взносов.
В пункте 2.2.4. акта указано, что установлено занижение тарифа на всех работников, в приложении к акту проверки сделан расчет страховых взносов и указана сумма штрафа (том 1 л.д. 63-64, 65). Предложено представить корректировочные формы.
Общество корректировку не осуществило, настаивая на том, что оно пользуется льготой, предусмотренной пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона 212-фз.
В решении о привлечении к ответственности указано, что общество отсутствует в реестре, представленном федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) письмом от 05.10.2012 N 01 КМ-22769 (реестр СМИ по состоянию на 27.09.2012-выборка по КБР.
Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что общество допустило неисполнение условий, определяющих право на применение пониженных тарифов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации.
Как следует из ЕГРЮЛ, основными видами деятельности общества является печатание газет, полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки, издательская деятельность, прочая полиграфическая деятельность.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона 212-фз пониженные тарифы устанавливаются для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций; (п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 58 Закона 212-фз порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), а также ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации. Указанный реестр передается в органы контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ)
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150 "О порядке подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов" утверждены "Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов".
Настоящие Правила определяют порядок подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанную деятельность (далее - плательщики), в целях осуществления контроля правильности применения для указанных плательщиков пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011 - 2014 годах, а также порядок ведения реестра плательщиков (далее - реестр) и передачи его в органы контроля за уплатой соответствующих страховых взносов. При этом основным видом экономической деятельности плательщика является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств) или издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации (в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций).
В соответствии с пунктом 7 Правил для подтверждения полномочий по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) в I квартале 2011 г. плательщики представляют документы.
Представитель общества в судебном заседании подтвердил, что такие документы уполномоченному органу не представляли и в реестр не включены.
Довод общества о том, что не должны представлять такие документы, а по роду деятельности имеют право на получение льготы независимо от подтверждения, отклоняется, как противоречащий содержанию приведенных норм.
Пенсионный фонд пришел к правильному выводу о том, что обществом необоснованно применен льготный тариф, что привело к занижению страховых взносов.
Поскольку общество не скорректировало представленные сведения о страховых взносах за 1-4 кварталы 2011 год, то у пенсионного фонда имелись основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа, в сумме 450 495 руб.
Иных оснований для привлечения к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в решении пенсионного органа не указано, а суд не вправе по своей инициативе устанавливать их, поскольку это входит в обязанности пенсионного органа при принятии решения. За иные нарушения, отраженные в решении, общество привлечено к ответственности в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ, что не является предметом данного судебного разбирательства.
Между тем, взыскивая штраф в полном размере, суд не учел следующего.
Пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений: к страхователям применяются финансовые санкции, в виде взыскания 10% причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах установлен положениями гл. 6 Закона N 212-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое Законом N 212-ФЗ установлена ответственность.
Обстоятельства, исключающие вину и привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, указаны в ст. 43 Закона N 212-ФЗ. Помимо перечисленных в данной статье обстоятельств, к таким обстоятельствам приравниваются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (пункт 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, определены в ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ. Согласно ч. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ такие обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В соответствии с частью 1 статья 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, в том числе письменных возражений по акту проверки, представляемых страхователем (его уполномоченным представителем) на основании ч. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ (ч. 1, пп. 4 ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Как отметил ВАС РФ в Определении от 21.09.2012 N ВАС-12263/12, установление указанных обстоятельств вменяется в обязанности территориального органа ПФР.
Таким образом, в силу положений Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР при принятии решения о привлечении к ответственности и размере штрафа, подлежащего взысканию в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, должен проверить и установить наличие обстоятельств, исключающих вину страхователя за совершение правонарушения, и смягчающих обстоятельств.
Как следует из текста решения пенсионного фонда, такие обстоятельства руководителем не устанавливались.
Из отчетности, представленной страхователем, решения пенсионного фонда следует, что общество представило сведения об исчислении страховых взносов в сумме 3 463 945 рублей, пенсионный фонд доначислил страховых взносов на сумму 1 041 013 рублей. Штраф исчислил из общей суммы страховых взносов 4 504949 рублей в размере 10% в сумме 450 495 рублей.
При этом не учтено, что содержащиеся в отчетности сведения о начислении и уплате страховых взносов в сумме 3 463 945 рублей являются достоверными, что в силу пункта 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ является обстоятельствам, исключающим привлечение к ответственности в этой части.
В остальной части - на сумму 1 041 013 рублей общество является виновным вследствие невыполнения указания о корректировке сведений и данная сумма является основанием для применения штрафа в размере 10%, но при этом необходимо учесть смягчающие обстоятельства.
К числу таких обстоятельств относится совершение обществом правонарушения впервые.
Кроме того, новой редакцией пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 27-фз значительно смягчена ответственность: 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах взыскание судом санкции в прежних исчислениях повлекло бы несоразмерность наказания.
Учитывая наличие обстоятельств, исключающих ответственность, и смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, апелляционный суд считает возможным снизить размер взыскиваемого штрафа на 400 000 рублей.
В этой части судом неправильно применены нормы права и принято неправильное решение. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество вправе применять пониженный тариф в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 58 Закона 212-фз, а потому сведения о страховых взносах являются правильными, отклоняется, как противоречащий приведенной норме права.
Довод апелляционной жалобы о том, что при исчислении штрафа следовало учесть смягчающий обстоятельства, подтвердился.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 по делу N А20-3068/2013 отменить в части взыскания штрафа в размере 400 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в этой части отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3068/2013
Истец: ГУ -Отделение Пенсионного фонда РФ по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: ООО "Тетраграф"
Третье лицо: ООО "Тетраграф"