г. Красноярск |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А33-4507/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Бутиной И.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" - Тимофеевой М.В. - представителя по доверенности от 22.08.2013;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Рожковой И.Е.- представителя по доверенности от 28.06.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 ноября 2013 года по делу N А33-4507/2013, принятое судьей Трубачевым И.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 1178576 рублей 73 копейки пени за нарушение срока доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2013 иск удовлетворен частично. С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Красноярской железной дороги в пользу открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала взыскано 822 158 рублей 12 копеек пени, 17 290 рублей 20 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец - открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" в лице Красноярского филиала обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 356 418 рублей пени за просрочку доставки порожних вагонов.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ответчик не доказал вину грузополучателя, а также отсутствие вины перевозчика в просрочке доставки спорных вагонов. Ответчиком в материалы дела представлены копии выписок из книги распоряжений, а не копии распоряжений о задержке вагонов в пути следования и об отправлении задержанных вагонов. В отсутствие распоряжений не доказано, что именно вагоны истца задерживались в пути следования уполномоченным представителем перевозчика. Акты общей формы, составленные перевозчиком, не могут служить доказательством отсутствия вины перевозчика и наличия вины грузополучателя, а являются лишь документами, удостоверяющими определенные факты. Телефонограммы перевозчика о необходимости задержки вагонов и об их отправлении после задержки и извещения перевозчиком грузополучателя о задержке и об отправлении задержанных вагонов также не подтверждают отсутствие вины перевозчика в нарушении срока доставки и задержке вагонов в пути следования. Представленным ответчиком комплектом документов доказывается лишь факт задержки спорных вагонов в пути следования и их неприем станцией назначения, а наличие причин, зависящих от грузополучателя, не доказано.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что законодатель установил для перевозчика оформление единственного документа - акта общей формы, подтверждающего факт задержки вагонов. По факту задержки вагонов в пути следования по спорным железнодорожным накладным были представлены: акты станции задержки, акты общей формы станции назначения, извещение о задержке вагонов N N 1719, 53, 1703, 1786, 1791, 1793, 1798, 1799, 1795, 1782, 1809, 529, 2/1497, 2/1492, 2/1509, 2/1506, 18/2108, 1/2142, 1/1529, 2/1522, 1/2381, 1/23882/1555, 2/15411/2392, 1/2407, 2/606/1, 3/3559, 3/4019; акты общей формы станции назначения N 199, 2/532/4, 215, 2/565, 220, 2/575, 204, 2/548, 196, 2/519/2, 202, 226, 231, 209, 28/559/3, 2/560/1, 218, 28/572, 2/573, 2/574, 225, 2/580, 232, 606/1; извещение о задержке вагонов N 201, 204, 205, 206, 207, 211, 214, 223, 230, 231, 241, 221, переданное в канцелярию грузополучателя; извещение об отправлении задержанных вагонов со станции задержки N 201/1, 204/1, 205/1, 206/1, 207/1, 211/1, 214/1, 223/1, 230/1, 231/1, 241/1, 221/1, переданное в канцелярию грузополучателя; телефонограммы, распоряжения о невозможности приема вагонов станцией назначения и о задержке их в пути следования. Акты станции назначения NN199, 2/565, 2/532/4, 2/575, 204, 2/548, 196, 2/519/2, 202, 2/547/1, 2/583/1, 2/583, 2/584, 209, 2/559/3, 2/560/1, 2/572, 2/573, 28/574, 2/580, 2/606/1, 2603/1 давались на подпись уполномоченному представителю грузополучателя, которые он подписывал с разногласиями. Более того, в указанный период грузополучатель направлял перевозчику заявки на отстой вагонов, в которых указывал, что ОАО "Первая грузовая компания" нарушается график подвода вагонов: акты общей формы с заявками NN2/532, 2/532/4, 2/548, 2/519/2, 2/547/1, 2/583/1, 2/583, 2/584, 2/603/1, 2/559/3, 2/560/1, 2/572, 2/573, 2/574, 2/580, 2/606/1. Грузополучатель, получив извещение о задержке вагонов, знал, что указанные вагоны на станцию назначения не будут доставлены в установленные сроки, каких-либо мер не принял к их своевременной доставке, перевозчику свои замечания в извещении и в акте общей формы не изложил, следовательно, был согласен, что на станции назначения находится избыточное количество вагонов, а обязанность перевозчика накапливать вагоны на станции назначения никаким документом не предусмотрено. Таким образом, ответчиком представлен полный пакет документов, установленный нормативными документами, составление иных документов не предусмотрено, в связи с чем требование истца о предоставлении каких-либо иных актов не обоснованно.
По поводу представления документов, не предусмотренных нормативными документами, регулирующими отношения по просрочке доставки грузов (памятки приемосдатчика, акты общей формы, составленные не в рамках указанных правоотношений), ответчик считает, что это требование истца незаконно, в данном случае истец пытается переложить бремя доказывания по делу на ответчика. Причем истцом не представлено доказательств, что он пытался эти документы получить, например, у грузополучателя.
Однако ответчиком запрошены памятки приемосдатчика и справки о наличии вагонов на станции назначения и на подходе к станции. Проведя анализ указанных документов, установлено, что в спорный период грузополучатель нарушал технологические сроки оборота вагонов, при норме погрузки 2-00 часа задержка составила до 243 часа 50 минут.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда от 22.11.2013 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Не возразил против проверки решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (в части отказа в удовлетворении исковых требований).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
При осуществлении в июле-августе 2012 года перевозки не принадлежащих перевозки порожних вагонов-цистерн перевозчик (ответчик) нарушил сроки доставки таких вагонов по следующим транспортным железнодорожным накладным:
- по накладной N ЭМ477113 - на 3 суток,
- по накладной N ЭМ509030 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ514991 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ523319 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ560381 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ578609 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ579034 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ579144 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ586340 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ588928 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ594017 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ603833 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ645308 - на 3 суток,
- по накладной N ЭМ730972 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ799314 - на 2 суток,
- по накладной N ЭМ812673 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭМ179462 - на 8 суток,
- по накладной N ЭН560644 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН561732 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН590621 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН599316 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН616345 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН616960 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН617396 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН618216 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН618307 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН620916 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН624871 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН629217 - на 1 сутки.
- по накладной N ЭН631644 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН633558 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН634554 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН634705 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН637846 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН638590 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН665631 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН665808 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН665856 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН672832 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН679936 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН680896 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН686813 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН710459 - на 1 сутки.
- по накладной N ЭН712648 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН714321 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН721175 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН726480 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН730347 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН730533 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН766423 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН775371 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН798835 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН989933 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН799193 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН815386 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН818240 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН844504 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН302266 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН314896 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН315057 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН315724 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН329669 - на 12 суток,
- по накладной N ЭН331081 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН342024 - на 9 суток,
- по накладной N ЭН344319 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН347261 - на 13 суток,
- по накладной N ЭН375463 - на 12 суток,
- по накладной N ЭН375558 - на 11 суток,
- по накладной N ЭН376350 - на 11 суток,
- по накладной N ЭН376468 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН384908 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН411532 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН415641 - на 7 суток,
- по накладной N ЭН418107 - на 7 суток,
- по накладной N ЭН424175 - на 9 суток,
- по накладной N ЭН424298 - на 9 суток,
- по накладной N ЭН427492 - на 4 суток,
- по накладной N ЭН429509 - на 10 суток,
- по накладной N ЭН439676 - на 5 суток,
- по накладной N ЭН468152 - на 9 суток,
- по накладной N ЭН486178 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН487672 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН487729 - на 1 сутки.
- по накладной N ЭН487781 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН487835 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН489828 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН497623 - на 2 суток,
- по накладной N ЭН515247 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН515417 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН515461 - на 1 сутки,
- по накладной N ЭН516552 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН521457 - на 3 суток,
- по накладной N ЭН525634 - на 9 суток,
- по накладной N ЭН527784 - на 6 суток,
- по накладной N ЭН555103 - на 5 суток.
Грузоотправителем вагонов по перечисленным железнодорожным накладным является истец.
В связи с нарушением ответчиком сроков поставки порожних вагонов-цистерн по перечисленным железнодорожным накладным истец обратился к ответчику с претензиями N ИД/ПР/ФКрс-1728/12 от 27.08.2012, N ИД/ПР/ФКрс-1804/12 от 31.08.2012, N ИД/ПР/ФКрс-1806/12 от 31.08.2012, N ИД/ПР/ФКрс-1807/12 от 31.08.2012 об оплате начисленной пени.
В своих уведомлениях N 12/2774-ТЦпир от 26.10.2012, N 10/1148-ТЦпир от 01.11.2012, N 12/2825-ТЦпир от 31.10.2012, N 12/2826-ТЦпир от 31.10.2012 ответчик отклонил указанные выше претензии.
Ссылаясь на неуплату ответчиком пени начисленных в связи с нарушением срока доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав устные выступления, исследовав представленные доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Фактически между истцом и ответчиком сложились отношения, вытекающие из договора перевозки, отношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, кроме прочего, неустойкой (штрафом, пеней), под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии с абзацем 1 статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
В пункте 5 указанных Правил N 27 перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно отметкам в спорных железнодорожных накладных, на станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой срока доставки, определенного при направлении груза.
На основании пунктов 6.3, 6.6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, а также задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 (далее - Правила N 26).
По накладным N N ЭН315057, ЭН344319 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 1719,199, направлены грузополучателю извещения NN 201,201/1, телефонограммы, распоряжения. Задержка в пути следования составила 6 суток. Пеня предъявлена за 5 и 2 суток.
По накладной N ЭН516552 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 215,53; извещения NN 204,204/1; телефонограммы, распоряжения. Задержка в пути следования составила 11 суток. Пеня предъявлена за 6 суток.
По накладным N N ЭН329669, ЭН347261, ЭН375463, ЭН375558, ЭН376350, ЭН424298, ЭН468152, ЭН525634, ЭН527784 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 220,1703,1799,1798,1795,1809, 1782,1786,1791,1793; извещения NN 205,205/1; телефонограммы, распоряжения. Задержка в пути следования составила 10 суток: по накладной N ЭН329669 просрочка составила 2 дня, по накладной N ЭН347261 просрочка составила 3 дня, по накладной N ЭН375463 просрочка составила 3 дня, по накладной N ЭН375558 просрочка составила 1 день, по накладной N ЭН376350 просрочка составила 1 день; по накладным ЭН424298, ЭН468152, ЭН525634, ЭН527784 просрочки доставки нет.
По накладным N N ЭН775371, ЭН487729 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 204,526,529; извещения NN 206,206/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 4 суток; по накладной ЭН775371 просрочки нет, по накладной-ЭН487729 просрочки нет.
По накладным N N ЭН331081, ЭН486178, ЭН487781, ЭН487835, ЭН489828, ЭН515247, ЭН515417, ЭН515461 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 196, 2/1497,2/1492; извещения NN 207,207/1; телефонограммы, распоряжения. Задержка в пути следования составила 1 сутки; по накладной ЭНЗ31081 просрочка 3 суток, пеня 939,06 руб.; по накладным NN ЭН487781, ЭН487835, ЭН515247, ЭН515417,ЭН515461 просрочки нет; по накладной N ЭН486178 просрочка 1 сутки; по накладной N ЭН498828 просрочка 1 сутки.
По накладным N N ЭН415641, ЭН555103 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 231, 1/2108, 1/2142; извещения NN 214,214/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 7 суток; просрочки нет.
По накладным N N ЭН629217, ЭН411532, ЭН427492 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 209, 2/1529,2/1522; извещения NN 223,223/1; телефонограммы, распоряжения. Задержка в пути следования составила 1 сутки; по накладной N ЭН629217 просрочки нет, по накладной N ЭН411532 просрочка доставки 5 суток, по накладной N ЭН427492 просрочка 3 суток.
По накладным N N ЭН634554, ЭН672832, ЭН679936, ЭН726480, ЭН766423, ЭН818240, ЭН342024, ЭН439676, ЭН487672, ЭН821457 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 218, 2/2381,2/2388; извещения NN 230,230/1; телефонограммы, распоряжения: задержка в пути следования составила 3 суток; по накладным NN ЭН634554, ЭН672832, ЭН726480, ЭН766423, ЭН818240, ЭН 521457 просрочки нет; по накладной N ЭН679936 просрочка 1 сутки, по накладной N ЭН342024 просрочка 6 суток, по накладной N ЭН439676 просрочка 2 суток, по накладной N ЭН487672 просрочка 3 суток.
По накладным N N ЭН633558, ЭН637846, ЭН665631, ЭН665808, ЭН665856, ЭН686813, ЭН424175, ЭН429509 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 225, 2/1555,2/1541; извещения NN 231,231/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 2 суток; по накладным NN ЭН633558, ЭН637846, ЭН665631, ЭН665808, ЭН665856, ЭН686813 просрочки нет; по накладной ЭN Н424175 просрочка 7 суток, по накладной N ЭН429509 просрочка 8 суток.
По накладным N N ЭН634705, ЭН815386, ЭН844504 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 232, 1/2329,1/2407; извещения NN 241,241/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 2 суток; по накладной N ЭН634705 просрочка 1 сутки, по накладной N ЭН815386 просрочка 2 суток, по накладной N ЭН844504 просрочка 2 суток.
По накладной ЭН561732 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы N N 202,2/1506,2/1509; извещения NN 211,211/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 2 суток.
По накладным N N ЭН590621, ЭН616345, ЭН616960, ЭН618216, ЭН618307, ЭН620916, ЭН638590, ЭН680896 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 231,226,227,1/2108,1/2142; извещения NN 214,214/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 7 суток; просрочки нет.
По накладной N ЭНЗ02266 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 215,53; извещения NN 204,204/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 10 суток; просрочки нет.
По накладной N ЭНЗ 14896 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 199,1719,199; извещения NN 201,201/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 6 суток; пеня предъявлена за 5 суток, следовательно, просрочки доставки в соответствии с п. 6.6 Правил N 27 нет.
По накладной N ЭН315724 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 196, 2/1497,2/1492; извещения NN 207,207/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 1 сутки.
По накладной N ЭН376468 вагоны задерживались в пути следования, о чем составлены акты общей формы NN 204,526,529; извещения NN 206,206/1; телефонограммы, распоряжения; задержка в пути следования составила 4 суток; просрочки нет.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, предусмотрено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
На станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров перевозчиком составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. Если задержка вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, привела к нарушению сроков доставки грузов, на основании акта общей формы на станции назначения перевозчик определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, по факту задержки груза может быть оформлено несколько актов общей формы: на станции отправления, на промежуточных станциях и на станции назначения.
При этом, в соответствии с пунктом 2.6 Методических рекомендаций по оформлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р, уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. Извещение, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации. Первый экземпляр извещения передается под роспись грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, второй экземпляр с отметкой о получении остается в делах станции. При отказе грузополучателя в проставлении отметки о получении извещения, в течение одних суток с момента отстановки поезда от движения, указанное извещение направляется грузополучателю почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ответчиком надлежащим образом была исполнена обязанность по извещению закрытого акционерного общества "РН-Транс" о задержке вагонов, направленных по спорным железнодорожным накладным.
В адрес грузополучателя ответчиком направлены соответствующие извещения, телеграммы, оперативные сообщения о задержке вагонов в пути следования.
Таким образом, ответчик выполнил все требования Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт задержки спорных вагонов по спорным накладным на промежуточной станции в связи с неприемом их станцией назначения.
При этом истец не доказал, что ответчик нарушил сроки доставки вагонов по спорным накладным в связи с нарушением по вине ответчика технологического срока оборота вагонов.
Оформив вышеназванные акты общей формы, перевозчик при их составлении на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, представил надлежащие доказательства вины грузополучателя (закрытого акционерного общества "РН-Транс") и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Представленные ответчиком акты общей формы содержат указания на то, какие именно вагоны были отставлены от движения, номера поездов, основания и период задержки вагонов, причину их задержки.
Кроме того, в связи с нарушением операторской компанией согласованного с закрытым акционерным обществом "РН-Транс" графика подвода подвижного состава, в адрес начальника станции Новая Еловка Красноярской железной дороги закрытого акционерного общества "РН-Транс" направлены заявления об отставлении от движения вагонов.
Таким образом, совокупностью представленных документов подтвержден факт невозможности доставки вагонов на станцию назначения и необходимость задержки их в пути следования не по вине перевозчика.
Представленные ответчиком акты общей формы, составленные на станции задержки, и иные документы подтверждают обстоятельства, в связи с которыми срок доставки груза подлежит увеличению. Бремя опровержения данных обстоятельств лежит на истце, как лице, заявившем соответствующие доводы. Оформив вышеназванные акты общей формы, перевозчик при их составлении на основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом представил надлежащие доказательства вины грузополучателя - закрытого акционерного общества "РН-Транс" и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения. В представленных ответчиком доказательствах содержатся сведения о вине грузополучателя и отсутствии технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу пункта 6.6. Правил N 27 срок доставки вагонов по перечисленным выше накладным был продлен на время задержки вагонов.
Таким образом, поскольку факт задержки доставки порожних вагонов в отсутствие вины перевозчика подтверждается материалами дела, доводы ответчика об увеличении сроков доставки по указанным железнодорожным транспортным накладным являются правомерными, в связи с чем пеня в общей сумму 356 418 рублей 61 копейка начислена истцом необоснованно, в удовлетворении исковых требований в указанной части судом первой инстанции отказано правомерно.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ответчик документально не доказал, что задержка вагонов в пути следования произошла по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет заявленный довод как необоснованный согласно следующему.
Факт задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил N 27, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26. В материалы дела ответчиком представлены акты станции задержки, акты общей формы станции назначения, извещение о задержке вагонов N N 1719, 53, 1703, 1786, 1791, 1793, 1798, 1799, 1795, 1782, 1809, 529, 2/1497, 2/1492, 2/1509, 2/1506, 18/2108, 1/2142, 1/1529, 2/1522, 1/2381, 1/23882/1555, 2/15411/2392, 1/2407, 2/606/1, 3/3559, 3/4019; акты общей формы станции назначения N 199, 2/532/4, 215, 2/565, 220, 2/575, 204, 2/548, 196, 2/519/2, 202, 226, 231, 209, 28/559/3, 2/560/1, 218, 28/572, 2/573, 2/574, 225, 2/580, 232, 606/1; извещение о задержке вагонов N 201, 204, 205, 206, 207, 211, 214, 223, 230, 231, 241, 221, переданное в канцелярию грузополучателя; извещение об отправлении задержанных вагонов со станции задержки N 201/1, 204/1, 205/1, 206/1, 207/1, 211/1, 214/1, 223/1, 230/1, 231/1, 241/1, 221/1, переданное в канцелярию грузополучателя; телефонограммы, распоряжения о невозможности приема вагонов станцией назначения и о задержке их в пути следования. Акты станции назначения NN199, 2/565, 2/532/4, 2/575, 204, 2/548, 196, 2/519/2, 202, 2/547/1, 2/583/1, 2/583, 2/584, 209, 2/559/3, 2/560/1, 2/572, 2/573, 28/574, 2/580, 2/606/1, 2603/1 давались на подпись уполномоченному представителю грузополучателя, которые он подписывал с разногласиями. Более того, в указанный период грузополучатель направлял перевозчику заявки на отстой вагонов, в которых указывал, что ОАО "Первая грузовая компания" нарушается график подвода вагонов: акты общей формы с заявками NN2/532, 2/532/4, 2/548, 2/519/2, 2/547/1, 2/583/1, 2/583, 2/584, 2/603/1, 2/559/3, 2/560/1, 2/572, 2/573, 2/574, 2/580, 2/606/1. В материалы дела представлены выписки из книги распоряжений, в которых имеются номера распоряжений, указаны номер поезда, индекс и количество вагонов. Более того, распоряжение является внутренним документом перевозчика, при задержке или поднятии поезда ни одной из сторон перевозочного процесса оно не вручается, следовательно, никаким образом не может повлиять на права грузоотправителя или грузополучателя. Таким образом, ответчиком представлен полный пакет документов, составление иных документов нормативными и локальными актами не предусмотрено.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения в обжалуемой части.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2013 года по делу N А33-4507/2013 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (истца) и уплачены им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2013 года по делу N А33-4507/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4507/2013
Истец: ОАО "ПГК", ОАО ПГК в лице Красноярского филиала
Ответчик: ОАО РЖД в лице филиала-Красноярская железная дорога