г. Москва |
|
17 февраля 2014 г. |
Дело N А40-100263/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.C. Абрамовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "СОЮЗ"" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2013 г.
по делу N А40-100263/13 вынесенное судьей О.Ю. Паршуковой по заявлению ФГУП "Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "СОЮЗ"" (ОГРН 1037739036345 ) к ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1 Третьи лица: Управление службы судебных приставов России по. Г. Москве Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Федеральная налоговая служба о признании незаконными действия, об обязании устранить допущенные нарушения при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сёмкин С.Н. по дов. N 100114 от 10.01.2014
от заинтересованного лица - не явился, извещен
Иные лица, участвующие в судебном заседании не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз"" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями:
о признании незаконными действия Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 (далее по тексту также ответчик, фонд) в части начисления предприятию и взыскания пеней с момента наложения ареста на имущество, непосредственно участвующее в производстве получателя субсидии, стратегического предприятия оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации с 01.06.2009 г. на весь период действия обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункте 4 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
обязать фонд отозвать документы принудительного исполнения - решения, инкассовые поручения, в части начисления и взыскания пеней, предъявленные с 01.06.2009 г. в банки, в которых находятся расчетные счета предприятия, на весь период действия обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункте 4 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
обязать фонд отозвать документы принудительного исполнения - постановления, в части начисления и взыскания пеней, предъявленные с 01.06.2009 г. из материалов сводного исполнительного производства N 3847/09/11/77-СД, находящегося на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Москве, на весь период действия обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 3 статьи 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункте 4 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
обязать фонд выдать предприятию справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, по состоянию на дату ее выдачи, исключив из содержания справки неправомерно начисленные и предъявленные ко взысканию с 01.06.2009 г. суммы пеней.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2013 г. суд решил:
признать незаконными действия ГУ-МРО ФСС РФ (Филиал N 1), выразившиеся в начислении и взыскании пени с ФГУП ТМБК "Союз" с 01.06.2009 г. по 30.09.2013 г. в сумме 104 448 руб. 34 коп., как не соответствующее части 1 НК РФ; устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГКП ТМБК "Союз" путём отзыва из банков, в которых находятся расчетные счета общества, инкассовых поручений в части взыскания пени в сумме 104 448 руб. 34 коп.; предоставить справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на ее даты выдачи, исключив из содержания справки начисленные пени за период с 01.06.2009 г. по 30.09.2013 г. в сумме 104 448 руб. 34 коп. В остальной части требований ФГКП ТМБК "Союз" отказано.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Тушинское машиностроительное бюро "Союз" (ФГУП ТМБК "Союз") подало апелляционную жалобу на решение арбитражного суда.
ГУ-МРО ФСС РФ (Филиал N 1) представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, в результате несвоевременной уплаты страховых взносов заявителем, у последнего образовалась задолженность перед фондом: по уплате пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 16 857,92 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 727 890,83 руб.; пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве от профессиональных заболеваний в размере 87 590,42 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Ответчиком для взыскания задолженности в Митинский отдел судебных приставов по г. Москве были направлены Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и пени за счет имущества страхователя от 10.12.2012 г. N 400 и Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени за счет имущества страхователя от 10.12.2012 г. N 401 (т.1 л.д.37-38).
Судом правильно установлено, что заявитель не оспаривает правомерность взыскания с него недоимки по страховым взносам, но указывает на незаконность начисления на эту недоимку пеней с 01.06.2009 г., в связи с применением ограничений по начислению пеней предусмотренных пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в виду невозможности в сроки указанные в требовании уплатить налог по причине приостановления всех расходных операций на расчетных счетах и аресте всего недвижимого и движимого имущества судебными приставами.
Согласно статье 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Аналогичная норма установлена пунктом 1 статья 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Так как в силу положений статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статьи 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
На основании п. 3 ст. 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", начисление пеней не производится, если страхователь подтвердит, что не мог погасить недоимку в силу приостановления операций по его счетам в банке или наложения ареста на его имущество, а также в период действия отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам и иным платежам.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено ограничение начисления и взыскания пеней, согласно которому: "не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика".
Заявитель, ссылаясь на данное ограничение, указывает, что в период возникновения обязанности по уплате страховых взносов у него были приостановлены операции на всех расчетных счетах во всех банках на основании решений налогового органа о приостановлении операций по счетам, принятых в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в обеспечение взыскания начисленной по различным требованиям недоимки, пеней и штрафов, что подтверждается справками из банков представленными в материалы дела (т.1 л.д. 103-109).
Дополнительно предприятие указывает, что на основании различных судебных актов Арбитражного суда г. Москвы датированных 2007 - 2013 годами судебными приставами наложены аресты на недвижимое и движимое имущества заявителя, которые действуют до настоящего времени, что в том числе подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 08/006/2013-1720 по состоянию на 13.06.2013 г. (т.1 л.д. 80).
Данные обстоятельства (приостановление по решениям налоговых органов операций по расчетным счетам и аресты имущества судебными приставами) повлекли невозможность надлежащего исполнения обязанностей заявителем, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" по уплате страховых взносов, в связи с чем, суд считает, что у фонда имелись прямо предусмотренные законом (пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации) обстоятельства, препятствующие начислению пеней на сумму недоимки по страховым взносам с 01.06.2009 г.
Помимо этого, заявитель 29.04.2013 г. направлял фонду письменное обращение о принятии надлежащих мер к пресечению противоправного начисления пени, указав на требования пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.26-31).
Относительно взыскании пени по страховым взносам фонд пояснил суду первой инстанции суду, что он не был проинформирован о наложении ареста на имущество и денежные средства заявителя и узнал об этом лишь из вышеуказанного письменного обращения предприятия.
Таким образом, судом правильно установлено, что в период с 01.06.2009 г. у заявителя не имелось объективной возможности уплатить страховые взносы в связи с принятыми в отношении него мерами в виде приостановления всех расходных операций по всем его расчетным счетам в банках, вследствие чего, фонд обязан был применить ограничение по начислению пеней на недоимку предусмотренное пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, пени в размере 104 448,34 руб. начислены незаконно, а оспариваемое действие ответчика является незаконным и противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации, а также нормам Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Суд первой инстанции правомерно отклонил требование заявителя об обязании ответчика отозвать документы принудительного исполнения в части начисления и взыскания пени с 01.06.2009 г. из материалов сводного исполнительного производства N 3847/09/11/77-СД, находящегося на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Москве, поскольку прекращение исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.10.2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" осуществляется службой судебных приставов в самостоятельном порядке, в том числе и при признании недействительными в части ненормативного акта (или действия) которыми начислены неподлежащие взысканию с должника суммы пени.
ФГУП ТМБК "Союз" считает что суд незаконно ограничил неправомерные действия ответчика временной рамкой - по 30.09.2013 г., не указал ответчику на недопустимость совершения действий по начислению и взысканию пени, за весь период действия обстоятельств, указанных в п.З ст. 75 НК РФ, п.З ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, п.4 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, а также необоснованно и незаконно отказал в удовлетворении заявления в части обязать ответчика. отозвать документы принудительного исполнения, в части начисления и взыскания пеней, предъявленные с 01.06.2009 г. из материалов сводного исполнительного производства N 3847/09/11/77-СД, находящегося на исполнении в УФССП России по Москве.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание и являться основанием для отмены судебного акта. Доводы апелляционной жалобы о том, что суд незаконно ограничил неправомерные действия ответчика временной рамкой - по 30.09.2013 г., не указал ответчику на недопустимость совершения действий по начислению и взысканию пени, за весь период действия обстоятельств, указанных в п.З ст. 75 НК РФ, п.З ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, п.4 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, не основаны на законе, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение действий ответчика по начислению и взысканию пеней на неопределенный период времени, каждое последующее действие ответчика по начислению и взысканию пени после периода, установленного решением суда-30.09.2013 года, подлежит оценке судом в рамках рассмотрения предмета требований о законности либо незаконности действий ГУ- Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страхователь обязан исчислять правильно и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании и Налогового кодекса Российской Федерации не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч.4 ст. 28 212-ФЗ; ч. 3 ст. 22.1 125-ФЗ; п.З ст. 75 НК РФ).
Заявитель, ссылаясь на данное ограничение, указывает, что в период возникновения обязанности по уплате страховых взносов у него были приостановлены операции на всех расчётных счетах во всех банках на основании решений налогового органа о приостановлении операций по счетам, принятых в порядке ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации в обеспечении взыскания по начисленной по различным требованиям недоимки, пеней и штрафов.
Данные обстоятельства повлекли невозможность надлежащего исполнения обязанностей заявителем, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ, п.1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ. Суд посчитал, что у Фонда имелись прямо предусмотренные законом (п.З ст. 75 НК РФ) обстоятельства, препятствующие начислению пеней на сумму недоимки по страховым взносам с 01.06.2009 г.
Относительно взыскания пени по страховым взносам Фонд пояснил Суду, что он не был проинформирован о наложении ареста на имущество и денежные средства заявителя и узнал об этом из письменного обращения заявителя от 29.04.2013 г.
Таким образом, суд установил, что в период с 01.06.2009 г. у заявителя не имелось объективной возможности уплатить страховые взносы в связи с принятыми в отношении него мерами в виде приостановлении всех расходных операций по всем его расчетным счетам в банках, вследствие чего, фонд обязан был применить ограничение по начислению пеней на недоимку предусмотренное п.З ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, пени в размере 104 448, 34 руб., начислены незаконно, а оспариваемое действие ответчика является незаконным и противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации, а также нормам Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Ответчиком для взыскания образовавшейся задолженности были направлены в Митинский отдел службы судебных приставов по г. Москве Постановление о взыскании задолженности за счёт имущества страхователя от 10.12.2012 г. N 400 и Постановление о взыскании задолженности за счёт имущества страхователя от 10.12.2012 г. N 401. Сведений от службы судебных приставов о возбуждении исполнительного производства в ответчику не поступало.
Заявленное требование заявителя об обязании отозвать документы принудительного исполнения в части начисления и взыскания пени с 01.06.2009 г. из материалов сводного исполнительного производства N 3847/09/11/77-СД, находящегося на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Москве не подлежат удовлетворению судом, поскольку прекращение исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" осуществляется в самостоятельном порядке, в том числе и при признании недействительными в части ненормативного акта (или действия), которыми начислены неподлежащие взысканию с должника суммы пени.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу,Филиал N 1 ГУ-МРО ФСС отозвал инкассовые поручения из банка в части взыскания пени, выставленные в адрес ФГКП ТМБК "Союз", направил в адрес службы судебных приставов Митинского районного отдела заявление о возврате исполнительного документа - постановление о взыскании за счёт имущества страхователя от 10.12.2013 г. N 450, а также предоставил справку о состоянии расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам, исключив из её содержания начисленные пени за период с 01.06.2009 г. по 30.09.2013 г. в сумме 104 448 руб.34 коп.
руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2013 г. по делу N А40-100263/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100263/2013
Истец: ФГУП "Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "СОЮЗ"", ФГУП ТМКБ СОЮЗ
Ответчик: Государственное учреждение-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 1, ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Минпромторг России, УФССП России по г. Москве