г. Самара |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А72-11992/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2013 г. по делу N А72-11992/2013 (судья Лубянова О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Козырев Дамира Иршатовича, г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третье лицо:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Козырев Дамир Иршатович (далее - заявитель, ИП Козырев Д.И., предприниматель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к администрации города Ульяновска (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным постановления главы города Ульяновска от 26.06.2009 г. N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку, кадастровый номер 73:24:021110:107, и производственному корпусу, расположенному по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 30 проезд Инженерный, 21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КАиГ).
Решением суда первой инстанции от 13.12.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и КАиГ обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявители жалобы не согласны с выводами суда о несоответствии оспариваемого проекта планировки требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98.
Считают необоснованными ссылки суда на пункты 5.2, 5.7 РДС, поскольку при утверждении проекта планировки территории Заволжского района в 2009 году положения раздела 5 РДС 30-201-98, установленные на основании Инструкции, признанной утратившей силу, являются не действующими, и в данной части необходимо руководствоваться положениями, не противоречащими Градостроительному кодексу Российской Федерации.
При этом право на пользование и распоряжение земельным участком собственниками земельного участка не утрачено.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи имущества от 28.10.2009 г. N 005/321, заключенного с ОАО "Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", ИП Козырев Д.И. является собственником объектов недвижимости: АБК 300-1 общей площадью 3764 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1988; корпус 300-2 общей площадью 7142,7 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1985; приемное устройство с автотранспорта 300-4 общей площадью 208 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1985; автоматическое отделение по приготовлению химических добавок 300-9 общей площадью 142,3 кв.м., год ввода в эксплуатацию 1985, расположенных по адресу: г. Ульяновск, 30 проезд Инженерный, 21 (л.д. 7-11).
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2009 г. и 30.12.2009 г., что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 41-44).
На основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 15.08.2011 г. N 913-р между Департаментом и ИП Козыревым Д.И. заключен договор N 5-11/Ю купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 64964 кв.м., с кадастровым номером 73:24:021110:107, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 30 проезд Инженерный, 21, для размещения основного производства (л.д. 26-30).
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2011 г. серии 73-АА N 279185 (л.д. 31).
26.06.2009 г. главой города Ульяновска принято постановление N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск".
01.07.2009 г. постановление N 5046 от 26.06.2009 опубликовано в газете "Ульяновск сегодня".
В составе утвержденного проекта планировки на чертеже проекта планировки нанесены красные линии (приложение N 1).
13.05.2013 г. ИП Козыреву Д.И. выдан градостроительный план земельного участка для реконструкции производственной базы N RU73304000-182.
В соответствии с указанным градостроительным планом по земельному участку и объекту недвижимого имущества - корпус 300-2, принадлежащим заявителю на праве собственности, проходит красная линия, утвержденная в составе проекта планировки постановлением от 26.06.2009 г. N 5046.
Считая постановление от 26.06.2009 г. N 5046 в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку и производственному корпусу, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ИП Козырев Д.И. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с абзацем вторым п. 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
В данном случае оспариваемым постановлением главы администрации города Ульяновска утвержден проект планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск". Оспариваемый акт не содержит норм права, не устанавливает правил поведения и является ненормативным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранений всякого нарушения его права, в том числе не соединенных с лишением владения.
Таким образом, сфера права собственника распространяется как на осуществление действий, связанных с использованием объекта недвижимости, так и на действия, связанные с запретом другим лицам без правовых оснований пользоваться этим объектом.
Согласно п. 1 ст. Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 11 ст. 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Исходя из п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Пункты 2-6 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки.
Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Таким образом, проект планировки территории и красных линий является составной частью градостроительной документации.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция), данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции она определяет основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (п. 3.4 Инструкции).
За нарушение красных линий устанавливается административная ответственность в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации (п. 3.9 Инструкции).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1 Инструкции).
Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).
В соответствии с п. 5.4 Инструкции разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 г. N 150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 г. N 4227), требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Согласно п. 6 раздела 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 раздела 3.2.1 Инструкции).
Следовательно, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Как правильно указал суд первой инстанции, утверждение проекта красных линий в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска, как неотъемлемой части градостроительной документации, без координат поворота углов красных линий, без топографической основы, учитывающей существующие объекты недвижимого имущества, не соответствует указанным выше нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что красная линия, утвержденная в составе проекта планировки Заволжского района г. Ульяновска (Приложение N 1 "Основная часть. Чертеж планировки") оспариваемым постановлением, проходит по принадлежащим заявителю объектам недвижимости: земельному участку с кадастровым номером 73:24:021110:107, и объекту под литером А2 корпуса 300-2 (год ввода в эксплуатацию 1985), расположенных по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 30 проезд Инженерный, 21, что является нарушением законных прав заявителя как собственника указанных объектов.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам от 02.09.2010 г. N А72-17095/2009, от 11.09.2013 г. по делу N А72-2943.
Доводы, приведенные администрацией и КАиГ в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2013 г. по делу N А72-11992/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11992/2013
Истец: ИП Козырев Д. И., Козырев Дамир Иршатович
Ответчик: Администрация г. Ульяновска
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска