г. Чита |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А19-13839/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2013 года по делу N А19-13839/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Кундуйское" о взыскании 61733 руб. 41 коп. (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области (ОГРН 1023802626825, ИНН 3832002929; Иркутская область, Куйтунский район, ул. Ленина, 35, п. 1, далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Кундуйское" (ОГРН 1113814001289, ИНН 3814016693; Иркутская область, Куйтунский район, с. Кундуй, ул. Ленина, д. 98, далее - ООО "Кундуйское", Общество) финансовой санкции в размере 61733 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 N 27-ФЗ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета фактически были представлены обществом в установленный пенсионным законодательством срок.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указал, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что между пенсионным фондом и Обществом заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота в ПФР от 20.09.2011 N К110180051 на неопределённый срок.
Порядок передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи определён "Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности".
Регламентом обмена документами определено, что отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Из информационного комплекса "АРМ-Прием", который осуществляет прием документов от страхователей, имеющих соглашение с пенсионным фондом Российской Федерации по электронному документообороту видно, что тип формы "Пачки РВС и ИС" в количестве 4 пачки были получены на север 15.05.2013 в 20:17, дата получения к обработке 16.05.2013 06:26:14, после принятия вычислительной машиной пачек на проверку 16.05.2013 результат проверки показан "без ошибок".
По мнению Пенсионного фонда, страхователем нарушены условия соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 20.09.2011 N К110180051. Управление считает, что в действиях Общества усматривается противоправность деяния, виновность установлена в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.12.2013.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 5 февраля 2014 года до 17 час. 45 мин. 12 февраля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда. После перерыва фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области проведена камеральная проверка правильности, своевременности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о начисленных и уплаченных страховых взносах на обаятельное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.
В ходе проверки пенсионным фондом выявлено нарушение страхователем установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срока представления индивидуальных сведений за 1 квартал 2013 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 18.06.2013 N 3.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки, 09.07.2013 Пенсионным фондом принято решение N 2, согласно которому, исходя из суммы начисленных страховых взносов (617334 руб. 06 коп.), страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 61733 руб. 41 коп.
Требованием от 09.08.2013 г. N 2 страхователю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа.
Неисполнение указанного требования плательщиком послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда за взысканием финансовой санкции в судебном порядке.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
ООО "Кундуйское" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1113814001289 и в силу положений статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данной статьей сведения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Из решения от 09.07.2013 N 2 усматривается, что Пенсионный фонд привлек Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, 20.09.2011 между Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кутунском районе Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Кундуйское" заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
На основании пункта 4.2 соглашения от 20.09.2011 страхователь принял на себя обязанность осуществлять обмен электронными документами с Управлением ПФР в соответствии с Технологией обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
ООО "Кундуйское", в свою очередь, обязалось обеспечить функционирование оборудования, необходимого для обмена электронными документами со стороны абонента (пункта 4.2 Соглашения); заключить договор об оказании услуг на изготовление и сертификацию ключей шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП) с одним из поставщиков услуг, рекомендованным органом Пенсионного фонда.
15 мая 2013 года Общество направило по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации формы АДВ-6-2 за 1 квартал 2013 года, что подтверждается отчетом о поступлении документов в электронном виде.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2013 года представлены обществом в УПФР по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП 15.05.2013, то есть в установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок (не позднее 15.05.2013).
Апелляционный суд считает, что в данном случае поступление представленных обществом в установленный законом срок индивидуальный сведений в Пенсионный фонд 16.05.2013 в 06 час 26 минут не может являться основанием для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представленные сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. Следовательно, учитывая положения статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, довод Пенсионного фонда о несвоевременном представлении индивидуальных сведений суд первой инстанции необоснованно счел правомерным, состав вменяемого страхователю правонарушения - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, материалами дела не подтверждается и Управлением не доказан.
При этом иной состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и связанный с представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области в отношении общества ни актом 18.06.2013 N 3, ни оспариваемым решением 09.07.2013 N 2 не установлен.
Следовательно, Управление не имело правовых оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа в размере 61733 руб. 41 коп.
Довод Управления ПФ со ссылкой на распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" о том, что отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством, судом правомерно признан несостоятельным, поскольку данный нормативный акт органа Пенсионного фонда РФ не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции России в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка Пенсионного фонда на соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 20.09.2011 N К110180051, заключенное между обществом и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутской области, также не может быть принята во внимание судом, поскольку страхователь привлечен к публично-правовой ответственности, вытекающей из нарушения императивных положений Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.
При установленных по делу обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2013 года по делу N А19-13839/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13839/2013
Истец: Государстенное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Куйтунском районе Иркутская область
Ответчик: ООО "Кундуйское"