город Омск |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А70-8768/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-393/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2013 по делу N А70-8768/2013 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью МК "Альтаир" (ОГРН 1107232037890, ИНН 7203252905) к Департамента имущественных отношений Тюменской области о признании незаконными действий по принятию изложенного в сообщении от 23.05.2013 N 130523007/10-2 решения об отказе в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Ковалева Н.А. по доверенности от 29.08.2013 N 118/08-3-Д;
от общества с ограниченной ответственностью МК "Альтаир" - Ясько Д.В. по доверенности от 09.08.2013).
установил:
общество с ограниченной ответственностью МК "Альтаир" (далее- заявитель, ООО МК "Альтаир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий по принятию изложенного в сообщении от 23.05.2013 N 130523007/10-2 решения об отказе в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое, и о возложении на Департамент обязанности предоставить данный участок в аренду с заключением договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2013 по делу N А70-8768/2013 заявленные ООО МК "Альтаир" в сообщении от 23.05.2013 N 130523007/10-2 требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в предоставлении в аренду на 3 года земельного участка площадью 10243 кв.м для размещения объекта рекреационного назначения в г.Тюмени, район оз.Нижнее Кривое, изложенный в сообщении от 23.05.2013 N 130523007/10-2, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывал на то, что ООО МК "Альтаир" обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих процедуру предварительного согласования места размещения объекта только в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, а поскольку испрашиваемый земельный участок не может быть использован для строительства, следовательно, оспариваемый отказ, изложенный в сообщении от 23.05.2013 N 130523007/10-2, является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО МК "Альтаир" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.12. 2012 N 4039-з Обществу предварительно согласовано место размещения объекта рекреационного назначения в г. Тюмени, в районе оз. Нижнее Кривое на основании акта о выборе земельного участка для строительства от 22.05.2012 N 200, а также утверждена схема расположения земельного участка от 16.11.2012 N 12/с-650 (т. л.д. 48-50).
В соответствии с пунктом 3 указанного решения Департамента от 14.12.2012 N 4039-з Обществу необходимо было обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и предоставить Департаменту межевой план и кадастровый паспорт земельного участка.
По результатам кадастровых работ земельный участок 07.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:23:0101001:3715, площадью 10243 кв.м., местоположение Тюменская область, г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта рекреационного назначения (т.1 л.д. 100-102).
12.03.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 1,02 га для размещения объекта рекреационного назначения, расположенного по адресу: г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое. К заявлению Общество приложило межевой план и кадастровый паспорт земельного участка (т.1 л.д. 32-33).
По результатам рассмотрения данного заявления Департамент направил Обществу письмо от 23.05.2013 N 130523007/10-2 "О предоставлении информации", в котором сообщил о принятом решении Совместной комиссии от 24.04.2013 об отказе Обществу в предоставлении в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы, данный участок размещен в зоне озелененных территорий общего пользования, в указанной территориальной зоне согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основного вида разрешенного использования участка может быть установлено только размещение скверов, бульваров, парков; на испрашиваемом участке расположены зеленые насаждения, снос которых допускает только в определенных случаях (т. л.д.8-9).
Полагая, что отказ в предоставлении в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
19.11.2013 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящей статьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется двумя способами: 1) с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В данном случае первым этапом в процедуре предоставления земельного участка является выбор земельного участка и принятие компетентным органом в порядке, установленном в статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.12.2012 N 4039-з Обществу предварительно согласовано место размещения объекта рекреационного назначения в г. Тюмени, в районе оз. Нижнее Кривое на основании Акта о выборе земельного участка для строительства от 22.05.2012 N 200, а также утверждена схема расположения земельного участка от 16.11.2012 N 12/с-650 (т.1 л.д. 48-50).
По результатам кадастровых работ земельный участок 07.03.2013 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 73:23:0101001:3715, площадью 10243 кв.м., местоположение Тюменская область, г. Тюмень, в районе оз. Нижнее Кривое, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объекта рекреационного назначения (л.д. 100-102).
Между тем, из заявления Общества от 12.03.2013 не усматривается, что участок испрашивался Обществом в аренду для строительства (л.д. 32, 121). В Акте о выборе земельного участка для строительства N 200 от 22.05.2013 также указано, что на земельном участке предварительно согласовывается размещение объекта рекреационного назначения (т.1 л.д. 10-21).
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Однако наличие такого решения, а также акта выбора с полученными согласованиями не препятствует обращению Общества с заявлением о предоставлении этого же участка для целей, не связанных со строительством.
Вывод Департамента о том, что испрашиваемый заявителем участок планируется Обществом для строительства, основан лишь на предположениях. Какие-либо доказательства того, что Общество будет использовать данный участок способом, противоречащим разрешенному использованию "для размещения объекта рекреационного назначения" в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела, разрешенным использованием испрашиваемого Обществом земельного участка является размещение объекта рекреационного назначения. Общество просило предоставить данный участок в аренду для размещения пляжа в районе оз. Нижнее Кривое г. Тюмени.
Отказ в предоставлении Обществу в аренду на 3 года испрашиваемого земельного участка мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы, данный участок размещен в зоне озелененных территорий общего пользования, в указанной территориальной зоне согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основного вида разрешенного использования участка может быть установлено только размещение скверов, бульваров, парков; на испрашиваемом участке расположены зеленые насаждения, снос которых допускает только в определенных случаях (т. л.д.8-9).
Между тем, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод Департамента о том, что спорная территория предусмотрена исключительно для размещения скверов, бульваров и парков.. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу документов территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В свою очередь, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отнесение земельных участков к территориальным зонам осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 1, 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае разрешенным использованием испрашиваемого Обществом земельного участка является размещение объекта рекреационного назначения. Общество просило предоставить данный участок в аренду для размещения пляжа в районе оз. Нижнее Кривое г. Тюмени.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации ).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункт 2 статьи 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 50 Водного кодекса РФ проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 34 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, предусмотрен градостроительный регламент зоны учреждений и объектов рекреационного назначения Р-1.
Зона учреждений и объектов рекреационного назначения Р-1 выделена для обеспечения условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения. Размещение объектов в зоне Р-1 допускается при условии соблюдения лесного, водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.
Основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне Р-1 для размещения объектов рекреационного значения, для размещения объектов инженерно-технического зданий, сооружений, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ.
Зона озелененных территорий общего пользования (Р-2), на которую ссылается Департамент, выделена в целях создания озелененных территорий общего пользования (за исключением городских садов, парков), сохранения чистой окружающей среды в интересах здоровья населения. В составе территориальной зоны Р-2 располагаются земельные участки в границах территорий общего пользования (за исключением парков, городских садов), на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (статья 35 Правил землепользования и застройки города Тюмени).
Основным видом разрешенного использования земельных участков в зоне Р-2 является размещение элементов озеленения и благоустройства, вспомогательным - размещения объектов инженерно-технического зданий, сооружений, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ.
Согласно представленной Департаментом схеме расположения земельного участка на Генплане (ред. от 27.09.2012), испрашиваемый Обществом участок относится в зоне озелененных территорий общего пользования. При этом вывод Департамента о том, что данная территория предусмотрена исключительно для размещения скверов, бульваров и парков не соответствует статье 35 Правил землепользования и застройки. В соответствии с Генпланом испрашиваемый участок относится к зоне Р-2, которая, как уже указывалось выше, не исключает правовой возможности размещения на ней пляжа как зоны отдыха.
Таким образом, размещение пляжа как объекта рекреационного назначения на испрашиваемом Обществом земельном участке не противоречит основному и вспомогательному разрешенному использованию земельных участков как зоны Р-1, так и зоны Р-2.
В рассматриваемом случае предоставление Обществу испрашиваемого участка для размещения объекта рекреационного назначения (пляжа) не противоречит целевому назначению земель рекреационного назначения, соответствует разрешенному виду использования данного земельного участка, а также соответствует Генеральному плану города Тюмени и проекту планировки территории города Тюмени.
Ссылка Департамента на то, что на земельном участке имеются зеленые насаждения также не является препятствием для предоставления данного участка в аренду для размещения пляжа, поскольку возможность размещения на испрашиваемом участке объектов рекреационного значения подтверждена Департаментом городского хозяйства администрации г. Тюмени, а также Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, что подтверждается приложениями к Акту выбора от 22.05.2012. При этом размещение пляжа должно осуществляться в соответствии с требованиями норм и правил по проектированию зоны отдыха, определенными Методическими рекомендациями, в том числе, с сохранением озеленения, а также с соблюдением водного законодательства, в том числе, по обеспечению беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.
В этой связи, отказ Департамента от 23.05.2013 в предоставлении ООО МК "Альтаир" в аренду земельного участка по данному основанию является необоснованным и незаконным, и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно создает препятствия в реализации Обществом своих прав.
Таким образом, удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2013 по делу N А70-8768/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8768/2013
Истец: ООО МК "Альтаир"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4560/14
24.02.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-393/14
17.02.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8768/13
19.11.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8768/13