город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2014 г. |
дело N А32-23524/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 14.04.2013 г. Шутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Подшибякиной Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2013 г. по делу N А32-23524/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Подшибякиной Натальи Владимировны о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2013 г. N 504 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крыловском районах
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Подшибякина Н.В., (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крыловском районах (далее - управление) от 12.07.2013 г. N 504 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия состава и события административного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, индивидуальный предприниматель Подшибякина Наталья Владимировна обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что в данном случае заявитель не может выступать в качестве субъекта административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ее деятельность не связана с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой воды или технической воды абонентам. Кроме того, заявитель также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем нарушено законодательство о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания явку, своего представителя не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 04.07.2013 г. в 14 час. 00 мин. в ходе проведения административного расследования в тепличном хозяйстве индивидуального предпринимателя Подшибякиной Н.В. по адресу: Северо-западная окраина с. Львовского Северского района установлено, что индивидуальным предпринимателем Подшибякиной Натальей Владимировной нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0701000:1809 для хозяйственно-бытового водоснабжения работников теплиц (мытье посуды, овощей, использование в душевой) используется скважина, на которую отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения. Зона строгого режима не огорожена, оголовок скважины не закрыт, чем создается угроза фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты. Отсутствует проект зон санитарной охраны, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение органа Роспотребнадзора и утвержденный в установленном порядке. К водозаборному сооружению отсутствуют дорожки с твердым покрытием. Не ведется производственный лабораторный контроль в установленном порядке за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды, что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.2.3, 3.2, 5.2 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", п.п. 1.6, 1.13, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Определением от 02.07.2013 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Подшибякиной Н.В., согласно которого житель села Львовского Северского района Черкасский В.В. обратился в управление по работе с обращениями граждан администрации Краснодарского края (обращение 14173/13-1-0/35). Обращение было передано в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, а оттуда - в территориальный отдел Управления Росптребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах. В обращении указывается на неудовлетворительные условия проживания, загрязнение почвы и атмосферного воздуха в связи с деятельностью теплиц, расположенных на территории села Львовского, где используется труд иностранных граждан (китайцев). В соответствии с информацией управления по сельскому, лесному хозяйству и перерабатывающему производству сельскохозяйственной продукции администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края N 3419 от 26.06.2013 г., на территории Львовского сельского поселения имеется три сельскохозяйственные организации, привлекающие к трудовой деятельности граждан иностранных государств: ООО "Юйсян", ООО "Перспектива", ИП Подшибякина Н.В. Копия данного определения 02.07.2013 г. вручена индивидуальному предпринимателю Подшибякиной Н.В., что подтверждается ее росписью.
04.07.2013 г. заместителем начальника отдела ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах Котяш О.В., в присутствии двух понятых, а также индивидуального предпринимателя Подшибякиной Н.В., произведен осмотр тепличного хозяйства, расположенного по адресу: северо-западная окраина с. Львовского Северского района, и вынесен протокол осмотра. Копия протокола осмотра 04.07.2013 г. вручена индивидуальному предпринимателю Подшибякиной Н.В., что подтверждается ее росписью.
04.07.2013 г. заместителем начальника отдела ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах Котяш О.В., в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 035811 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе сделана отметка о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 12.07.2013 г. в 10 час. 00 мин. в управлении по адресу: ст. Северская, ул. Ильская, д.7, актовый зал. Протокол составлен в присутствии индивидуального предпринимателя Подшибякиной Н.В. и 04.07.2013 г. вручен ей под роспись.
12.07.2013 г. главным государственным санитарным врачом в Северском, Абинском, Крымском районах Ивановым В.А., вынесено постановление N 504 по делу об административном правонарушении, в котором предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Постановление составлено в присутствии индивидуального предпринимателя Подшибякиной Н.В. и 12.07.2013 вручено ей под роспись.
Не согласившись с указанным постановлением управления, используя право на судебную защиту, предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологическою заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2.3 санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.
В соответствии с пунктом 3.2 санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" требования к санитарной охране подземных вод. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров.
В соответствии с пунктом 5.2 санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" требования к организации контроля за охраной подземных вод. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиП 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Основные мероприятия на территории ЗСО: Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностною стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Наличие выявленных в момент проверки нарушений не опровергнуто предпринимателем. Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, факт нарушения предпринимателем санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, установленных нормами и правилами, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.07.2013 г. N 035811 и постановлением от 12.07.2013 г. N 504.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является верным.
Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 указанного Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины индивидуального предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.
Доказательств невозможности соблюдения предпринимателем статьи 18 Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.2.3, 3.2, 5.2 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", п.п. 1.6, 1.13, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности не установлено. Производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого же дела подтверждается материалами дела и не оспаривается самим предпринимателем.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Апелляционная коллегия не усматривает достаточных оснований для признания правонарушения малозначительным. Указанный вопрос был исследован в суде первой инстанции, которому дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части не имеется.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих вину предпринимателя не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2013 г. по делу N А32-23524/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23524/2013
Истец: ИП Подшибякина Наталья Владимировна, Ким Сергей Сергеевич, Подшибякина Н. В
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крыловском районах
Третье лицо: ТО Управления Роспотребнадзора по КК в Северском, Абинском, Крымском районах