г. Самара |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А72-12222/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2013 г. по делу N А72-12222/2013 (судья Семенова М.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Андриановой Людмилы Ивановны (ОГРНИП 304732723900053), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
третье лицо:
Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным градостроительного плана,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Андрианова Людмила Ивановна (далее - заявитель, ИП Андрианова Л.И., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области к администрации города Ульяновска (далее - ответчик, администрация) с заявлением, с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 12.07.2013 г. N RU73304000-283 в части обозначения на чертеже места допустимого размещения объекта с отступом от красной линии; об обязании ответчика выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 73:24:041810:49, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, 15, с обозначением на чертеже зоны допустимого размещения объекта по красной линии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КАиГ).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и КАиГ обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалобы указывают, что зона допустимого размещения объекта на чертеже градостроительного плана земельного участка была указана с учетом существующей застройки.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Андрианова Л.И., считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра г. Ульяновска от 19.07.2004 г. N 1792 предварительно согласовано Андриановой Л.И. место размещения строительства пристроя к магазину "Прока-Бакалея" на земельном участке площадью 76,0 кв.м. в здании по ул. Минаева, 15 в Ленинском районе (земли поселений); утвержден акт выбора земельного участка от 02.10.2002 г. N 280 и проект границ земельного участка для строительства пристроя к магазину по ул. Минаева, 15 в Ленинском районе; разрешено проведение проектных работ для строительства пристроя к магазину по ул. Минаева, 15 в Ленинском районе; Андриановой Л.И. был передан в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 76,0 кв.м. для проведения изыскательских работ на строительство пристроя к магазину.
01.08.2005 г. между администрацией и ИП Андриановой Л.И. был заключен договор аренды N 24-4-011960 земельного участка площадью 76,0 кв.м.
14.06.2013 Андрианова Л.И. обратилась с заявлением к главе администрации (вх. N 8693-4 от 14.06.2013 г.) о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 76,0 кв.м. с кадастровым номером 73:24:041810:49 под реконструкцию нежилого помещения со строительством пристроя.
12.07.2013 г. Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска был подготовлен градостроительный план указанного земельного участка, в котором определена зона допустимого размещения объекта в 4 метрах от красной линии.
Градостроительный план утвержден главой администрации.
Считая, что градостроительный план земельного участка в части раздела "Чертеж градостроительного плана земельного участка", допускающего размещение объекта не на всей площади земельного участка, а за 4 метра до красной линии, является незаконным и нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, принявший акты (ч. 5 ст. 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актами законных прав лежит на лице, оспаривающем эти акты (ст. 65 АПК РФ).
В пункте 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство (реконструкцию), является градостроительный план земельного участка.
На основании частей 1 и 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Министерством регионального развития Российской Федерации приказом от 10.05.2011 г. N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, согласно которой на чертеже градостроительного плана, в частности, указываются схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план); красные линии; обозначение существующих (на дату представления документа) объектов капитального строительства; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства; места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
К территориям общего пользования относятся такие территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Ульяновской городской Думы от 26.03.2008 г. N 31 Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные Решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, изложены в новой редакции и приведены в соответствие с Генеральным планом города Ульяновска, который был утвержден Решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 г. N 83.
Согласно ст. 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" принятые до введения в действие настоящих Правил нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам; разрешения на строительство, реконструкцию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными; решения Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, решения об утверждении проекта границ земельного участка, решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решения о проведении проектных работ, решения о предоставлении земельных участков, принятые до введения в действие настоящих Правил или изменений в них, являются действительными и служат основанием для последующего принятия решений об утверждении проекта границ, о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка, выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Из чертежа градостроительного плана спорного земельного участка следует, что размещение объекта предусмотрено не на всей площади земельного участка, а за 4 метра до красной линии.
Между тем администрация города не вправе установить произвольно в градостроительном плане зону допустимого размещения объекта, поскольку зона допустимого размещения объекта и варианты его размещения на земельном участке имеют существенное значение, так как от них зависит ширина, длина, площадь, форма, пространственная ориентация и другие важные параметры будущего объекта строительства.
Ответчик, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представил доказательства обоснованности расположения зоны допустимого размещения объекта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обозначение на чертеже градостроительного плана земельного участка места допустимого размещения объекта без учета фактического расположения здания магазина - по красной линии, к которому будет осуществляться строительство пристроя, создали предпринимателю препятствия в осуществлении реконструкции объекта со строительством пристроя.
В материалы дела представлены фотографии жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, 15, из которых видно, что по всей его длине он ровно пристроен офисами, магазинами, следовательно, уменьшение Андриановой Л.И. зоны допустимого размещения объекта приведет к нарушению целостности архитектурной панорамы дома.
Поскольку градостроительный план земельного участка в оспариваемой части противоречит вышеприведенным нормам и нарушает права и законные интересы предпринимателя, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК, принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные администрацией и КАиГ в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2013 г. по делу N А72-12222/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12222/2013
Истец: Андрианова Людмила Ивановна, ИП Андрианова Л. И.
Ответчик: Администрация города Ульяновска
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска