г. Челябинск |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А47-10204/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефть" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 декабря 2013 года по делу N А47-10204/2013 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области Давлетов А.Х. (доверенность от 10.01.2012).
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - заявитель, ОАО "Оренбургнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 17.05.2013 N 08-35/1518 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 17.05.2013 N 08-35/1518) в части уплаты регулярных платежей за пользование недрами в сумме 15 691 руб., вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, МИФНС России N 6 по Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на неверное применение арбитражным судом первой инстанции положений п. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), поскольку в данном случае права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, в связи с чем, применительно к ОАО "Оренбургнедра" соответствующими датами являются 14.11.2011 (лицензия ОРБ N 02537 ВЭ) и 28.12.2011 (лицензия ОРБ N 02565 НР), следовательно, с указанных дат у общества возникла обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами, а, потому, обществом правомерно исчислен указанный платеж в размерах соответственно 1959 руб. и 632 руб. Также налогоплательщик указывает на то, что налоговые органы не наделены полномочиями по проведению проверки правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Налогоплательщик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая открытому акционерному обществу "Оренбургнедра" в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемого решения налогового органа, и наличии у общества обязанности по уплате платы за пользование недрами за 4 квартал 2011 года.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле документов, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области проведена камеральную налоговая проверка представленного 25.12.2012 ОАО "Оренбургнефть" уточненного (корректирующего) расчета регулярных платежей за пользование недрами за 4 квартал 2011 года. По результатам проверки составлен акт от 08.04.2013 N 08-35/17059 и вынесено решение от 17.05.2013 N 08-35/1518 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым отказано в привлечении открытого акционерного общества "Оренбургнефть" к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обществу предложено уплатить недоимку по регулярным платежам при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации, в общей сумме 15 691 руб. Налоговый орган при этом пришел к выводу о том, что общество занизило сумму регулярного платежа, рассчитав ее не за 4 квартал 2011 года в целом, а начиная с дат выдачи лицензий на пользование участком недр - ОРБ N 02537 ВЭ, 14.11.2011 (48 дней) и ОРБ N 02565 НР, 28.12.2011 (4 дня).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 27.06.2013 N 16-15/06996 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба ОАО "Оренбургнефть" оставлена без удовлетворения.
Статьей 11 Закона о недрах регламентировано, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Факт выдачи заявителю вышеупомянутых лицензий 14.11.2011 и 28.12.2011 лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Рассматриваемый регулярный платеж является одним из платежей за пользование недрами (статья 39 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Согласно пункту 2 статьи 43 Закона о недрах размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.
Исходя из его наименования и природы, регулярный платеж это плата за предоставление пользователям недр некоторых прав на использование недр в определенном объеме.
Такой регулярный платеж уплачивается за соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами.
В основу определения (порядка расчета) регулярных платежей положены указанные выше характеристики, не связанные с фактом работ, количеством и стоимостью добытого от использования конкретного участка недр.
Если разделять объект и предмет обложения, то применительно к регулярным платежам объектом будет выступать само право пользования участком недр, предоставленное в установленном порядке, предметом обложения - участок недр.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о недрах установлен порядок исчисления и уплаты регулярных платежей.
Согласно данной норме регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Таким образом, из содержания пункта 4 статьи 43 Закона о недрах следует, что размер ежеквартального регулярного платежа определяется как одна четвертая суммы платежа, рассчитанного за год.
Согласно Порядку заполнения формы расчета регулярных платежей за пользование недрами, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.02.2004 N БГ-3-21/98@ (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2004 N 5606), сумма регулярных платежей, подлежащая уплате ежеквартально, определяется как значение по строке "сумма регулярных платежей за пользование недрами, всего", деленное на 4.
Иной порядок расчета регулярного платежа за пользование недрами Законом о недрах не установлен.
Таким образом, довод заявителя о том, что регулярный платеж должен быть исчислен исходя из фактического количества дней, начиная с даты выдачи лицензии, а, не по одной четвертой годового платежа, противоречит буквальному толкованию и смыслу пункта 4 статьи 43 Закона о недрах.
Поскольку право пользования недрами предоставлено обществу в 4 квартале 2011 года, следовательно, у ОАО "Оренбургнедра" возникла обязанность уплатить регулярный платеж за этот период, исчислив его в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 43 Закона о недрах. Сумма регулярного платежа должна уплачиваться полностью в размере одной четвертой части рассчитанной годовой суммы, начиная с того периода, в котором получена лицензия на право пользования участком недр, без какого-либо дробления квартального платежа.
Помимо изложенного, ОАО "Оренбургнефть" при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции не приводило такого довода заявления, как отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению проверки правильности исчисления и уплаты платежей за пользование недрами, - соответственно, данный довод не являлся предметом проверки со стороны арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, законных оснований приводить довод, не заявлявшийся при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, при подаче апелляционной жалобы, у открытого акционерного общества "Оренбургнефть" не имеется.
В то же время, суд апелляционной инстанции отмечает, что пунктами 5 и 6 статьи 43 Закона о недрах установлено, что регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" администратором регулярных платежей за пользование недрами (ренталс) является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.
Таким образом, учет и контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты регулярных платежей в бюджет осуществляет налоговый орган, а не орган, выдавший лицензию на пользование недрами.
В связи с этим, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал открытому акционерному обществу "Оренбургнефть" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 декабря 2013 года по делу N А47-10204/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10204/2013
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИФНС России N 6 по Оренбургской области