г. Москва |
|
20 февраля 2014 г. |
Дело N А41-17158/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области: Тимошин О.О., по доверенности от 11.11.2013 N 12-19/281;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Приселков Д.Е., по доверенности от 31.07.2013 N ЕП/08-5698;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед": Миролевич А.В., по доверенности от 28.05.2013, Додонов Д.В., по доверенности от 22.02.2012;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-17158/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по иску Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (ОГРН 1035002002474; ИНН 5009027119) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед"; Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" (ОГРН 1035002005224; ИНН 5009025866) о признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с требованием о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 8300 кв.м с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, территория аэропорта Домодедово.
Решением от 22 ноября 2013 года Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области и Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед", в которых податели жалоб просят обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Стороны и Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед" направили в судебное заседание своих представителей, представители истца и третьего лица поддержали доводы апелляционных жалоб, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация аэропорта ДОМОДЕДОВО" своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев апелляционные жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, а решение Арбитражного суда Московской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 28.06.2001 N 1823 земельный участок площадью 0,83 га, используемый под размещение почтово-грузового комплекса, был изъят у ЗАО "АТБ "Домодедово" и предоставлен в аренду сроком на 45 лет Компании "Асьенда Инвестментс Лимитед" по фактическому пользованию (т. 1 л.д. 10-11).
Во исполнение указанного постановления между Комитетом по управлению имуществом Домодедовского района Московской области и Компанией Асьенда Инвестментс Лимитед" заключен договор от 19.12.2001 N 176-КИЗ на аренду земельного участка площадью 8300 кв.м, с кадастровым номером 50:28:0080107:239 (предыдущий кадастровый номер 50-28-080107-0046) сроком на 45 лет (т. 1 л.д. 12-18).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.02.2013 N 28/010/2013-43 договор на аренду земельного участка от 19.12.2001 N 176-КИЗ зарегистрирован в установленном законом порядке (т.1 л.д. 34).
Вместе с тем, из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.02.2013 N 28/010/2013-43, от 24.05.2013 N 28/022/2013-28 следует, что на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, регистрационная запись от 23.07.2002 N 50-01.28-17.2002-43.1 (т. 1 л.д. 34, 128).
Полагая, что запись о регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает его права и законные интересы, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0080107:239 возникло на основании критериев разграничения собственности согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 до государственной регистрации прав на него.
Однако суд первой инстанции не учел позицию Высшего арбитражного суда, изложенную в Постановлении N 12790/13 от 17 декабря 2013 года.
В вышеуказанном постановлении Высший арбитражный суд Московского округа разъяснил следующее.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101-ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности из критериев разграничения исключено.
При этом ВАС РФ указал, что такие земельные участки как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку на момент введения с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ спорный земельный участок не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ, по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и был занят исключительно приватизированным (частным) недвижимым имуществом, то независимо от принадлежности такового до приватизации, названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь в исключительных случаях, при отсутствии иных способов защиты права.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у Администрации отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права Администрации на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Исходя из изложенного, апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-17158/13 подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22 ноября 2013 года по делу N А41-17158/13 отменить. Исковые требования Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 8 300 кв. м. с кадастровым номером 50:28:0080107:239, расположенный по адресу: Московская область Домодедовский р-н, территория аэропорта Домодедово.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17158/2013
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово, Управление Росреестра по МО
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московкой области, ТУ Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово, Администрациягородского округа Домодедово МО, Компания "Асьенда Инвестментс Лимитед", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Администрация аэропорта "Домодедово"